Кредитные кооперативы в Российской Федерации

Дипломная работа

Кредит является активным и весьма важным эффективным «участником» народнохозяйственных процессов. Без него не обходятся ни государства, предприятия, организации и население, ни производство и обращение общественного продукта. С помощью кредита происходит перелив ресурсов, капитала, создается новая стоимость.

Банковская система является ключевой частью кредитной системы страны, концентрирующей основную массу кредитных и финансовых операций, но следует отметить и наличие парабанковской системы — небанковских специализированных кредитно-финансовых организаций, ведущих операции в определенных сегментах финансового рынка или ориентирующихся на обслуживание определенных типов клиентуры. К таким организациям относятся кредитные кооперативы,

Появление на российском финансовом рынке новой формы микрофинансовых институтов — кредитных потребительских кооперативов граждан, представляет собой важную альтернативу банкам и финансовым компаниям. Однако в развитии кредитного движения в настоящее время существует огромная масса проблем, в частности:

  • создание устойчивой методологической и правовой базы функционирования данных финансовых институтов;
  • повышение надежности деятельности кооперативов путем обязательного создания резервных и страховых фондов для защиты экономических интересов пайщиков;
  • отсутствие концептуальных положений по нормативному регулированию бухгалтерского и налогового учета, налогообложению и налоговому планированию.

В связи с этим актуальность исследования дальнейшего развития кредитной кооперации в Российской Федерации достаточно высока. В том числе из-за общей нестабильности в финансовой сфере, вызванной последним экономическим кризисом. Следует отметить, что диверсификация рынка кредитования — это не только новые возможности для оборота средств и финансирования экономики, но и серьезная поддержка существующей финансовой системы, так как для более эффективного функционирования кредитной системы необходима специализация финансовых институтов различных сегментов кредитования: ипотека, микрофинансирование, кооперативное кредитование. Исходя из этого возникновение, становление и развитие кредитных кооперативов — это тема актуальная как для участников финансовых рынков, так и для пользователей кредитных услуг.

8 стр., 3820 слов

Международные финансово-кредитные институты

... деятельности международных финансовых институтов; выявить участие России в этих организациях. 1. Международный валютный фонд Среди международных финансовых организаций центральное положение занимает Международный валютный фонд ... зоны евро (управление портфелем); обеспечение бесперебойной работы платежных систем. Первостепенной целью монетарной политики ЕЦБ является поддержание ценовой стабильности. ...

Объектом дипломной работы является деятельность кредитных кооперативов

Субъектом, Целью исследования

Задачами , поставленными при написании дипломной работы, являются:

  • Изучить роль кредитных кооперативов
  • Исследовать основы государственного регулирования кредитных кооперативов
  • Оценить состояние современного рынка кредитных кооперативов в РФ.
  • Найти пути совершенствования деятельности кредитных кооперативов.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения.

В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования и деятельности кредитных кооперативов.

Во второй главе приводится оценка и анализ современного рынка кредитной кооперации в РФ.

В третьей главе затронут вопрос о совершенствовании и проблемах кредитных кооперативов в РФ и в Белгородской области в частности.

Работа выполнена на 59 листах, содержит 2 Рисунка и 1 Таблицу.

Теоретико-методологической основой, Методы исследования:


Кредитный кооператив — добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальном, профессиональномуaи (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков) [2].

Кредитно-потребительское движение в форме кредитных потребительских кооперативов, потребительских обществ, обществ взаимного кредитования, жилищных накопительных кооперативов граждан и других некоммерческих кредитных образований, работающих на основе действующего федерального и регионального законодательства, в настоящее время становится одним из действенных инструментов финансового рынка России. История становления и развития кредитной кооперации насчитывает почти 160 лет.

В экономической литературе выделяется 8 разновидностей кооперации: производственная, жилищная, кредитная, потребительская, промысловая, сбытовая, сельскохозяйственная и снабженческая [13; C.12-17].

Обзор экономической литературы подтверждает, что исследователи по-разному подходят к определению кооператива. Первая группа дает определение кооператива, включая в него важнейшие, по их мнению, его характеристики. Вторая группа ученых, не формулируя такого определения, выделяет более широкий перечень присущих кооперативам характеристик.

Вопрос о понятии кооператива был специально рассмотрен на заседании XXXI конгресса Международного кооперативного альянса, состоявшегося в 1995 г. в г. Манчестере (Великобритания).

В результате дискуссий конгрессом было дано следующее определение: «Кооператив — это самостоятельная организация людей, добровольно объединившихся с целью удовлетворения своих общих экономических, социальных и культурных потребностей с помощью совместного владения и демократически управляемого предприятия». [13; C.15].

Федеральный закон «О кредитных потребительских кооперативах граждан» определяет КПКГ как «…потребительский кооператив граждан, созданный гражданами, добровольно объединившимися для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи» [3].

2 стр., 902 слов

ИНСТРУМЕНТЫ КРЕДИТНОГО РЫНКА

... риска; 7) ускоряет оборот капитала, способствует активизации экономических процессов. ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ финансовые инструменты ИНСТРУМЕНТЫ КРЕДИТНОГО РЫНКА 1. Денежные активы, составляющие основной объект кредитных отношений между кредитором и заемщиком. 2. Чеки, представляющие денежный ...

У кредитных кооперативов есть масса преимуществ. В первую очередь это простота, надежность и доступность.

Члены кредитного кооператива сами решают, каким быть их кооперативу, самостоятельно определяют, какие услуги и на каких условиях должен предоставлять кредитный кооператив, избирают своих руководителей, контролируют их работу и так далее.

Кредитный кооператив не ставит своей задачей получение прибыли, то есть не является коммерческой организацией. Кредитные кооперативы не рискуют деньгами пайщиков. Каждый член кооператива является одновременно клиентом, собственником и управленцем, вкладчиком и заемщиком.

В кредитном кооперативе получить займ можно значительно быстрее и проще. Тем не менее, «короткие деньги» достаточно дорогие, и процентная ставка в кооперативах может превышать банковскую, но, тем не менее, спрос велик. [53]

Основными видами кредитных кооперативов являются:

Ссудо-сберегательные ассоциации,

Активные операции в основном состоят из ипотечных ссуд и кредитов, которые составляют 90%, а также вложений в государственные ценные бумаги (центрального правительства и местных органов власти).

В последние годы ссудо-сберегательные ассоциации представляют серьезную конкуренцию коммерческим и сберегательным банкам в борьбе за привлечение сбережений населения. Это достигается путем установления высокого процента, а также в результате стремления населения с помощью данных учреждений решить жилищную проблему.

Ссудо-сберегательные ассоциации носят в основном кооперативный характер, так как базируются преимущественно на взносах пайщиков.

Ссудо-сберегательные ассоциации и строительные общества являются серьезными конкурентами банков, страховых компаний в предоставлении ипотечных кредитов. Необходимо отметить, что в целом ссудо-сберегательные ассоциации доминируют на рынке ипотечного кредита для жилищного строительства. Как правило, к их услугам в западных странах прибегают в основном средние слои населения.

Финансовые компании

Организационными формами могут быть акционерная и кооперативная. Финансовые компании представлены двумя видами: по финансированию продаж в рассрочку и личного финансирования. Первые занимаются продажей в кредит товаров длительного пользования (автомобили, телевизоры, холодильники и т.п.), предоставлением ссуд мелким предпринимателям, финансированием розничных торговцев. Вторые, как правило, выдают ссуды в основном потребителям, а иногда финансируют продажи только одного предпринимателя или одной компании. Компании обоих видов предоставляют ссуды на срок от года до трех лет.

Пассивные операции компании осуществляют главным образом за счет выпуска собственных ценных бумаг, а также краткосрочных кредитов у коммерческих и сберегательных банков. Основой активных операций являются выдача потребительских кредитов, а также вложения в государственные ценные бумаги. На потребительские кредиты приходится до 90% активных операций.

Финансовые компании служат важным инструментом проталкивания товаров длительного пользования на рынки для крупных промышленных корпораций, особенно в условиях низкого спроса и ухудшения экономической конъюнктуры. Своеобразие деятельности компании состоит в том, что она взимает довольно высокий процент за кредит — от 10 до 30% в разные периоды.

Потребитель, или заемщик, в случае невозможности возврата потребительской ссуды лишается своего имущества, которое переходит в собственность финансовой компании.

12 стр., 5772 слов

Кредитно-финансовые институты

... усложняется. Появляются новые виды финансовых учреждений, новые кредитные учреждения, инструменты и методы обслуживания клиентуры, поэтому выбранная мной тема и является актуальной. Целью работы является подробное рассмотрение ... под контроль корпорации попали 9 банков, в том числе один из крупнейших финансовых институтов IndyMac. Однако Россия более чем в 3,5 раза увеличила свои вложения ...

Кредитные союзы

Кредитные союзы в основном специализируются на обслуживании малосостоятельных слоев населения. Большое количество нуждающихся в финансовой помощи обусловило довольно быстрый рост числа кредитных союзов и значительное расширение их операций.

Специфика кредитных доходов стоит в том, что руководство кредитных союзов обладает правом узнавать, где берутся средства на погашение ссуд. Более того, если кредитный союз организован работодателями или профсоюзами, они могут вычитать из заработной платы работников средства на погашение ссуд. [ 28; C.446-452]

Российское движение кредитной кооперации основывается на международных правилах и принципах деятельности, которые были сформулированы и утверждены на конгрессе Международного кооперативного альянса в Манчестере в 1995 г. [11]

Принцип «добровольное и открытое членство» означает, что кооператив — организация, основанная на доброй воле любого человека, независимо от пола, социального происхождения, расы, политической принадлежности или религии, способного использовать его услуги и взять на себя ответственность пайщика. Суть принципа «демократические права пайщиков» состоит в том, что это демократическая организация, руководимая пайщиками, активно участвующими в разработке политики и принятии решения. Все члены кооператива, независимо от размера их пая, пользуются равными правами.

Принцип «экономическое участие пайщиков» означает, что пайщики справедливо участвуют в образовании капитала своего кооператива и контролируют его. Часть этих средств является общей собственностью кооператива.

Особенность принципа «самостоятельность и независимость» заключается в том, что кооперативы — это самостоятельные организации по оказанию взаимной помощи, управляемые их же членами.

Соглашения с другими организациями, включая правительственные, поиск внешних источников пополнения фондов должны проходить в условиях, сохраняющих демократические полномочия пайщиков и поддерживающих независимость кооператива.

Согласно принципу «обучение, подготовка и информационная открытость» кооперативы воспитывают и обучают своих пайщиков, избранных руководителей, управляющих и служащих, что является необходимым условием его эффективного развития. Они информируют общественность о сущности и преимуществах кооператива.

Принцип «кооперативное сотрудничество» основан на том, что для предоставления наилучших услуг своим пайщикам и для укрепления кооперативного движения кооперативы сотрудничают друг с другом внутри местных, региональных, национальных и международных структур.

Последний принцип — «забота о социальном развитии своих сообществ» — заключается в том, что кооперативы способствуют длительному развитию их коллектива и выполняют функцию социальной защиты граждан в сфере финансовых услуг. [13; C.12-17]

Финансово-кредитный механизм кредитных кооперативов интегрирует систему методов, рычагов, стимулов и форм организации управления финансовыми и кредитными отношениями, посредством которых осуществляется формирование, распределение и использование финансовых ресурсов и достигается воздействие на социально-экономическое развитие общества.

6 стр., 2727 слов

Мировой кредитный и финансовый рынок

... лице юридических, физических лиц и государства, испытывающих потребность в финансовых ресурсах и готовых заплатить за право их временного использования. Исходя из целевой направленности кредитных ресурсов рынок ссудных капиталов можно ...

Неотъемлемым элементов финансово-кредитного механизма кредитной кооперации является процесс формирования, распределения и перераспределения финансовых и кредитных ресурсов, опосредованный возникновением финансово-кредитных отношений.

Методы обеспечения финансовыми ресурсами включают методы финансирования, распределения и использования финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы кредитных потребительских кооперативов граждан формируются за счет членских взносов, прироста собственного капитала, нераспределенной прибыли, различных целевых поступлений и т.д. Мобилизация финансовых ресурсов может осуществляться на финансовом и кредитном рынках, посредством купли-продажи ценных бумаг, размещения временно свободных денежных средств кооператива в целях получения прибыли, страховых возмещений, доходов от финансовых операций и т.д. [46]

Часто кредитные кооперативные объединения — единственное место, где представители малого бизнеса могут получить дополнительные денежные средства по более низким процентным ставкам, чем у коммерческих банков. Обратившись в кооператив, предприниматели сэкономят не только деньги за счет более низких процентных выплат, но и собственное время.

Источниками формирования имущества кредитного кооператива могут быть как собственные, так и привлеченные средства. Собственные активы кооператива формируются за счет паевых и вступительных взносов его членов, доходов от деятельности и прочих поступлений.

Кооперативы меньше реагируют на экономические кризисы по ряду причин:

  • денежные фонды кооперативов принадлежат пайщикам, следовательно, они могут принять решение о возврате своих средств;
  • управление в кредитных кооперативах прозрачно, поэтому денежные потоки легко проследить;
  • вложение средств в рискованные операции запрещено (ст.6 Федерального закона от 18.07.2009 г.

№ 190-ФЗ «О кредитной кооперации»), а значит, вероятность финансовых потерь сведена к минимуму;

  • пайщики знают друг друга лично, и невозврат кредита практически исключен.

Паевой взнос члена кредитного кооператива может быть обязательным и дополнительным. Обязательный пай дает право голоса и участия в деятельности кооператива. Вклад можно делать как в денежной форме, так и в натуральной (но не более 50% пая).

Дополнительный пай (или личные сбережения) члены кооператива вносят по желанию сверх обязательного. По нему получают дивиденды. Кооператив в обязательном порядке формирует резервный фонд, размер которого должен составлять не менее 5 процентов от паевого капитала. [42; C.1-2]

Также имущество кредитного потребительского кооператива граждан образуется за счет доходов кредитного потребительского кооператива граждан от осуществляемой им деятельности, а также за счет спонсорских взносов, благотворительных пожертвований и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Имущество кредитного потребительского кооператива граждан принадлежит ему на праве собственности. Личные сбережения членов кредитного потребительского кооператива, привлекаемые в фонд финансовой взаимопомощи, не являются собственностью кредитного потребительского кооператива и не обременяются исполнением его обязательств. [4]

Структуру финансовых ресурсов кредитных кооперативов можно представить следующим образом:

  • Образуемые за счёт собственных средств (прибыль от собственной деятельности, паевые и иные взносы пайщиков, целевые поступление, устойчивые пассивы).
    4 стр., 1671 слов

    Кредитные операции международных финансовых организаций

    ... его двумя филиалами - Международной финансовой корпорацией (МФК) и Международной ассоциацией развития (МАР). ... факторов и связей функционирование международных валютно-финансовых и кредитных отношений усложнилось и ... Международный валютный фонд (МВФ), группу Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Всемирную торговую организацию ...

  • Мобилизуемые на финансовом рынке (кредит, доход по операциям с иностранными валютами и драгоценными металлами).

  • Поступающие в порядке перераспределения (страховые возмещения;
  • финансовые ресурсы, формируемые на паевых началах;
  • бюджетные субсидии).

С точки зрения роли кредитных кооперативов в системе финансового и кредитного рынков можно выделить следующие типы финансово-кредитных отношений:

  • по формированию финансовых и кредитных ресурсов;
  • по размещению финансовых и кредитных ресурсов (данная группа финансово-кредитных отношений кредитных потребительских кооперативов граждан в отличие от кредитных организаций банковского типа имеет своей целью не получение прибыли, а удовлетворение потребностей членов кооператива);
  • по регулированию финансового и кредитного рынков, направленные на рационализацию их функционирования, ограничение финансовых и кредитных рисков как кооперативов, так и их членов, создание резервов и т.д.

[45]

Специфика кредитных отношений кредитного кооператива заключается в том, что кредитный кооператив одновременно выступает элементом кооперативных и кредитных отношений и создается в целях удовлетворения кооперативных принципов и инвестиционных потребностей его членов.

Основным документом, регламентирующим деятельность кредитных потребительских кооперативов, за исключением сельскохозяйственных, является Федеральный закон от 18.07.2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации».

В соответствии с указанным законом, кредитный потребительский кооператив (далее — КПК) — добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков).

июля 2009 г. Президент РФ Д. Медведев подписал Федеральный закон «О кредитной кооперации», принятый Государственной Думой 3 июля 2009 г. и одобренный Советом Федерации 7 июля 2009 г. Федеральным законом определяются правовые основы создания и деятельности кредитных потребительских кооперативов различных видов и уровней, союзов (ассоциаций) и иных объединений кредитных потребительских кооперативов (за исключением сельскохозяйственных потребительских кооперативов и их объединений), в том числе саморегулируемых организаций.

Закон устанавливает три вида кредитных кооперативов:

  • кредитный потребительский кооператив — добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков);
  • кредитный потребительский кооператив граждан — кредитный кооператив, членами которого являются исключительно физические лица;

— кредитный кооператив второго уровня — кредитный кооператив, членами которого являются исключительно кредитные кооперативы. Кредитные кооперативы второго уровня создаются не менее чем пятью кредитными кооперативами на основе членства по территориальному (региональному, межрегиональному, федеральному) или иному принципу.

Деятельность кредитного кооператива состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива посредством объединения паев и привлечения денежных средств членов кредитного кооператива и иных денежных средств, а также путем размещения указанных денежных средств путем предоставления займов членам кредитного кооператива для удовлетворения их финансовых потребностей.

Регистрация кооператива осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». То есть требования к документам, подаваемым на государственную регистрацию, такие же, как к коммерческим организациям. Исключение составляет Устав кооператива, разрабатывать который необходимо с учетом требований Федерального закона от 18 июля 2009 года №190-ФЗ «О кредитной кооперации». Для создания кооператива необходимо следующее:

  • Подготовить документы для регистрации кооператива и провести учредительное собрание более 15 граждан или 5 юридических лиц, на котором принимается решение о создании кооператива, утверждается Устав и избираются органы управления кооператива.
  • Заверить у нотариуса заявление на государственную
  • Подать документы на регистрацию в регистрирующий орган.
  • После получения регистрационных документов, изготовить печать, встать на учет во внебюджетных фондах и открыть расчетный счет.

Однако для начала деятельности кооператив должен пройти еще несколько процедур.

  • Организовать систему контроля, направленного на противодействие отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Кредитные потребительские кооперативы относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имущество, поэтому согласно действующему законодательству они обязаны принимать меры, направленные на противодействие отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. А именно в рамках такой работы они должны:

разработать и утвердить Правила внутреннего контроля в целях предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Правила внутреннего контроля кооператива составляются на основе рекомендаций Правительства Российской Федерации в области разработки правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

сообщать в региональное отделение Финансовой службы по финансовому мониторингу обо всех подозрительных операциях с денежными средствами и имуществом, подлежащих обязательному контролю согласно действующему законодательству, в случае возникновения подозрений, что эти операции проводятся с целью отмывания доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

принять в штат специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля;

— Правила внутреннего контроля кооператива — это индивидуальный документ для каждой организации. В Правила необходимо обязательно учитывать не только специфику деятельности организации, но и последние изменения в законодательстве, которые происходят в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма очень часто. [53]

Кредитный кооператив может быть создан не менее чем 15 физическими лицами или пятью юридическими лицами. Кредитный кооператив, членами которого являются физические и юридические лица, может быть создан не менее чем семью указанными лицами. В целях обеспечений финансовой устойчивости кооператива законом предусмотрен ряд ограничений, к примеру, кооператив не вправе предоставлять займы лицам, не являющимся его членами, выпускать эмиссионные ценные бумаги, проводить операции с ценными бумагами, осуществлять торговую и производственную деятельность. Кроме того, величина резервного фонда кредитного кооператива должна составлять не менее 5% суммы денежных средств, привлеченных от членов кооператива и отраженных в финансовой отчетности на конец предыдущего отчетного периода (2% — для кооператива, срок деятельности которого составляет менее двух лет со дня его создания).

Также устанавливаются максимальные суммы займов и максимальная величина паевого фонда. Законом также регламентирован порядок приема в члены кредитного кооператива, он определяет органы управления, распределение доходов кооператива.

Согласно документу, кредитный кооператив привлекает денежные средства своих членов на основании:

  • договоров займа, заключаемых с юридическими лицами;
  • договоров передачи личных сбережений, заключаемых с физическими лицами.

Кредитный кооператив предоставляет займы своим членам на основании договоров займа, заключаемых между кредитным кооперативом и заемщиком — членом кооператива. Возврат займа может обеспечиваться поручительством, залогом, а также иными способами, предусмотренными федеральными законами или договором займа. В статье об обеспечении финансовой устойчивости кооператива говорится, что кооператив не вправе:

  • предоставлять займы лицам, не являющимся его членами;
  • выступать поручителем по обязательствам своих членов и третьих лиц;
  • участвовать своим имуществом в формировании имущества иных юридических лиц;
  • выпускать эмиссионные ценные бумаги;
  • проводить операции с ценными бумагами;
  • осуществлять торговую и производственную деятельность.

Для обеспечения финансовой устойчивости кредитных кооперативов устанавливаются ограничения в их деятельности. В частности, установлен запрет на привлечение денежных средств лиц, не являющихся членами кооператива, а также определены финансовые нормативы, обязательные для соблюдения кооперативами. Федеральным законом установлены требования к составу и количеству лиц, принимающих участие в создании кредитного кооператива, к его учредительным документам. Установлены также требования к членам кредитного кооператива, их права и обязанности, случаи прекращения членства, а также порядок ведения реестра таких членов.

Органами управления кредитного кооператива признаны общее собрание членов, правление, единоличный исполнительный орган, контрольно-ревизионный орган. Предусмотрена возможность определения в уставе кредитного кооператива иных органов управления. Установлены основные положения, касающиеся правового статуса и порядка деятельности таких органов управления.

Документом также устанавливается порядок приема в члены кредитного кооператива, определяются органы управления, распределение доходов кооператива и др.

Федеральным законом устанавливается обязанность кредитных кооперативов (за исключением кооперативов второго уровня) вступить в саморегулируемую организацию.

Исследования показывают, что Федеральный закон «О кредитной кооперации» решил главную проблему — надзора и контроля за данным сектором рынка, существующим в Российской Федерации уже 15 лет и породившим недобросовестных участников, которые под видом кредитных кооперативов отбирали у населения накопленные денежные средства.

Закон значительно усложняет возможности мошенников и защищает интересы пайщиков кооперативов, которые передают свои накопления кредитным кооперативам.

В законе определены особенности заключаемых договоров с членами кооператива, создание обязательных гарантийных фондов, система страхования рисков кооперативов.

Все кредитные кооперативы обязаны будут соблюдать единые финансовые стандарты, ограничения, отчетность, хранение документов.

Также Министерство финансов РФ ведет специальный реестр кредитных кооперативов и их саморегулируемых организаций, индивидуально контролировать работу самых крупных кооперативов.

Целесообразно предположить, что возрастет количество кредитных кооперативов, что определяет актуальность современной концепции финансовой безопасности, базирующейся на финансовом учете, управленческом анализе и внутреннем контроле.

Исследования показывают, что результативность финансовой безопасности предприятия заключается в способности кредитного кооператива самостоятельно разрабатывать и проводить финансовую стратегию, в соответствии с целями своей деятельности, в условиях неопределенной и конкурентной среды, что позволяет:

  • обеспечить финансовое равновесие, устойчивость, платежеспособность и ликвидность в долгосрочном периоде;
  • удовлетворять потребности в финансовых ресурсах для устойчивого функционирования;
  • обеспечить достаточную финансовую независимость;
  • противостоять существующим и возникающим опасностям и угрозам, стремящимся причинить финансовый ущерб;
  • изменить нежелательную структуру капитала;
  • обеспечить достаточную гибкость при принятии финансовых решений;
  • защитить финансовые интересы пайщиков кредитных кооперативов.

Объект и субъект системы обеспечения финансовой безопасности кредитной кооперации тесно взаимосвязаны. Объектом системы в целом выступает стабильное финансовое состояние субъекта деятельности кредитного кооператива в текущем и перспективном периоде. Конкретными же объектами защиты выступают финансовые ресурсы. [54]

На цели создания и развития кооперативов выделяются средства бюджетов разных уровней (федерального, субъектов РФ, муниципального), а также кредиты банков. [12; C.37-38]


В настоящее время в России работают более 3000 кредитных кооперативов и число их постоянно растет. Значимость кредитной кооперации как микрофинансового института по сбережению средств населения и кредитованию реального сектора экономики постоянно возрастает, что подтверждается наличием программ дальнейшего развития кредитного кооперативного движения на среднесрочную перспективу.

Потребительская кооперация окрепла, она уже может поддерживать финансовую систему регионов, дополняя традиционный банковский сектор и распространяя финансовые услуги населению в самых отдаленных поселениях страны. В силу различных объективных причин: неразвитой инфраструктуры или экономической нецелесообразности, банковский сектор туда просто не дотягивается. [51]

В некоторых регионах остаются открытыми вопросы повышения эффективности деятельности кредитных потребительских кооперативов, в других — не теряют значимости вопросы создания максимально благоприятных условий для создания кредитной кооперации как части финансовой системы регионов и страны. К последним относится Республика Калмыкия, ближайшие соседи которой — Ростовская, Волгоградская, Астраханская области, Ставропольский край — имеют уже многолетнюю историю и опыт функционирования кредитной кооперации.

В настоящее время потребительское кредитование выступает одним из динамично развивающихся сегментов банковской деятельности, поскольку его объемы возрастают ежегодно. Данная тенденция обусловлена процессами, происходящими в экономике страны и в банковской системе в частности. В таблице 1. в динамике представлено текущее положение рынка кредитования в Российской Федерации.

Реструктуризация собственности обусловила усиление концентрации капитала на базе слияний и поглощений. Привлечение новых корпоративных клиентов банками является скорее исключением. Основная часть компаний сформировала альянсы с действующим банковским капиталом. Ситуация для развития кредитного сектора существенно изменилась, и физические лица являются одной из составляющих расширения различных услуг кредитных организаций. С учетом мирового опыта следует отметить, что успешная деятельность многих кредитных институтов, причем с небольшими по размеру активами, обусловлена, главным образом, работой с населением. В последнее десятилетие, вплоть до глобального экономического кризиса, потребительские кредиты имеют устойчивую тенденцию роста, что подтверждается данными таблицы.

Увеличение объема предоставленных кредитов стало возможным благодаря одновременному действию следующих факторов, к которым можно отнести:

  • развитие и укрепление кредитной системы
  • рост числа потенциально кредитоспособных заемщиков в результате развития промышленного производства и увеличения доходов предприятий;
  • повышение доходов населения;
  • укрепление курса национальной валюты, что делает не выгодным для банков иметь значительные активы в иностранной валюте.

Таблица 1. Объем кредитов, предоставленных кредитными организациями Российской Федерации в 2001-2010гг. руб.

Дата

Всего кредитов, млрд руб.

В том числе выдано населению

Сумма, млд руб.

В % к общей сумме

01.01.2001

955,9

44,8

4,7

01.01.2002

1 467,4

94,6

6,4

01.01.2003

2 028,9

142,4

7,0

01.01.2004

2 910,2

299,7

10,3

01.01.2005

4 228,0

617,9

14,6

01.01.2006

5 999,4

1 179,3

19,7

01.01.2007

8786,1

2 065,2

23,5

01.01.2008

13 297,0

3 242,1

24,5

01.01.2009

13 454,5

3 537,2

26,3

01.01.2010

13 326,6

3 169,9

23,78

Темп роста (отношение 2010 г. к 2001 г.), во сколько раз

13,9

70,5

Условия для дальнейшего развития кредитования населения можно считать благоприятными. В то же время действуют и «неблагоприятные» факторы, сдерживающие это развитие. К их числу следует отнести:

) установление банками высоких процентных ставок за пользование кредитом вследствие отсутствия возможности проведения оценки индивидуальных рисков, связанных с конкретной сделкой. Так, размер расходов в среднем колеблется на уровне 20-45%, что на 5-10 пунктов выше расходов по валютным кредитам;

) дискриминацию потребителей в зависимости от финансового благополучия предприятия-продавца, что совершенно не приемлемо для массового потребителя (населения);

) высокий риск возникновения убытков в результате непогашения кредита задолженности. Использование товара, приобретенного заемщиком с привлечением кредита, в качестве обеспечения выполнения обязательств, даже после его продажи не решает проблемы риска невозврата по широкому перечню товаров длительного пользования, так как фактический износ за короткий период времени может достигнуть 100%.

Глобальный экономический кризис 2008 г. нашел свое отражение и в кредитной сфере (снижение ликвидности коммерческих банков стало одной из причин ужесточения условий потребительского кредитования и сокращения объема выдачи кредитов населению).

Альтернативным и более привлекательным источником финансирования населения и малого бизнеса становятся кредитные кооперативы, в частности кредитные потребительские кооперативы граждан. [43]

Исходя из данных исследования национального проекта Развития АПК о кредитных кооперативов в 33 субъектах Российской Федерации в Южном федеральном округе кредитная кооперация развита гораздо сильнее, чем в других.

Самыми медленными темпами кредитная кооперация развивается в Дальневосточном, Уральском и Центральном Федеральных округах. Средний КПК состоит из 79 членов. Больше членов (как постоянных, так и ассоциированных) в Ставропольском крае (199 и 100), Вологодской области (266), Воронежской области (123 и 75), Ростовской, Кировской, Самарской областях. Ассоциированных членов больше в КПК, принимающих сберегательные вклады, на которые в среднем выплачивается 17,3% годовых. Отмечается достаточно невысокая помощь в организации и развитии кредитной кооперации органов управления всех уровней (они периодически оказывают консультации, но крайне редко предоставляют гарантии при получении кредитов, помогают с арендой помещения, участвуют в создании фондов развития малого предпринимательства).

Все же более активно ведет себя районная администрация, которая проводит разъяснительную работу среди населения, предоставляет помещения в аренду, выступает инициатором создания КПК. На уровне субъекта Федерации в основном занимаются только выделением средств на субсидирование процентных ставок.

Абсолютный чемпион по поддержке в среднем на КПК Калининградская область (3,3 млн р.), высоки вливания в Татарстане (933 тыс. р.) и Курганской области (949 тыс. р.).

Доля бюджетов субъектов РФ в общей бюджетной поддержке — 71%, районных — 24%, федерального бюджета — 5%.

Банковские кредиты активнее всего берут в Краснодарском крае, республиках Бурятия, Калмыкия, Вологодской, Воронежской, Иркутской, Самарской и Ростовской областях, из них кредиты «Россельхозбанка» составляют 100% в Воронежской, Самарской и Курганской областях. Высока доля «Россельхозбанка» в кредитовании в Вологодской и Иркутской областях, Краснодарском крае, Республиках Калмыкия, Бурятия и Татарстан. В Ленинградской, Ростовской и Омской областях, напротив, доля «Россельхозбанка» в предоставленных кредитах невелика. В 15 из 33 обследованных субъектов РФ КПК вообще не брали кредитов в банках, что является крайне низким показателем активности кооперативов в привлечении средств. По показателю средний кредит, взятый в коммерческих банках, на один КПК лидируют Бурятия (2192 тыс. р.), Самарская область (1707 тыс. р.), Краснодарский край (1558 тыс. р.) и Ростовская область (1123 тыс. р.).

Фонд развития сельской кредитной кооперации (ФРСКК), по данным мониторинга, предоставляет займы в четырех субъектах Федерации. Существенное кредитование в ФРСКК получают кредитные кооперативы в Ленинградской (716,7 тыс. р. на один СКПК), в Ростовской (714 тыс. р.), Вологодской (231,6 тыс. р.) областях и Ставропольском крае. В Ленинградской области это второй после сберегательных займов членов СКПК источник пополнения оборотных средств. В мониторинг не попали области традиционного кредитования ФРСКК — Волгоградская, Томская и др. По сведениям одного из респондентов экспертного опроса, в Волгоградской области «в 2006 г. «Россельхозбанком» выдано 1132 кредита на 265,6 млн р., Сбербанком — 119 на 106,6 млн р., ОАО АКБ «Волгопромбанк» — 71 на 636 млн р., кредитными кооперативами — 5684 на 914,3 млн р.». В Томской области в 2006 г. СКПК были прокредитованы из федерального бюджета (8,8 млн р.), из регионального (14,25 млн р.), из местного (32,5 млн р.), из средств регионального филиала ОАО 16 «Россельхозбанк» (20 млн р.), из ФРСКК (18 млн р.).

Достаточно редким источником пополнения средств были разного рода гранты — упоминание о них только в анкетах Белгородской, Ростовской, Новосибирской, Ленинградской и Челябинской областей, однако в Белгородской и Челябинской областях размеры грантов сопоставимы с величиной паевого капитала.

Самый большой Фонд финансовой взаимопомощи (ФФВ) в расчете на один КПК в Ставропольском крае (11 млн р.), Краснодарском крае (8,2 млн р.), Московской области (8,1 млн р.), Вологодской области (6,9 млн р.), республике Бурятия (6 млн р.).

Порядка 4 млн р. имеют в ФФВ СКПК Ростовской, Воронежской, Ленинградской, Самарской, Калининградской областей.

Низкий уровень активности в привлечении внешних источников финансирования деятельности КПК имели созданные в 2006 г. кооперативы Амурской, Рязанской, Кировской, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Челябинской областей, республик Мордовия, Алтайского и Приморского краев, Еврейской АО. Как правило, КПК в этих субъектах создавались «под национальный проект» в надежде получить как можно скорее бюджетные средства. В большинстве случаев «Россельхозбанк» таким кооперативам кредиты не предоставлял и ассоциированным членом в их состав не входил, видимо, полагая эти операции слишком рискованными. Существует опасность, что зарегистрированные «под заказ» КПК окажутся нежизнеспособными и вскоре прекратят свою деятельность.

Средний размер вступительного взноса в кредитный кооператив составляет 396 р. для физических лиц и 367 р. для юридических, обязательный пай — 598 р. и 853 р. соответственно, дополнительный пай (который существует менее чем в 18% СКПК) — 75 р. и 120 р. соответственно. Ассоциированные члены платили в среднем 1109 р. в качестве вступительного взноса и 530 р. — обязательного пая. Понятно, что наибольшими по размеру были взносы «Россельхозбанка» как ассоциированного члена.

Кроме кредитования, КПК предоставляют своим членам консультации (в 74% кооперативов), обучение (23%), принимают сберегательные вклады (52%), занимаются закупкой товаров (10%) и реализацией продукции (14%).

Таким образом, КПК восполняют недостаток информации и консультаций, на который указало большинство экспертов из 48 областей, и по существу заменяют собой отсутствующие в большинстве регионов России информационно-консультационные службы (ИКС).

Судя по тому, что СКПК занимаются закупкой и реализацией сельскохозяйственной продукции, среди КПК, попавших в выборку, есть многофункциональные кооперативы. Косвенно это подтверждает гипотезу о том, что в районах нет 19 работающих снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов. [47; С.255-281]

Исходя из исследования текущего положения рынка потребительских кооперативов в Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что кредитная кооперация находится на уровне становления, но имеет высокие перспективы развития. Во многих регионах России кредитные кооперативы уже стали серьезной альтернативой традиционным кредитным организациям.

.2 Анализ уровня и перспектив развития кредитной кооперации в РФ

В России существуют великолепные перспективы для развития кредитных кооперативов. Банковские кредиты по-прежнему остаются недоступными многим предпринимателям и гражданам, в силу как экономических, так и географических причин. Кредитные кооперативы уже сейчас являются важными финансовыми институтами в сельской местности и маленьких городах, однако КПК находят потребителей и в больших городах, вроде Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Перми и др. [55]

Кредитные потребительские кооперативы и микрофинансовые организации (МФО) за последние 2 года стали самыми многочисленными по количеству игроков сегментами финансового рынка. По данным Федеральной службы по финансовым рынкам, количество КПК на 5 декабря 2011 г. в России составило 3599, а МФО на 26 апреля текущего года — 1402.

Причем число игроков неуклонно растет ежеквартально. Для сравнения: в России работает менее 1000 банков и около 600

Такой рост игроки рынка связывают с увеличением спроса населения на микрозаймы. Портфель займов микрофинансового сектора России в 2011 г. вырос на 34% и составил 35 млрд рублей, в результате средний активный портфель займов одного микрофинансового института по итогам года составил 159 млн рублей, говорится в исследовании Российского микрофинансового центра.

В целом поквартальный рост выданных кредитов физ. лицам в IV квартале 2011 г. составил около 9%, в I квартале 2012 г. — уже 16%. При этом наибольший прирост в I квартале текущего года произошел по кредитам на сумму около 50 тыс. рублей, выданным при помощи кредитных карт — 24%. Одновременно прирост просрочки по кредитам физ. лиц замедлился. По подсчетам НБКИ, которое хранит данные 76,6 млн. кредитных историй, около половины просроченных кредитов приходится на просрочки в 5-30 дней. Объем просроченной задолженности по микрофинансовому рынку, по экспертным оценкам, составляет около 2 млрд. рублей, на аутсорсинг передано около 1 млрд рублей.

Средняя доля просрочки в сегменте свыше 30 дней просрочки составляет 5,8% от общего объема выданных кредитов, при этом в 2012 г. возможен рост этого показателя до 7-9%. При этом средняя годовая ставка по выданным микрокредитам в 2011 г. снизилась с 31,4% до 27%.

По оценкам Минфина РФ, объем микрофинансового рынка в 2014 г. может достигнуть 77 млрд рублей. В лиге кредитных союзов считают, что совокупный объем активов кредитных коопераций в ближайшие 5 лет вырастет до 90 млрд рублей, а число пайщиков — до 3-4 млн человек. При этом число КПК вырастет до 3-3,5 тыс.

Что касается микрофинансовых организаций, то основной проблемой их развития является недостаток регулирования. До трети игроков работают «в тени» и конкурируют скорее с ростовщиками, что подрывает доверие заемщиков к рынку в целом. [50]

За пять лет прошедших с момента принятия «Концепции развития системы кредитной кооперации в Российской Федерации на период 2007-2011 годы» произошло много кардинальных изменений в законодательстве, регулировании деятельности кредитной кооперации, в экономической среде в которой работают кредитные кооперативы. Система кредитной кооперации динамично развивается, в ней интенсивно происходят процессы самоорганизации. И нам, участникам российского движения кредитной кооперации, необходимо новое видение, осмысление происходящего, поиск путей её устойчивого и поступательного развития, отвечающих на вызов времени.

Неслучайно в рыночных экономиках большое внимание уделяется глубине и эффективности финансовых систем: хорошо функционирующие финансовые системы эффективны по определению, так как направляют средства на наиболее важные цели. Эти финансовые структуры выполняют и другие жизненно важные функции: в частности, оказывают услуги по сбережению, платежам и управлению рисками максимальному числу участников рынка, а также занимаются поиском возможностей для роста бизнеса и финансированием инноваций. Без всеохватывающей финансовой системы, как бедные слои населения, так и предприятия малого бизнеса могут рассчитывать только на личные сбережения или на внутренние ресурсы. Современные экономические теории все чаще указывают на важность доступа к финансам для экономического развития: именно нехватка финансов лежит в основе устойчивого неравенства доходов и медленного роста экономики. [1]

Для Российской Федерации по-прежнему характерно неравномерное распределение финансовых и банковских услуг, предложение которых значительно отстает от спроса. Такое положение дел вызвано высокими издержками на создание и обслуживание филиальной сети кредитных организаций, а также тем, что для малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей банковские кредиты недоступны из-за отсутствия необходимого обеспечения, сложной процедуры их получения.

В результате в России 40% населения не имеет доступа к финансовым услугам. Эта ситуация существенно сдерживает развитие малого бизнеса, вызывает диспропорции в экономическом и социальном развитии субъектов Российской Федерации. [1]

Новый этап в развитии кредитного движения в России начался с принятия 18 июля 2009 года ФЗ-№ 190 «О кредитной кооперации», который определил правовые, экономические и организационные основы создания и деятельности кредитных потребительских кооперативов различных видов и уровней, союзов (ассоциаций) и иных объединений кредитных потребительских кооперативов.

С июня 2011 года Министерство финансов РФ начало ведение реестров кредитных потребительских кооперативов.

В августе 2011 года были зарегистрированы первые саморегулируемые организации кредитных кооперативов, целью которых явилось регулирование деятельности кредитных кооперативов, определение стандартов и контроль за их исполнением.

С октября 2011 года контроль за деятельностью кредитных кооперативов перешел к Федеральной службе по фондовым рынкам.

октября 2011 года был зарегистрирован Национальный союз кредитных потребительских кооперативов и их объединений «Лига кредитных союзов» — результат объединения двух национальных организаций: Лиги кредитных союзов и Национального союза некоммерческих организаций финансовой взаимопомощи. [48]

Как свидетельствует международный опыт, одним из направлений решения проблемы удовлетворения спроса на финансовые услуги может стать развитие системы некредитных организаций, прежде всего кредитных кооперативов. В некоторых странах финансовыми кооперативами предоставляются до 80% микрофинансовых услуг.

Кредитные кооперативы занимают особое место в финансовой системе страны — они созданы и функционируют на демократических принципах взаимопомощи, ориентированы в своей деятельности, прежде всего на обеспечение доступа к финансовым услугам там, где другие финансовые институты работают неэффективно, вследствие высоких удельных затрат на выполнение операций с мелкими вкладами и заемщиками (жители малых городов, сельских и отдаленных регионов, личные подсобные хозяйства, малое предпринимательство, малообеспеченные слои населения и т.п.).

Кредитные кооперативы по своей природе стремятся к увеличению местного и общего благосостояния, поскольку они принадлежат своим пайщикам. Кредитные кооперативы выполняют задачу финансирования реального сектора экономики, а также важную социальную роль, прежде всего в регионах, удаленных от основных финансовых центров, — создание рабочих мест, борьба с бедностью (повышение платежеспособного спроса), обучение ведению бизнеса. Кредитные кооперативы стимулируют безработных и малообеспеченных людей, получающих пособия за счет государства, к открытию собственного дела, что не только снижает социальные обязательства бюджета, но и увеличивает налоговые поступления от частного бизнеса и субъектов финансового рынка. Еще одним системным эффектом деятельности кредитной кооперации является снижение уровня теневого и ростовщического капитала, содействие повышению прозрачности и формированию кредитной истории у микропредприятий, что по мере роста размеров бизнеса упрощает привлечение финансирования на фондовом рынке и долгосрочных кредитов в банках. Имеет место и стабилизирующая макроэкономическая функция кредитных кооперативов — формирование конкурентной среды на рынке финансовых услуг путем создания предпосылок для снижения цен и воздействие в качестве антимонопольного и антиинфляционного фактора.

Деятельность кредитной кооперации имеет прямое отношение к формированию среднего класса в России, что относится к числу фундаментальных процессов в трансформации российской экономики. В рыночной экономике средний класс — основной налогоплательщик, от его положения зависит инвестиционная, а значит, экономическая активность, наполнение государственного бюджета, реализация государственных социальных программ. Средний класс является основным потребителем произведенной продукции, обеспечивая функционирование всего хозяйственного оборота. Вектор стратегического развития России во многом будет определяться тем, как будут решены социальные проблемы в обществе, в том числе проблема формирования среднего класса.

Движение кредитной кооперации это система кредитных потребительских кооперативов различных видов и уровней, их союзов (ассоциаций) и иных объединений, направленных на обеспечение экономического и социального благосостояния своих членов.

Цель новой концепции развития, представленной правительством — определить принципиальные цели, направления и задачи движения кредитной кооперации для обеспечения эффективного развития и функционирования ее системы на период 2012-2016 годы, а также механизмы и этапы ее реализации.

Заказчиками подготовки концепции являются Лига кредитных союзов России, саморегулируемые организации кредитных потребительских кооперативов (НП «Кооперативные финансы», НП «Народные кассы — Союзсберзайм», НП «Национальное объединение кредитных кооперативов», НП «Губернское кредитное содружество», НП «Центральное кредитное объединение»).

[1]


Деятельность кредитного кооператива требует серьезного отношения к управлению организацией, но вместе с этим возникают различные сложности в этом управлении. Далее рассмотрим основные направления возникновения проблем в деятельности кредитных кооперативов.

Слабость управленческого звена. Сберегательно-кредитными кооперативами обычно руководит совет директоров, действующий на общественных началах и избираемый из числа членов. Часто все сотрудники мелких новых сберегательно-кредитных кооперативов работают на добровольных началах. По мере роста более сложные и рискованные операции требуют профессиональных руководителей. Проблемы возникают, когда члены совета директоров, работающие на добровольных началах, продолжают принимать решения, касающиеся операционной деятельности, после того, как приняты на работу профессиональные руководители, вместо того, чтобы сосредоточиться на мониторинге деятельности. Членам правления очень трудно сбалансировать противоположные интересы заемщиков и вкладчиков. Доминирование заемщиков нежелательно, поскольку заемщики не очень заинтересованы в соблюдении пруденциальной дисциплины или достижении прибыльности, в отличие от вкладчиков, которые больше всего заинтересованы в защите своих депозитов и поддержании доходов на привлекательном уровне. Хотя принятие решений по принципу «один человек — один голос» призвано гарантировать равенство прав и обязанностей всех потребителей услуг, многие члены не пользуются своим правом контроля, поскольку их индивидуальное влияние незначительно. В результате, в некоторых случаях общинная элита или заемщики получают возможность доминировать в структуре ради достижения собственных целей.

Неадекватное регулирование и надзор. Система сберегательно-кредитных кооперативов в развивающихся странах имеет репутацию нестабильной. Компетентное внешнее регулирование и надзор поможет выявить, предотвратить и разрешить многие общие проблемы.

За сберегательно-кредитными кооперативами часто осуществляет надзор то же правительственное агентство, что и за всеми нефинансовыми кооперативами, включая сельскохозяйственные и торговые. Такие агентства не имеют финансовых навыков и политической независимости, необходимой для эффективного надзора за финансовыми посредниками.

Одна из предлагаемых альтернатив — делегирование надзорных функций внешнему органу — оказывается неэффективной, если этот орган контролируется самими сберегательно-кредитными кооперативами, за которыми осуществляется надзор. Надзор за сберегательно-кредитными кооперативами требует понимания их уникальной природы рисков и соответствия надзора этой цели.

Ограниченный диапазон продуктов. В традиционных сберегательно-кредитных кооперативах предлагается только один тип кредитного продукта — 3: 1 или 5: 1 (сумма в три или пять раз превышающая баланс сбережений члена кооператива), без вариантов в зависимости от уровня риска (способности заемщика погашать заем, вида деятельности и других факторов риска).

Такие займы являются недостаточно гибкими, чтобы удовлетворить различные потребности членов, включая краткосрочные займы на пополнение оборотного капитала для микропредпринимателей и сельскохозяйственные займы для мелких фермеров. Многие сберегательно-кредитные кооперативы предлагают более широкий выбор кредитных продуктов, таких как жилищные займы, и лучше используют механизмы оценки и управления кредитными рисками.

Вред, причиненный внешними кредитами. Доноры направляют средства через сберегательно-кредитные кооперативы определённым типам клиентов. Опыт показывает, что такая практика наносит ущерб сберегательно-кредитным кооперативам-участникам: внешние средства не стимулируют мобилизацию депозитов, заставляют ориентироваться только на заемщиков, об этих средствах не проявляется такая же забота, как о деньгах самих членов. Внешнее финансирование может рассматриваться как ресурсы в виде долгосрочных займов, но оно должно быть ограниченным по сравнению с депозитами членов, по той причине, что для управления более крупным портфелем требуется развивать внутренний потенциал организации. [46]

Кредитные потребительские кооперативы граждан в отличие от коммерческих организаций оперируют меньшим объемом финансовой документации и ведения предпринимательской деятельности и в большинстве случаев применяют упрощенную систему налогообложения. Уровень сложности содержания финансовой (бухгалтерской) документации кредитного кооператива граждан также определенным образом уступает уровню сложности данной документации предприятий коммерческого сектора экономики. Тем не менее, спектр ошибок и всевозможных неточностей и недочетов в деятельности КПКГ широк и разнообразен. Нахождение ошибок и их исправление, корректировка — очень сложная аналитическая процедура, требующая высокой профессиональной компетентности аудитора. Выделим наиболее типичные и часто встречающиеся ошибки.

1. Ошибки по оформлению и ведению учредительных документов. Неотражение в уставе всех видов деятельности, которые ведет некоммерческая организация. Как показывает практика, данный аспект касается предпринимательской деятельности. Либо ведение деятельности, недопустимой законодательством РФ. Иногда в уставе не оговаривается порядок уплаты членских взносов, отсутствуют должностные инструкции работников организации.

. Ошибки финансовой, учетной деятельности. Неправильно оформленные первичные документы (не заполнены все реквизиты, предусмотренные стандартами).

Требования к документальному оформлению хозяйственных операций изложены в Законе РФ «О бухгалтерском учете» (Федеральный закон РФ № 129-ФЗ от 21.11.1996 г.).

Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается:

При проведении инвентаризаций. Правила проведения инвентаризаций регулируются Приказом Минфина России «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» № 49 от 13.06.1995г. Часто встречаемая ошибка — несоблюдение сроков проведения инвентаризаций. Ошибки в самой процедуре проведения инвентаризации.

При составлении корреспонденции счетов. Ошибки в хронологии: хозяйственные операции отражены без соблюдения последовательности их совершения; хозяйственные операции отражены в зависимости от их содержания.

В кредитных потребительских кооперативах граждан часто отсутствует разделение учета по основной (уставной) деятельности и предпринимательской деятельности.

. Ошибки при составлении и представлении отчетной документации:

При составлении и ведении баланса. Не проведен анализ финансового состояния и платежеспособности организации.

При составлении бухгалтерской отчетности. Информация, содержащаяся в пояснительных записках, не существенна (в тех случаях, когда пояснительная записка необходима).

Нарушены сроки представления бухгалтерской отчетности. Используемая в расчете информация противоречит данным бухгалтерского учета. — Непредставление налоговой, статистической и другой форм отчетности в соответствии с законодательством РФ в органы Федеральной налоговой службы, государственные органы статистики, юстиции и другие государственные органы, а также заинтересованным физическим и юридическим лицам (отчетов об использовании выделенных целевых и иных денежных средств либо представление недостоверной отчетности).

[13; C.166-167]


Для совершенствования деятельности кредитных кооперативов государству и управляющим кооперативами следует применить следующие мероприятия:

— В первую очередь, ориентироваться на привлечение депозитов. Сберегательно-кредитные кооперативы с такой ориентацией обычно сильнее и работают дольше, поскольку вкладчики наиболее заинтересованы в финансовом процветании своего кооператива.

  • Оказывать техническую помощь в усовершенствовании сберегательных продуктов и информационных систем.

— Инвестировать в развитие потенциала, а не предоставлять внешние фонды для кредитования. Если внешнее финансирование предоставляется для финансирования займов, оно должно быть незначительным по сравнению с базой сбережений сберегательно-кредитного кооператива.

— Стимулировать передовые методы управления. Даже если закон не предусматривает соответствующих стандартов управления, настаивать на том, чтобы они были одним из условий предоставления донорской поддержки. Обучать директоров стандартам управления, а также мониторингу и инструментам бизнес планирования.

— Поддерживать сберегательно-кредитные кооперативы, стремящиеся осваивать новые методы достижения малоимущих клиентов. Доноры могут оказывать техническую поддержку, чтобы помочь сберегательно-кредитным кооперативам лучше понять потребности членов, и разрабатывать кредитные, сберегательные, платежные услуги, услуги денежных переводов, соответствующие потребностям менее обеспеченных клиентов. Подобные усилия, вероятнее всего, принесут успех в финансово благополучных кооперативах.

— Рассматривать финансовые стандарты как основу внутреннего руководства и внешнего надзора. Для выполнения своей миссии — предоставления членам высококачественных услуг — сберегательно-кредитные кооперативы должны вести разумный финансовый бизнес. Кооперативы, не придерживающиеся финансовых стандартов, ставят под угрозу сбережения, заработанные тяжким трудом их членов.

— Поддерживать компетентный и независимый внешний надзор за сберегательно-кредитными кооперативами со стороны банковских органов, где это представляется возможным. Органы банковского надзора могут выражать оправданное беспокойство в отношении чрезмерной нагрузки. Некоторые сберегательно-кредитные кооперативы настолько малы, что доступный и эффективный надзор невозможен. Но мелкие сберегательно-кредитные кооперативы не следует закрывать просто по той причине, что банковские органы не могут контролировать их. Членов неконтролируемых сберегательно-кредитных кооперативов следует проинформировать, что их кооперативы не подлежат надзору.

  • Предоставлять ресурсы сберегательно-кредитным кооперативам, стремящимся применять передовые стандарты и процедуры, вместо того, чтобы финансировать все кооперативы в стране. [46]

Но уже сегодня в рамках помощи развитию малого предпринимательства правительством РФ проводятся специализированные программы. Программы принимаются, как правило, на два или четыре года. Основные задачи этих программ:

совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность потребительских кооперативов, их союзов и ассоциаций;

развитие системы финансово-кредитной поддержки потребительских кооперативов;

развитие информационно-консультационного обслуживания малых форм хозяйствования, обучение жителей, связанное с созданием и деятельностью потребительских кооперативов;

кооперация малых форм хозяйствования для оказания услуг населению по производству и сбыту этой продукции, материально-техническому снабжению;

распространение опыта применения организационных, финансовых и других технологий создания и деятельности потребительских кооперативов, накопленного как в данном регионе, так и в других регионах России, а также в зарубежных странах;

содействие привлечению инвестиций на формирование фонда финансовой взаимопомощи в кредитных потребительских кооперативах;

разработка и совершенствование системы самоуправления в потребительских кооперативах, поддержка инициативных групп жителей;

повышение эффективности деятельности областных и муниципальных органов власти и органов местного самоуправления по отработке механизма создания и деятельности потребительских кооперативов;

мониторинг хода выполнения и достигнутых результатов программы.

выделение бюджетных субвенций на формирование стартового капитала кооперативов первого и второго уровней и создание регионального фонда гарантий и поддержки;

выделение бюджетных субсидий на возмещение процентных ставок по краткосрочным и долгосрочным займам в кредитных кооперативах;

субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в банках потребительскими кооперативами;

субсидирование части затрат, связанных с уплатой комиссии по договорам поручительства в обеспечение кредитов и займов, привлекаемых сельскохозяйственными потребительскими кооперативами;

выделение гарантий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований потребительским кооперативам первого и второго уровней;

создание гарантийных (залоговых) фондов, что способствует распределению рисков между федеральными и региональными государственными структурами или их агентами, потребительскими кооперативами и банками-кредиторами;

предоставление финансовой помощи вновь создаваемым кооперативам при осуществлении организационных расходов (аренда офисов, приобретение оргтехники, оплата консультантов и т.п.);

предоставление вновь создаваемым и действующим кооперативам целевых долгосрочных бюджетных кредитов;

обеспечение участия сельскохозяйственных потребительских кооперативов в получении техники и оборудования по лизингу;

передачу в собственность или в долгосрочную аренду с правом выкупа земельных участков для производственных нужд, не используемое производственное и иное государственное, региональное и муниципальное имущество и др. В программах декларируются разнообразные меры по предоставлению обеспечения по кредитам, привлекаемым малыми формами хозяйствования, включая сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Так, по оперативной информации Минсельхоза на конец 2006 г. в шести субъектах Российской Федерации уже созданы залоговые фонды. Это Липецкая, Архангельская и Томская области, Кабардино-Балкарская Республика. В Тамбовской области залоговые фонды созданы на уровне муниципальных образований, а в Республике Мордовия в залог предоставляется имущество казны. В 19 субъектах Российской Федерации, в том числе в Белгородской, Воронежской, Волгоградской, Кемеровской и других областях, предусмотрено предоставление гарантий. В Омской области создан Фонд поддержки кредитных потребительских кооперативов, а в Амурской — Агентство кредитных гарантий. [47; С.255-281]

Однако сложилось впечатление, что пока большинство намеченных в программах целей и механизмов остается нереализованным, так как до респондентов конкретная помощь доходит не всегда.

В связи с тем, что большую долю в экономике Белгородской области занимает аграрный сектор, то стоит, прежде всего, обратить внимание на особенности развития сельскохозяйственных кредитных кооперативов.

Сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив — некоммерческая организация, образованная сельскохозяйственными товаропроизводителями — юридическими и физическими лицами на основе добровольного членства, объединения их имущественных, паевых и иных взносов с целью кредитования и сбережения денежных средств членов данного кооператива.

Цель СКПК — обеспечение инвестиционными ресурсами сельских товаропроизводителей за счет аккумулирования сбережений пайщиков, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, а также привлечение средств бюджетов различных уровней. На рисунке 1. изображены принципы функционирования сельскохозяйственного кредитного кооператива.

Кредитные союзы 1

Рис.1. Принципы функционирования сельскохозяйственного кооператива

Наиболее крупным по объему привлеченных финансовых средств является приоритетный национальный проект «Развитие АПК» — 4,9 млрд. руб. Его доля в общем объеме финансирования составила 86,5 процента. Главной особенностью данного проекта стало масштабное использование субсидированных кредитных ресурсов (4,8 млрд. руб.), полученных хозяйствующими субъектами для развития сельскохозяйственного производства.

Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» предусматривает создание нескольких видов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, представленных на рисунке 2 в Приложении.

За счет реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в Белгородской области осуществляется последовательное развитие сельскохозяйственного производства. Для этого в области разрабатывается отраслевая стратегия развития, главной задачей которой является формирование эффективного сельскохозяйственного производства, выступающего конкурентоспособным участником внутрироссийского и мирового рынков и обеспечивающего потребности населения области и перерабатывающей промышленности в основных видах сельскохозяйственной продукции. На этой основе прогнозируется обеспечение устойчивого развития сельских территорий, увеличение числа занятых сельских жителей за счет создания новых рабочих мест и улучшения уровня их жизни.

Большое внимание уделено вопросам роста доходности и обеспечения финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий на основе формирования инвестиционной и инновационной среды, рационального использования ресурсного потенциала.

С опережением первоначальных планов идет в области создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов — вместо 98 их за год было создано 117, из них 108 снабженческо-сбытовых. Главной задачей последних является обеспечение выращивания нетелей для вновь вводимых и реконструируемых молочных комплексов и повышение на этой основе занятости сельского населения.

В 2006 году для получения кредитов снабженческо-сбытовыми сельскохозяйственными потребительскими кооперативами выделены гарантии областного и муниципального бюджетов в сумме 603 миллиона рублей, из них 462 миллиона — областных гарантий. Кооперативами получено более 422,4 миллиона рублей кредитов, по которым выплачено 23,4 миллиона рублей субсидий. Благодаря этому они сегодня выращивают более 14 тысяч голов ремонтного молодняка для пополнения молочного стада. [43; С.79-80]

Рассмотрим ситуацию в ипотечных кредитных кооперативах Белгородской области.

По общероссийской ипотечной программе ипотечное кредитование (т.е. полностью соответствующее федеральным стандартам в этой сфере) началось в Белгородской области 31 января 2003 года выдачей первого кредита семье Кочебаш (отчет об этом событии был в большинстве СМИ города).

Создание региональной системы ипотечного кредитования заняло два года. Первое постановление главы администрации области на эту тему было принято в феврале 2001 года. Оно называлось «О некоторых мерах по организации ипотечного жилищного кредитования в Белгородской области» и на его основе первые схемы выдачи займов и ипотечных кредитов отрабатывал фонд развития жилищного строительства и социальных инвестиций.

В 2002 году было принято решение ускорить работу по созданию в области ипотечной системы, которая бы обеспечивала долгосрочными кредитами и займами для приобретения жилья всех желающих жителей области.

Для этого с июля 2002 года приняты:

  • закон области о развитии ипотечного кредитования (дает возможность предоставлять людям государственную поддержку),

  • целевая программа на 5 лет (для финансирования ипотечного кредитования — субсидирования процентной ставки), на 5 лет — 450 млн. руб.),

  • нормативные документы (регулирующие порядок господдержки с помощью государственных ипотечных сертификатов),

  • создана Белгородская ипотечная корпорация, как региональный оператор она также представляет в области федеральное Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК учреждено Правительством РФ).

Белгородская ипотечная корпорация имеет, в отличие от всех других структур, выдающих ипотечные кредиты и займы, возможность привлекать дополнительные финансы на кредитование из средств федеральной АИЖК.

Органами власти Белгородской области были созданы, как было определено региональной программой повышения качества жизни населения, необходимые условия для организации на территории региона долгосрочного ипотечного жилищного кредитования.

Приняты закон «О развитии системы ипотечного жилищного кредитования в Белгородской области» и целевая программа развития ипотечного жилищного кредитования на 2003 — 2007 годы.

Белгородская программа ипотечного кредитования реализуется на основе действующей федеральной программы и стандартов Агентства по ипотечному жилищному кредитованию и соглашений о сотрудничестве.

Одновременно с созданием областной программы развития долгосрочного ипотечного кредитования, законодательно определен и действует механизм государственной поддержки жителей области, относящихся к слабо социально защищенным категориям населения. На 2003 год выделено областным бюджетом на эти цели 35 млн. рублей.

За пять лет предусмотрено выделение не менее 450 млн. рублей на государственную поддержку населения, получающего кредиты на покупку жилья.

Непосредственно организацией выдачи ипотечных займов занимается открытое акционерное общество «Белгородская ипотечная корпорация». Она учреждена администрацией области (51%), фондом развития жилищного строительства (24,5%) и областным фондом индивидуального жилищного строительства (24,5%).

Все акции корпорации принадлежат государству. Корпорация аккредитована федеральным Агентством по ипотечному жилищному кредитованию и утверждена в качестве его регионального оператора. [49]

Таким образом, можно резюмировать что, развитие кредитных кооперативов в Белгородской области направлено на аграрный сектор и в этом развитии область достигла высоких результатов.

В ходе исследования были изучены аспекты формирования и становления кооперативного сегмента кредитования финансовой системы Российской Федерации. На основе рассмотренных данных, можно сделать вывод о том, что рынок кредитных кооперативов находится только в начальной стадии — большинство населения рассматривает этот способ финансирования своих проектов, как менее эффективный и выгодный, а соответственно и безопасный.

Тем не менее, развитие кредитных кооперативов с каждым годом набирает новые обороты. Большинство кредитных кооперативов в России сегодня связано с агарной деятельностью. Это вызвано нераспространенностью банковских кредитных институтов в зонах сельского хозяйства и спецификой отрасли. Поэтому большинство кредитных кооперативов России находится в Южном Федеральном округе, где распространена аграрная индустрия.

Таким образом, по итогам изучения и оценки материалов о деятельности кредитных кооперативов была достигнута цель исследования, а именно систематизация знаний об организации развитии кредитных кооперативов в РФ, так как были приведены соответствующие данные о практическом функционировании и организации работы кредитных кооперативов на основе принципов их существования и нормативных актов, регулирующих их деятельность.

Также были рассмотрены принципы и специфические аспекты государственного регулирования. Вместе с этим проведен анализ текущего состояния рынка кредитной кооперации на основе данных из официальных источников статистики.


1. Концепция развития кредитной кооперации Российской Федерации на период 2012-2016 гг. ред.29.04.2012

2. Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ «О кредитной кооперации»

. Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан»

. Федеральный закон «О кредитных потребительских кооперативах граждан». в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 183-ФЗ

. Виленский А.В. Макроэкономические институциональные ограничения развития российского малого предпринимательства / А.В. Виленский; Ин-т экономики РАН. — М.: Наука, 2007. — 237 с.

. Вороновская О.Е. Схемы гарантирования кредитов малым предприятиям: модели и опыт / О.Е. Вороновская. — М.: ЦЭМИ РАН, 2001. — 73 с.

. Ермаков В.П. Финансово-кредитные механизмы поддержки и развития субъектов предпринимательства в Российской Федерации: Аналитический сборник / В.П. Ермаков, О.И. Хлынин, Н.Ю. Кочетова. — М., 2002. — 228 с.

. Ибадова Л.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты / Л.Т. Ибадова. — М.: Волтерс Клувер, 2006. — 272 с.

. Кадерова Н.Н. Корпоративные финансы: Учебное пособие. — Алматы: Экономика, 2008. — 376 с.

. Лапуста М.Г. Малое предпринимательство: учебник для вузов / М.Г. Лапуста. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 453 с.

. Ленская Е.В. Для кредитных потребительских кооперативов граждан: Учеб. пособие. — М.: Издательство «Права человека», 2002

. Палаткин И.В. Формирование региональной системы потребительской кооперации и её государственная поддержка в условиях реализации государственных и муниципальных программ — Пенза, 2008. — 186 с.

. Перекрестова Л.В., и др. Налогооблажение, учет и контроль в организациях кредитной кооперации граждан. Монография / Перекрестова Л.В., Черненко Т.И., Черненко Е.В. / ВолгГТУ, Волгоград, 2006. — 202 с.

. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории / С.Г. Пушкарев. — Ставрополь: Кавказский край, 1993. — 416 с.

. Романенко, И.В. Экономика предприятия: учебник / И.В. Романенко.2-е изд., доп. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 208 с.

. Рубе В.А. Институциональные аспекты организации малого бизнеса в развитых странах и в России: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям / В.А. Рубе. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 79 с.

. Сидорович В.А. Кредитование. МГУ им. М.В. Ломоносова. — М., 2007. — 1040 с.

. Соколинская Н.Э. Учет и анализ краткосрочных и долгосрочных кредитов. — М.: Консалтбанкир, 1997.

. Табурчак, П.П. Экономика предприятия / под ред. проф.П. П. Табурчака, В.М. Тушина. — 3-е изд.  Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 320 с.

. Тавасиев, А.М. Антикризисное управление кредитными организациями: учеб. пособие. — М.: Юнити — Дана, 2006. — 480 с.

. Тронин Ю.Н., Масленченков Ю.С. Менеджмент и проектирование фирмы. — М.: Юнити — Дана, 2002.

. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк; управление и операции. — М.: Вазар-Ферро, 2007.

. Фельдман А.Б. Основы рынка производных ценных бумаг: Учеб. пособие. — М.: Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, 2003.

. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ.2-го изд. — М.: Дело ЛТД, 2003.

. Хунгуреева И.П., Унгаева И.Ю. Основы денежного обращения, финансов и кредита: Учебное пособие. — Улан-Удэ, Издво ВСГТУ, 2006. — 337 с.

. Челноков В.А. Банки и банковские операции: Букварь кредитования. Технологии банковских ссуд. Околобанковское рыночное пространство: Учеб. для вузов. — М.: Высш. шк., 2008. — 272 с.

. Банки и небанковские кредитные организации и их операции: Учебник 491с.; C.446-452

. Банковская система России. Настольная книга банкира. В 3 т. — М.: ДеКА. — Кн.2.

. Банковское дело: Учебник / Под ред. проф. В.И. Колесникова, проф. Л.П. Кроливецкой. — М.: Финансы и статистика, 2009.

. Банковское дело: Учебник/Под ред. проф. О.А. Лаврушина. — М.: Банковский и биржевой научно-консультативный центр, 2002.

. Кредит / В.В. Иванов, А.В. Канаев, Б.И. Соколов, И.В. Топровер. — СПб.: ОЦЭиМ, 2005. — 284 с.

. Основы национальной экономики: учеб. пособие для студентов вузов. / Под ред.В.Я. Горфинкеля, В.А. Кредит / В.В. Иванов, А.В. Канаев, Б.И. Соколов, И.В. Топровер. — СПб.: ОЦЭиМ, 2005. — 284 с.

. Малый бизнес. Организация, экономика, управление: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, по направлениям «Экономика», «Управление». / Под ред.В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 495 с.

. Малое предпринимательство в России. 2008: Стат. сб. / Росстат. — M., 2008.

. Механизмы развития малого предпринимательства в России / Аналитический сборник. — М.: Академия менеджмента и рынка, 2002. — 328 с.

. Механизмы развития малого предпринимательства в России / Аналитический сборник. — М.: Академия менеджмента и рынка, 2002. — 328 с.

. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Колл. авторов; Под общ. ред.А.Г. Грязновой. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 1168 с.

. Экономика предприятия (фирмы): учебник / под ред.В.И. Вол-кова и О.В. Девяткина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 601 с.

. Экономика предприятия: Тесты, задачи, ситуации: учеб. посо-бие для вузов / под ред.В.А. Швандера. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 254 с.

. Экономика предприятия: учебник для вузов / под ред.В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандера. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 718 с.

. Информация управления экономического развития и инвестиций администрации Москвы. Опубликовано 18 сентября 2009 года; C.1-2

. Кредитные потребительские кооперативы граждан в кредитной системе Российской Федерации.31.03.2012. Журнал Финансы и кредит, №43, 2011

. Найденова Р.И. Развитие малых форм хозяйствования на селе в рамках реализации приоритетных национальных проектов // Фундаментальные исследования. — 2009. — № 1 — С.79-80

. Развитие финансово-кредитного механизма функционирования кредитных кооперативов Международный бухгалтерский учёт, №7, 27.09.2011

. Сотрудничество со сберегательно-кредитными кооперативами. № 25, август 2005 Содействие повышению эффективности работы доноров в микрофинансировании

. Янбых Р.Г. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК»: направления, механизмы и риски реализации (по итогам мониторинга проекта 2006 года) — научные труды ВИАПИ им.А. А. Никонова, выпуск 20, 2007. — С.255-281.

. Ассоциация кредитных союзов Алтая [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.aks-altai.ru

. Белгородская ипотечная корпорация [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.ipoteka. belgorod.ru

. Кооперативы вместо банков 28.04.2012, Зборовская E. [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.dp.ru

. Лебедев А. Кредитная кооперация в поисках путей развития. [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.gaap.ru

. Одинцова Е. Портал об ипотечном кредитовании. [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.realtypress.ru

. Птичкина Е.М. Создаем кредитный потребительский кооператив по новым требованиям. Казанский Юридический Центр.04.10.2011 [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.5188888.ru

. Современная концепция финансовой безопасности кредитных кооперативов в России 2010 Аудит и финансовый анализ, №1, 2010


Кредитные союзы 2

Рис.2. Виды сельскохозяйственных кооперативов