Банки и небанковские кредитные организации

Курсовая работа

Банковская система является центром экономики любой развитой страны. Банки обладают исключительными правами и функциями. Взаимодействуя с государством и обществом, банки стабилизируют экономическую составляющую современного государства.

Практически с самого основания российские банки функционировали в критических экономических условиях на стихийно развивающемся финансовом рынке. Быстрое развитие российского финансового рынка на фоне глобализации и интернационализации финансовых рынков делает его все более цивилизованным и подобным современным западным финансовым рынкам. Но банковской системе РФ присущи кризисные ситуации, имеющие именно российскую специфику, опыта преодоления которых российские банки пока не накопили вследствие своего сравнительно непродолжительного существования. Поэтому, рассматриваемая тема является достаточно актуальной, так как важно четко понимать существующие проблемы, особенно в условиях кризиса, чтобы разработать пути их решения и перспективы дальнейшего развития национальной банковской системы.

Цель курсовой работы ? рассмотреть основные проблемы российской банковской системы в сегодняшней кризисной ситуации.

Задачи курсовой работы:

  • определить сущность банковской системы, охарактеризовать ее структуру, выделить отличительные особенности в России;
  • проанализировать современное состояние банковской системы РФ;
  • выявить основные тенденции развития банковской системы.

Предмет курсовой работы ? совокупность экономических отношений, возникающих в процессе функционирования банковской системы.

Объект курсовой работы ? современная банковская система РФ.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

1. Теоретические аспекты функционирования банковской системы России

1.1 Банки и небанковские кредитные организации

Важнейшей составляющей экономики любого государства является его банковская система. Без банковской системы будет невозможно проводить единую государственную денежно-кредитную политику. В настоящее время характерными для банковской системы России являются следующие тенденции:

  • преобладают мелкие и средние банки;
  • по форме собственности банки делятся на паевые, акционерные и смешанные;
  • основная часть банков сосредоточена в Центральном районе;
  • увеличивается количество филиалов, представительств, причем как на территории России, так и за рубежом;
  • для Российской Федерации характерны универсальные банки, практически не развита сеть специализированных банков, например, таких, как ипотечные;
  • основной целью банковской системы выступает кредитование экономики в лице трех экономических агентов ? населения, предпринимателей и государства [18, с. 81].

Банк является финансовой организацией, которая сосредотачивает в себе свободные денежные средства и предоставляет их во временное распоряжение в виде займов или ссуд, выступает посредником в расчетах и взаимных платежах между предприятиями, регулирует обращение денег в стране, включая эмиссию денежных средств.

3 стр., 1002 слов

Реструктуризация банковской системы РФ (33 стр.)

... реструктуризация банковской системы; анализ современного состояния банковской системы России; анализ проблем в банковской системе России; исследование путей реструктуризации банковской системы России. Информационной базой работы послужила учебная литература, статьи в периодической печати и аналитические материалы Банка России. Заключение Банковская система РФ представляет собой систему ...

Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией РФ, ФЗ «О Центральном банке РФ» [2], ФЗ «О банках и банковской деятельности» [1], нормативными актами Банка России.

Согласно ч.1 ст. 2 Закона о банках и банковской деятельности банковская система РФ включает в себя Банк России, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков.

Статья 1 ФЗ №395-1 «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990г. гласит: «кредитная организация ? юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество» [1].

Поскольку кредитная организация образуется в форме хозяйственного общества, то имущество принадлежит ей только на праве собственности.

В соответствии со ст. 7 Закона «О банках и банковской деятельности» кредитная организация должна иметь фирменное, полное, официальное наименование, также свою печать со своим фирменным наименованием. В наименовании должно указываться на характер деятельности этой организации или на организационно-правовую форму, например, «банк» или «небанковская кредитная организация». Кредитная организация должна быть зарегистрирована Банком России и с момента регистрации она уже приобретает права юридического лица.

Кредитная организация может осуществлять следующие банковские операции:

привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады,

открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц,

инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц,

куплю-продажу иностранной валюты и в наличной и в безналичной форме,

выдача банковских гарантий.

Выделяют 2 вида кредитных организаций: банки и небанковские кредитные организации.

Банк ? кредитная организация, которая имеет право осуществлять следующие банковские операции:

а) привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц,

в) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

14 стр., 6807 слов

Анализ деятельности кредитных организаций

... интеллектуального анализа данных для исследования заданной структуры данных для разработки принятия решений. В данной работе основной задачей является выявление различий между регионами России на основе показателей деятельности кредитных организаций приведенным ...

Небанковская кредитная организация имеет право осуществлять только отдельные банковские операции:

а) осуществление перевода денежных средств без открытия банковских счетов,

б) повышение достоверности и надежности расчетов,

в) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов,

г) осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов по поручению физических лиц.

Ей также запрещено заниматься какой-либо деятельностью в сфере торговли, производства, страхования. Главенствующей целью создания расчетной небанковской кредитной организации является обеспечение системы расчетов и переводов без вреда и риска.

1.2 Функции Центрального Банка РФ

Центральный Банк РФ ? Банк России, осуществляющий основные функции в сфере регулирования кредитно-денежных, валютных, финансовых отношений в стране. Статус, задачи, функции Банка России определяются Конституцией РФ и ФЗ № 86 «О Центральном Банке РФ» от 10.07.2002г. [2].

Банк России является юридическим лицом и имеет собственную печать с изображением Государственного герба РФ и с собственным наименованием. Основными целями деятельности Банка России являются:

  • защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • развитие и укрепление банковской системы РФ;
  • обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы;
  • развитие финансового рынка и его стабильности;
  • установление правил проведения банковских операций;
  • осуществление управления золотовалютными резервами Банка России;
  • осуществление контроля за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
  • установление и публикация иностранных валют по отношению к рублю;
  • проведение анализа состояния экономики Российской Федерации, публикация соответствующих материалов и статистических данных.

Стоит отметить, что получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Центральный Банк РФ не является органом исполнительной власти. Взаимоотношения между ЦБ РФ и Правительством РФ строится на взаимном представительстве, т.е. взаимное присутствие Правительства РФ на заседаниях Совета директоров ЦБ РФ, и наоборот. Банк России подотчетен Государственной Думе РФ. Это означает, что она:

  • назначает или освобождает от должности Председателя ЦБ РФ по представлению Президента РФ;
  • Банк России представляет Государственной Думе годовой отчет и аудиторское заключение;
  • проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей.

Однако, согласно п.2 ст. 75 Конституции РФ, Банк России независим от других органов государственной власти. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России. В случае вмешательства в деятельность Банк России сообщает об этом в Государственную Думу и Президента РФ.

В компетенцию Центрального Банка РФ также входит издание нормативных актов по вопросам, отнесенным к его компетенции. Нормативные акты Банка России вступают в силу со дня официального опубликования в официальном издании Банка России «Вестник Банка России». Обратной силы нормативные акты ЦБ РФ не имеют.

Постепенно совершенствуясь, банковская система РФ все в большей степени начинает становиться развитой системой, и не только внешне, но и по сути проводимых операций. Расширяется сеть филиалов, представительств и внутри страны, и за рубежом, увеличивается сеть небанковских кредитных учреждений.

7 стр., 3454 слов

Банки. Кредитно-финансовая система

... валюте. Коммерческие банки образуют костяк кредитной системы страны. Главное ... на ведение банковских операций. Чистая прибыль банка, взятая в отношении к его собственному капиталу, составляет норму банковской прибыли. Банковские операции делятся на ... центральным банкам и другим финансовым учреждениям. Центральный банк покупает ... тем выше риск. Банк не может избежать риска, он обязан взять его на себя. Банк ...

1.3 Управление устойчивостью банковского сектора

В условиях кризиса, начавшегося в конце 2014 г., Банк России применил ряд экстренных регулятивных мер, направленных на поддержание стабильности банковского сектора. В силу закрепленных российским законодательством целей деятельности и функций, Банк России также обеспечивает бесперебойное и устойчивое функционирование национальной платежной системы, что оказывает прямое воздействие на устойчивость банковского сектора, особенно в условиях кризиса.

Укрепление устойчивости национальной банковской системы является одной из ключевых задач при восстановлении общей макроэкономической и финансовой стабильности в стране. Проблемы устойчивости банковского сектора выходят на первый план в числе основных приоритетов Банка России на перспективу. Задача повышения устойчивости банковского сектора названа первоочередной в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.

Для достижения эффективного банковского управления следует различать понятия: устойчивость банка, устойчивость банковской системы, устойчивость банковского сектора как совокупности кредитных организаций банковской системы [3, с. 272]. Между этими понятиями и видами устойчивости имеется прямая связь: устойчивость банка формирует устойчивость банковского сектора, а последняя ? устойчивость банковской системы в целом. Это обеспечивает некоторую сводимость показателей каждого вида банковской устойчивости при наличии некоторых различий между ними.

Устойчивость банковского сектора обеспечивается как совокупными внутренними усилиями каждой кредитной организации, так и с внешней помощью. Деятельность любого коммерческого банка оказывает прямое воздействие на устойчивость банковской системы в целом. Поэтому надзор и контроль со стороны регулирующих органов является необходимым.

Управление устойчивостью банковского сектора осуществляется через механизм внутрибанковского управления и механизм централизованного управления. Среди инструментов централизованного управления выделяются ограничения, выдвигаемые ЦБ РФ на стадии лицензирования и регистрации кредитных организаций, а также инструменты воздействия на банки на стадии их функционирования. К числу инструментов централизованного управления относятся нормы регулирования деятельности кредитных организаций, установленные правила резервирования, инструменты воздействия на ликвидность банковской системы и др. [21]

За последние 25 лет наша страна вторично столкнулась с необходимостью преодоления кризисных явлений.

Благодаря принятым Правительством Российской Федерации и Банком России в 2008 — 2009 гг. антикризисным мерам по преодолению мирового финансового кризиса, к 2011 г. удалось предотвратить коллапс банковского сектора и обеспечить условия для восстановления банковской деятельности. Антикризисные меры в 2008 — 2009 гг. были направлены на расширение ресурсной базы и повышение ликвидности финансовой системы, повышение доступности банковского кредитования для предприятий реального сектора, обеспечение санации банков, испытывающих трудности, но важных с точки зрения общей устойчивости банковской системы [19, с. 27]. Инструменты рефинансирования Банком России были применены для того, чтобы финансовые средства доходили до конкретных предприятий. В 2009 г. в дополнение к уже выделенным коммерческим банкам, банкам с государственным участием субординированным кредитам, Правительство РФ дополнительно направило 200 млрд руб. ВТБ, 130 млрд руб. Внешэкономбанку, 225 млрд руб. коммерческим банкам на обеспечение целевого финансирования реального сектора экономики [21].

14 стр., 6817 слов

Банковское дело : Система кредитования в РФ

... кредитного процесса. Старые банковские инструкции, регламентирующие кредитные операции и сориентированные на распределительную систему, ... управления счетом, прошлого опыта работы с ним. Объект ... кредитных отношений свои заметные особенности, в их классификации выделяется банковский кредит - как основная форма современного кредита. Субъектом кредитования с позиции классического банковского дела ...

Очевидно, что основные усилия регулятора были направлены на поддержание ликвидности отечественного банковского сектора. Вышеназванные антикризисные меры, по нашему мнению, можно охарактеризовать как необходимые и оправданные.

Однако с ноября 2014 г. финансовая устойчивость отечественного банковского сектора вновь подверглась серьезным испытаниям, связанным с возникновением системного риска и обусловленным такими факторами, как снижение курса национальной валюты по отношению к резервным валютам, что привело к падению у кредитных организаций уровня достаточности капитала; значительное снижение цен на нефть на мировом рынке, что вызвало сокращение положительного сальдо текущего платежного баланса РФ; рост вывоза капитала из страны; ограничение доступности заимствований с зарубежных финансовых рынков.

В этих условиях российский банковский сектор потерял былую устойчивость, ему потребовалась всесторонняя поддержка со стороны регулятора в лице Банка России. Центральным Банком РФ в условиях нынешнего кризиса приняты меры регулятивного характера, направленные на поддержание устойчивости банковского сектора страны. К ним относятся [10, с. 155]:

  • использование кредитными организациями для расчета пруденциальных обязательных нормативов (капиталосодержащих и норматива Н6 — размера риска на 1 заемщика или группу связанных заемщиков) фиксированного валютного курса, установленного Банком России на 1 октября 2014 г.;
  • внесение изменений в методику расчета норматива краткосрочной ликвидности, согласно Базелю III. Нормативы банковской ликвидности требуют наличия на финансовом рынке страны большого числа высоколиквидных ценных бумаг, однако в России по причине применения к отечественным эмитентам санкций и снижения их рейтингов объем таких ценных бумаг очень низкий;
  • предоставление банкам льгот при формировании резервов по ссудам.

Им дается возможность не доначислять резервы, т.е. не ухудшать оценку качества обслуживания заемщиком долга, если к нему применены санкции иностранных государств, или проведена реструктуризация ссуд при изменении вида валюты, в которой они номинированы;

  • пролонгированы сроки (с 1 года до 2 лет), в течение которых банки могут не увеличить размер фактически сформированного резерва по ссудам для заемщиков, попавших в чрезвычайные ситуации;
  • введение моратория на ограничения полной стоимости потребительских кредитов. Законом РФ «О потребительском кредите (займе)» введены ограничения по установлению полной стоимости кредита, определяемой на основе рассчитанных и ежеквартально публикуемых Банком России данных плюс одна треть. Вместе с тем данный федеральный закон дает право регулятору при определенных обстоятельствах не применять такие ограничения;
  • введение временного послабления, когда не учитывается отрицательная переоценка ценных бумаг для ограничения ее влияния на финансовый результат и капитал кредитной организации;

— предоставление банкам кредитов в иностранной валюте, обеспеченных кредитными требованиями в иностранной валюте, которые выданы крупным российским компаниям-экспортерам. Данная мера позволит расширить возможности кредитных организаций по управлению собственной валютной ликвидностью [14, с. 175].

14 стр., 6610 слов

Банковское дело : Кредитная система государства

... 3) кредитных объединений. Основу кредитной системы составляет банковская система. В зависимости от соподчиненности входящих в нее учреждений различают одноуровневую и двухуровневую банковские системы. Одноуровневая банковская система строится на горизонтальных связях между совокупностью банков, универсализации ...

Современные кризисы на уровне кредитных организаций проявляются наиболее остро в дефиците ликвидности. Отсюда проблемы управления риском ликвидности приобретают первостепенное значение. Базельский комитет по банковскому надзору после кризиса 2008 — 2009 гг. обратил внимание банковского сообщества на состояние банковской ликвидности [12, с. 45]. Комитетом были предложены показатели, контролирующие необходимый уровень ликвидности на случай возникновения стрессовых ситуаций.

Уроки современных кризисов свидетельствуют о том, что ЦБ необходимо концентрировать внимание на проблеме системных стрессов, которые в конечном итоге ведут к недостатку ликвидности в банковском секторе и в целом на денежном рынке.

Усиление контроля за проводимыми коммерческими банками валютными операциями потребовалось с ноября 2014 г., когда резко стал падать курс национальной валюты. Банк России ввел в банки специальных наблюдателей за валютными операциями [21].

Сотрудники Банка России занимаются мониторингом валютных операций, которые осуществляет закрепленный за ними банк.

В российском банковском секторе накапливаются риски, прежде всего кредиты, о чем свидетельствует рост просроченной ссудной задолженности.

Следует заметить, что оценить риски кредитного портфеля кредитных организаций достаточно сложно, поэтому основной мерой укрепления стабильности банков является наращивание ими собственного капитала. Важнейшим из элементов Базеля III выступает ужесточение банковских стандартов в части требований к достаточности собственного капитала банков для покрытия финансовых потерь. В перечень централизованных антикризисных мер включена также докапитализация кредитных организаций через облигации федерального займа (ОФЗ), которая осуществляется Агентством по страхованию вкладов в размере 1 трлн руб. Основным условием получения помощи от государства является готовность банков к расширению кредитования реального сектора экономики, что является необходимым условием роста отечественной экономики [10, с. 155].

Оздоровление банковского сектора России традиционно осуществляется методами надзора и, в первую очередь, путем вывода с рынка банковских услуг, занимающихся противоправными финансовыми операциями кредитных организаций или имеющих на своем балансе значительную долю рисков, непокрытых залоговыми обязательствами и резервами.

Банк России должен более полно учитывать риски отзыва лицензий на банковскую деятельность не только с экономической точки зрения, но и с социальной, политической, психологической и т.д. Если число отзывов лицензий возрастает, то это дает основание говорить о предпосылках возникновения финансово-банковского кризиса. Чрезмерная «расчистка» банковского сектора может иметь негативные последствия для предприятий, экономики регионов, межбанковского рынка, доверия к банковской системе в целом.

Важным инструментом укрепления устойчивости банковского сектора является гарантирование вкладов физических лиц, поэтому со второй половины декабря 2014 г. в условиях резкого снижения курса рубля Президентом и Правительством РФ было принято решение об увеличении максимального размера страхового возмещения вкладчикам банков, у которых отозваны лицензии, с 700 тыс. руб. до 1,4 млн руб. [16, с. 260].

21 стр., 10439 слов

Оценка платежеспособности клиента банка на основе физических лиц

... на получение кредита. В случае необходимости Кредитное управление может запрашивать дополнительные документы. 1.3 Анализ платежеспособности заемщика и поручителя ... кредитной политике банка; способность заимствовать средства — наличие у клиента права подать заявку на кредит, подписать кредитный договор или вести переговоры, дееспособность заемщика — физического лица; способность зарабатывать средства ...

В условиях ограниченности и дороговизны финансовых ресурсов ряд отечественных банков в конце 2014 г. резко поднял процентные ставки по депозитам (для стимулирования привлечения средств) [21].

Повышенные процентные ставки по банковским вкладам характерны для финансово неустойчивых банков, которые в перспективе не смогут выполнить свои обязательства перед вкладчиками и кредиторами и возможно будут лишены лицензии. С середины 2015 г. в соответствии с Законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» введен порядок, предусматривающий дифференцированные отчисления банков в фонд страхования вкладов, т.е. на основе соответствующих критериев банки будут уплачивать дополнительную ставку или повышенную дополнительную ставку страховых взносов в фонд обязательного страхования вкладов. Это должно снизить агрессивную политику отдельных банков при привлечении вкладов и депозитов, что в конечном итоге должно быть направлено на обеспечение устойчивости их деятельности.

Банк России в последнее время особое внимание уделяет развитию и совершенствованию аналитических инструментов оценки финансовой устойчивости банковского сектора и формирует систему мониторинга такой устойчивости, которая включает три взаимосвязанных модуля: регулярный мониторинг рисков, стресс-тестирование и анализ показателей финансовой устойчивости в рамках международной программы, применяя подход кластеризации.

Одной из основных целей деятельности Банка России является также обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы. Доверие к банковской системе во многом обеспечивается уровнем устойчивости, эффективности и бесперебойности осуществления платежей. Поскольку 60% операторов платежных систем, функционирующих в России, представлены кредитными организациями, от устойчивости каждой из них зависит не только устойчивость банковского сектора, но и результативность работы всех субъектов хозяйствования национальной экономики. По состоянию на 25 марта 2015 г. 51 кредитная организация признана Банком России значимой на рынке платежных услуг [18, с. 81]. Поэтому не только надзор и наблюдение в национальной платежной системе со стороны Банка России, но и своевременное использование определенных мер исключительно важны, т.к. абсолютно все денежные расчеты и платежи в России осуществляются через банковскую систему.

Фактическое приостановление в марте 2014 г. платежей платежными системами «Виза» и «МастерКард» послужили поводом для ускорения перевода операторов платежной инфраструктуры данных платежных систем на территорию России (теперь расчетным центром «Визы» и «МастерКард» является ЦБ РФ, у «МастерКард» еще и Сбербанк России, платежным клиринговым центром и операционным центром данных платежных систем является АО «Национальная система платежных карт», созданная совсем недавно) [11, с. 110]. Платежная инфраструктура платежной системы «Blizko» также теперь находится в России, хотя данная система, к счастью, не вводила санкций по отношению к российским плательщикам. За период с октября 2014 г. по май 2015 г. 18 платежных систем, зарегистрированных Банком России, признаны им национально значимыми, при этом ни у одной из них операторы платежной инфраструктуры не находятся за рубежом. Но в отношении тех платежных систем, которые работают до последнего времени без сбоев, но, тем не менее, являющихся иностранными («Америкэн Экспресс», UnionPay, «Джей Си Би») подобные меры, к сожалению, не предприняты. Операторы платежной инфраструктуры этих платежных систем, по-прежнему находятся за рубежом, что ведет к повышенным рискам для бесперебойного совершения платежей, тем более в условиях текущего кризиса и применяемых к России санкций [11, с. 115].

12 стр., 5587 слов

Центральный банк – ключевое звено банковской системы

... финансовой политики государства зависит состояние экономики страны. Учитывая актуальность вопроса, темой курсовой работы была выбрана: «Банк России - центральное звено кредитной системы страны». Цель работы - рассмотреть положение Центрального Банка в кредитно-банковской системе государства, определить задачи его деятельности, ...

Банк России должен исходить из того, что национальная платежная система России, представленная совокупностью определенных элементов, несущих груз социальной ответственности, связанной с качественным оказанием платежных услуг для всех субъектов экономики, обслуживает на сегодняшний день весь платежный оборот страны.

2. Банковская система: проблемы и перспективы развития

2.1 Тенденции развития банковской системы России

По итогам последних лет можно отметить рост основных показателей уровня развития банковского сектора с замедлением темпов их роста в 2015 г. Так, совокупные банковские активы за 9 месяцев 2015 г. выросли всего на 1 % и составили 78,4 трлн руб., в то время как в 2014 г. они выросли на 24 % и достигли 77,6 трлн руб. (91,6 % ВВП), а годом ранее рост составил 16 % (объем активов ? 84 % ВВП).

Кредиты предприятиям и населению на 01.10.2015 составили 28 трлн руб., годом ранее ? 33 трлн руб. Произошло замедление темпов роста кредитования населения: за 2015 г. (ноябрь 2015 г. по отношению к ноябрю 2014-го) объемы кредитования уменьшились на 16 %, в то время как за 2014 г. общий объем кредитов населению увеличился на 16 % (29 % в 2013 г.).

На конец 2015 г. общий объем депозитов составил 21 трлн руб., а в 2014 г. ? 17,77 трлн руб. (24,8 % ВВП).

Объем депозитов населения за 2015 г. (к ноябрю 2014 г.) увеличился на 22 %, за 2014 г. увеличение составило 10 % (19 % в 2013 г., 20 % в 2012-м).

Таким образом, на фоне замедления роста банковского сектора наблюдается резкое сокращение объемов кредитования экономики при росте обязательств банков в виде депозитов физических лиц. Такая диспропорция опасна для банковского сектора.

В 2015 г. продолжился начатый в 2004 г. процесс сокращения числа действующих на территории России кредитных организаций (КО).

Если в 2004-м в РФ было зарегистрировано более 1300 КО, то к 2016 г. их число сократилось до 757, т. е. почти в два раза. Причем, как видно из рис. 1, темпы сокращения числа банков усилились в 2014-2015 гг. по сравнению с 2013 г. Это связано прежде всего с ростом числа КО, у которых была отозвана лицензия.

Рис. 1 Количество кредитных организаций в России в целом и в Москве, ед. [8, с. 47]

При этом Москва продолжает оставаться несомненным лидером по количеству кредитных организаций. На конец 2015 г. более половины действующих на территории РФ кредитных организаций были зарегистрированы в Москве. Поскольку регионы России крайне разнородны по количеству жителей, региональный анализ доступности банковских услуг требует нормировки на численность населения. В 2015 г. наблюдалась высокая дифференциация регионов по показателю зарегистрированных кредитных учреждений на одного жителя (коэффициент вариации составил 50 %).

14 стр., 6710 слов

Бухгалтерский учет кредитов банка и заемных средств

... получения дополнительных денежных средств. Таким образом, высокая значимость проблемы учета кредитов банка и заемных средств организации определяет несомненную актуальность данного исследования в современных условиях. Целью курсовой работы является исследование системы учета кредитов банка и заемных средств организации. Курсовая работа состоит из ...

Сокращение числа кредитных организаций в РФ в целом и в регионах происходит в первую очередь за счет отзыва лицензий, а также за счет слияний и поглощений. За 2014 г. лицензии на проведение банковской деятельности лишились 88 банков, что почти втрое превышает аналогичный показатель за 2013 г., когда Банк России отозвал лицензии у 32 банков (рис. 2).

Еще пять банков были реорганизованы в 2014 г. ? это «Открытие», «КИТ Финанс», Эллипс Банк, Новосибирский муниципальный банк и «Расчетная палата РТС».

Большая часть банков, лишившихся лицензии, имела право на работу с частными лицами, вклады которых подлежали возмещению через Агентство по страхованию вкладов (АСВ).

За 2014 г. общая величина вкладов банков, лишившихся лицензии, превысила 540 млрд руб., среди которых 300 млрд руб. составляли средства частных вкладчиков. Лицензии, как правило, отзывались у небольших банков, средний размер активов которых составлял 6,1 млрд руб. Большая часть банков, лишившихся лицензии, была зарегистрирована в Москве (60 банков из 93), еще несколько ? в Северо-Кавказском федеральном округе. Были лишены лицензии три банка, зарегистрированных в Санкт-Петербурге.

Рис. 2 Количество банков, у которых была отозвана лицензия или которые были ликвидированы, ед. [8, с. 48]

Среди причин отзыва лицензий Банк России выделяет отмывание доходов, отсутствие необходимых резервов и неисполнение обязательств перед кредиторами. К более редким причинам относятся размещение денежных средств в низкокачественные активы, вывод денежных средств за рубеж и недостоверная отчетность.

В результате активного отзыва Банком России банковских лицензий в 2015 г. значительно увеличилась концентрация в банковском секторе. Ввиду примененных к России санкций со стороны Европейского союза и США, существенно ограничивающих возможности получения банками внешнего финансирования, можно ожидать, что в дальнейшем концентрация банковского сектора будет только усиливаться, поскольку государственная помощь, как правило, направляется только системообразующим банкам. Что касается ситуации на региональных рынках, то прежде всего стоит отметить, что количество КО в регионах невелико. На каждую дату медианное значение приближается к пяти, при этом в 75 % регионов зарегистрировано менее десяти банков.

Одна из основных функций финансовой системы ? мобилизация сбережений, которая превращает свободные денежные средства населения в производительный капитал и таким образом способствует экономическому росту. Во многих странах депозиты населения являются основным источником финансирования банков, поэтому ситуация на рынке депозитов является крайне важной составляющей анализа развития финансовой системы в стране.

На 1 ноября 2015 г. общие запасы депозитов банковской системы РФ (объем депозитов физических и юридических лиц) достигли 33,8 трлн руб., что составляет около 47 % по отношению к ВВП 2014 г. В 2014 г. банковская система нарастила привлеченные средства на 20 %, что существенно выше, чем годом ранее (12 %), но за 2015 г. финансовая система смогла увеличить объем привлеченных средств только на 13 %. При этом рост депозитов физических лиц в 2015 г. составил 14 %, а юридических лиц ? 12 %. В 2014 г. депозиты физических лиц выросли на 14 %, а юридических ? на 42 %. На 1 ноября 2015 г. распределение депозитов между физическими и юридическими лицами составило приблизительно 2:3.

Изъятие денежных средств населения из банковской системы не просто является отражением экономических проблем в стране, но сам по себе представляет серьезную угрозу и способен привести к значительному экономическому ущербу. Поэтому в кризисной ситуации избежание паники ? основная задача государства и центрального банка.

На рис. 3 показана динамика прироста депозитов физических лиц по отношению к фонду заработной платы за период 1 января 2004 ? 1 января 2015 г. Черная линия на графике показывает прирост депозитов, очищенный от эффекта колебания курса валют.

Наблюдаемый ежегодный всплеск в декабре объясняется непропорционально высокой заработной платой в конце года, основную часть которой работники предпочитают сберегать. Видно, что в декабре 2014 г. подобного всплеска не произошло.

Рис. 3 Динамика прироста депозитов к фонду заработной платы: 2004-2014 гг., % [8, с. 51]

Наблюдается ситуация, аналогичная началу 2009 г.: довольно высокие доли прироста депозитов наряду с отрицательными значениями нормированных показателей. Отношение прироста депозитов к фонду заработной платы составило 8-9 % в ноябре 2014 ? январе 2015 г., при этом очищенные от влияния обменного курса показатели оказались отрицательными. Таким образом, очевидно, что в конце года население вывело из банковской системы больше свободных денежных средств, чем внесло в нее, а рост номинальных показателей был вызван исключительно обесценением рубля. Подобная ситуация свидетельствует о снижении доверия вкладчиков к банковской системе. Тем не менее стоит отметить, что вывод денежных средств оказался не столь драматичным, как в конце 2008 г., когда банковская система за один месяц потеряла около 15 % фонда заработной платы.

В конце 2014 ? начале 2015 г. в СМИ активно обсуждалось снижение доверия к национальной валюте и так называемая долларизация экономики. По данным ЦБ, за 2014 г. объем средств населения на валютных вкладах увеличился на 70 %, при этом объем средств на рублевых вкладах за тот же период уменьшился на 2 %. Банк России предоставляет статистику по валютным вкладам в рублевом эквиваленте, и столь сильный рост вызван в первую очередь обесценением рубля.

Рис. 4 Динамика доли рублевых депозитов в общих депозитах физических лиц, % [16, с. 260]

На рис. 4 отображена доля рублевых депозитов по отношению к общему объему депозитов и та же доля, скорректированная на курс валют (за базу взята стоимость бивалютной корзины на 1 января 2000 г.).

Доля рублевых депозитов действительно значительно падает в последние месяцы 2014 г., при этом доля рублевых депозитов, скорректированная на обесценение рубля, остается более или менее постоянной в отличие от 2009 г., когда действительно наблюдалось сильное падение ? с 80 до 65 %. В настоящее время такого не происходит, и на основе имеющейся статистики нельзя сделать вывод о том, что население переводит свои депозиты из национальной валюты в иностранную. Возможно, этому способствовало повышение ЦБ РФ ключевой ставки, позволившее банкам существенно повысить ставки по рублевым депозитам, что сделало вклады в национальной валюте более привлекательными для населения по сравнению с вкладами в иностранной валюте.

Проанализируем ситуацию на рынке депозитов в разрезе регионов РФ. На рис. 5 представлена диаграмма распределения депозитов физических лиц (отдельно в рублях и иностранной валюте) внутри федеральных округов РФ. Все величины нормированы на численность населения. Очевидна крайне высокая дифференциация регионов. В Москве в 2014 г. средний депозит в национальной валюте превысил 350 тыс. руб., в то время как в других регионах Центрального ФО он не достигал 100 тыс. руб., составляя в среднем 70 тыс. Столь сильная вариация частично объясняется различным уровнем доходов в регионах, а также неравномерным покрытием территории РФ банковской сетью.

Рис. 5 Распределение депозитов физических лиц по регионам РФ: 2013 и 2014 гг., тыс. руб. [21]

Подводя итоги вышесказанного, прежде всего стоит отметить, что во время валютного кризиса конца 2014 ? начала 2015 г. банковской системе удалось избежать как изъятия денежных средств, так и перевода сбережений из национальной валюты в иностранную. Тем не менее наблюдается колоссальная дифференциация регионов по объему привлеченных денежных средств, что свидетельствует о неравномерном финансовом развитии регионов, и, следовательно, о неравных возможностях для их экономического развития.

2.2 Кризисные явления в банковском секторе

Особенно важными для банков в настоящее время являются проблемы рефинансирования и ликвидности, что связано как с введенными западными санкциями, так и экономическим кризисом в стране.

Порядок предоставления рефинансирования резко ограничивает круг кредитных организаций, имеющих к нему доступ, крупнейшими кредитными учреждениями, собственный капитал которых составляет более 150 млрд рублей. По мнению ассоциации «Россия», более адекватным целям стимулирования экономического развития и снижения систематических рисков мог бы быть порядок отбора банков, основанный, помимо надежности банка в соответствии с профессиональным суждением надзорного блока Банка России, на выполнении следующих критериев: принадлежность банка к перечню системно значимых кредитных организаций; принадлежность к списку 20 ведущих банков по объему долгосрочного кредитования корпоративного сектора (кредиты юридическим лицам свыше 3 лет); наличие опыта работы и необходимых механизмов для проведения экспертизы инвестиционных проектов.

Кроме того, АРБР предлагает Банку России рассмотреть вопрос об отмене лимитов на своп (рубли под валюту) для того, чтобы банки не боялись привлекать валютные депозиты. Также сделан ряд предложений по вопросу привлечения средств вкладчиков. Ассоциация «Россия» поддерживает инициативу Минфина по включению сберегательных сертификатов в систему страхования вкладов.

Назрела постановка вопроса о методике определения максимальной ставки по вкладам. В рамках перехода к плавающему валютному курсу текущая система ограничения максимальной ставки по депозитам (по вкладам в российских рублях десяти кредитных организаций, привлекающих наибольший объем депозитов физических лиц) формирует заниженный уровень ставки, и физические лица в условиях существенной девальвации рубля предпочитают инвестировать свои сбережения в валюту, тем самым повышая уровень долларизации экономики и выводя свои средства из банковской системы.

Необходимы также изменения подходов к размещению средств государственных компаний ? перейти от практики определения круга банков, имеющих возможность привлекать в депозиты средства государственных органов и предприятий с государственным участием, страховых компаний и т. п., исходя из размера их капитала к практике применения мотивированного суждения Банка России об их финансовом положении (отнесении к 1-й и 2-й категориям надежности).

Следующей проблемой является недостаточная капитализация банков, особенно это проявляется в низкой ликвидности своих акций на внешнем рынке капитала. Держатели большей части своих активов в ценных бумагах в итоге столкнулись с проблемой ликвидности после падения фондового рынка.

Необходима разработка комплексных изменений в законодательство с целью введения налоговых льгот при инвестировании доходов как самих кредитных организаций, так и их собственников в капитал банков.

Проведение докапитализации банков за счет субординированных кредитов (облигаций), которые могут быть выкуплены НПФ за счет средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений позволит НПФ получать возможность покупать активы с более высокой доходностью по сравнению со стандартными облигациями, а банки смогут увеличить капитал в условиях потребности в докапитализации и ограничения доступа к внешним рынкам заимствования.

Существуют проблемы в области противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Установленные на сегодняшний день параметры отнесения ряда операций к разряду сомнительных не учитывают их экономическую суть. В итоге к числу сомнительных по данным критериям формально попадают операции, которые объективно таковыми не являются. В частности, это касается предварительной оплаты за товары и услуги российскими компаниями иностранным контрагентам; разницы между выдачей и поступлениями наличных денежных средств через кассу со счетов физических лиц, в том числе со счетов вкладов и «зарплатных» карточных счетов; все наличные операции по символам 53 «Прочие выдачи» в силу специфики расчета также попадают в разряд сомнительных вне зависимости от их назначения.

Предложены различные варианты решения. Например, в части операций предварительной оплаты в случае, если за продолжительный период (например, 2 года) у банка не было нарушений в части исполнения валютного законодательства, связанного с выводом средств за рубеж, применить к нему облегченный режим контроля в этой части и не считать такого рода операции сомнительными. В части кассовых операций физических лиц ? определить сроки, по истечении которых операции снятия средств со счетов срочных вкладов физических лиц перестают классифицироваться в качестве сомнительных как в случаях досрочного расторжения договоров, так и в случаях снятия средств по истечении установленных договором сроков вкладов, установить лимиты на снятие средств со счетов «до востребования» и текущих счетов физических лиц, в пределах которых операции данного типа не рассматриваются в качестве сомнительных. Системным решением проблемы учета реальной сути операций, объективного расчета показателя вовлеченности банка в проведение сомнительных операций и снижение их уровня по банковской системе может стать включение в число обязательных реквизитов платежных документов кодов назначения платежа по аналогии с существующими в настоящий момент кодами бюджетной классификации. Данное нововведение позволит структурировать платежный оборот по экономическому содержанию, снизит затраты и расширит поле аналитики для финансового мониторинга, даст возможность объективно идентифицировать операции в качестве сомнительных [4].

Большой проблемой для банков является проблема кредитоспособности клиентов, и как результат растет просроченная задолженность. Сейчас достаточно трудно найти клиента, пользующегося репутацией надежного плательщика. К ней же добавляется неэффективность юридической системы по защите прав кредиторов, т. е. банков. Поэтому, выделяя ссуды, банки учитывают, что не существует законодательно установленных эффективных методов возврата ссуд в случае недобросовестности заемщика. В этой связи для обеспечения надежности вложения банкам необходимо решение ряда проблем. Первая ? закрепление гарантий инвестиций на законодательном уровне. Это не означает, что государство берет на себя материальную ответственность за инвестирование. Прежде всего, это подразумевает выработку такой правовой базы, в которой государство или частный инвестор, физическое или юридическое лицо нашли бы на законодательном уровне подробно прописанные правила защиты интересов против мошенничества и правила страхования риска. Должна быть детально прописана договорно-правовая часть отношений, разработаны формы страхования инвестиций, а судебная защита должна стать общедоступной, действенной, менее коррумпированной. Понятно, что бюджет не может нести расходы по созданию такой системы, но это и не нужно. Во многих странах институт гарантирования инвестиций имеет собственные источники дохода, а судебная система окупается за счет всевозможных пошлин [3, с. 272].

2.3 Пути решения проблем в банковском секторе

Наличие нерешенных проблем и возникновение новых угроз в банковском секторе обуславливает необходимость продолжения реализации Правительством Российской Федерации и Центральным Банком структурных мероприятий по дальнейшему развитию банковского сектора, по продолжению его реформирования. В основном, неблагоприятное состояние управления, включая и корпоративный аспект, и управление рисками, использование различных манипуляционных схем, низкий уровень ответственности владельцев и менеджмента за качество принимаемых решений, погоня за прибылью в ущерб финансовой устойчивости, вовлечение кредитных организаций в противоправную деятельность и другие проблемы являются характерными для экстенсивной модели развития банковского сектора. Задача перехода от экстенсивной модели развития банковского сектора к преимущественно интенсивной должна стать приоритетной как для российского Правительства и Банка России, так и для кредитных организаций.

Для решения существующих проблем банковского сектора необходимо:

  • повысить эффективность аккумулирования сбережений и трансформации их в инвестиции банковским сектором;
  • увеличить роль банковского сектора;
  • улучшить конкурентоспособность кредитных организаций России;
  • повысить системную устойчивость российского банковского сектора;
  • значительно расширить предоставляемые банковские услуги юридическим и физическим лицам, в особенности для клиентов, живущих в удаленных регионах, где слабая степень развития банковского обслуживания, применяя современные банковские и информационные технологии;
  • исключить вовлечение кредитных организаций в незаконную деятельность, в частности, по легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • увеличить размер собственных средств кредитных организаций;
  • повысить прозрачность деятельности российских кредитных организаций;
  • совершенствовать взаимодействие ЦБ РФ с налоговыми, таможенными и правоохранительными органами для получения о клиентах более точной и полной информации;
  • совершенствовать залоговое законодательство, а также обеспечить защиту прав банков [20, с. 38].

В перспективе спрос на банковские услуги и его структуру будут определять: темпы прироста ВВП, инвестиционная активность хозяйствующих субъектов, изменения в отраслевой и секторальной структуре (особенно, рост сфер услуг), динамика реальных доходов населения и структура их использования, уровень инфляции.

Важное значение для банковской системы будет иметь позиция по вопросам:

  • необходимой и желательной вовлеченности России в процессы глобализации, в том числе на рынках финансовых услуг;
  • будет ли осознана необходимость ускоренного развития и укрепления национальной банковской системы и сформирована стратегия «банкизации» страны;
  • способов и направлений решения демографических проблем страны, которые могут стать основным ограничителем экономического роста;

— социальной политики, которая способствовала бы повышению качества «человеческого капитала», уменьшению социального расслоения населения и формированию широкого «среднего класса», который является одним из главных потребителей банковских услуг [17, с. 204].

Первейшим приоритетом в развитии банковской системы считается подготовка кадров с более высокими квалификацией, банковской культурой, представлением о бизнесе, организаторскими способностями. Банкиры, слишком рано уверовавшие в профессиональную силу, нуждаются в серьезном изучении банковского дела.

Вторым приоритетом следует признать формирование законодательного обеспечения банковской деятельности. На очереди должен быть закон о кредитном деле, в котором речь должна пойти об оздоровлении кредита в России, восстановлении его производительных качеств и снижении инфляционных последствий для экономики [13, с. 158].

Третьим приоритетом является необходимость скорректировать сложившиеся представления о связи банка с производством, клиентами, ради которых они работают на рынке. У финансовых и банковских структур нет иного пути выживания кроме поворота в сторону реальной экономики. Именно банки, инвестировавшие неоправданно большой объем заемных средств, в том числе вкладчиков в спекулятивные инструменты, и при этом не проводившие анализ кредитных рисков и ликвидности в погоне за сверхприбылями, имеют серьезные проблемы.

Ключевым для здорового и эффективного формирования и функционирования национальной банковской системы является принцип управляемости. Он требует, в частности, наличия хорошо продуманной комплексной концепции развития банковской системы, раскрывающей и обогащающей ее планы и рабочие программы, механизмов их практической реализации, причем таких, которые позволяли бы координировать и согласовывать позитивные усилия всех заинтересованных участников процесса, а также качественной и надежной правовой базы, воплощающейся в законах и нормативных правовых актах регулирующих органов.

Заключение

В настоящее время финансовый сектор в России представлен в основном банковским сектором, развитие которого в последние годы изучено в данной работе в целом по стране и в разрезе регионов.

Банку России удалось избежать паники и изъятия денежных средств во время валютного кризиса конца 2014 г., тем не менее ситуация в банковской сфере продолжает оставаться угрожающей. Несмотря на рост привлеченных средств, банки сокращают объемы кредитования из-за возросших рисков, а это отрицательно сказывается на их устойчивости.

Это, во-первых, выражается в том, что при снижении темпов роста кредитной активности доля просроченной задолженности продолжает расти. Таким образом, банки теряют возможность «размыть» долю просроченной задолженности за счет новых кредитов. Наибольшие опасения вызывают регионы с высокой долговой нагрузкой, где доля просроченной задолженности будет расти наиболее высокими темпами, и многие банки предпочтут уйти с рынка данного региона, а у локальных банков велика вероятность отзыва лицензии в результате нарушения нормативов ЦБ по уровню достаточности капитала. В наибольшей степени это касается регионов, где высока доля валютной задолженности, т. е. регионов, в которых преобладают отрасли с высокими затратами на закупку иностранного оборудования (добыча полезных ископаемых, обрабатывающая промышленность).

Ситуация в этих регионах может развиваться по следующему сценарию: возросшая стоимость кредитов приводит к невозможности их выплат и получения новых, что приводит к остановке производства и сокращению заработных плат и, следовательно, новой волне невыплат по кредитам. Целые регионы могут стать убыточными для банковской отрасли, что негативно отразится на развитии банковского сектора.

Во-вторых, вызывает опасение высокая доля государственных банков в банковской сфере. Несмотря на снижение доли Сбербанка, кредитный рынок продолжает концентрироваться в руках государственных банков, что создает дополнительные риски для его развития. Для удержания на рынке частным банкам приходится привлекать денежные средства при помощи более высоких ставок, что подразумевает под собой рискованную кредитную политику. В условиях экономической нестабильности это приводит к невыплатам по кредитам и недостаточности средств для возврата депозитов. Существенный рост процентных ставок по вкладам в конце 2014 г. и увеличение страхового покрытия до 1,4 млн руб. позволили избежать ситуации «набега» вкладчиков, но привели к значительному росту рисков неплатежеспособности в будущем. Выплаты вкладчикам банков, признанных банкротами, происходят за счет средств АСВ, т. е. ложатся на плечи населения. Таким образом, помимо роста концентрации банковского капитала это также приводит к росту недоверия к банковской системе.

В-третьих, проводимая Банком России политика «оздоровления» банковской системы является не вполне однозначной. Контроль за деятельностью банковского сектора и «очистка» банковской системы от неплатежеспособных банков, безусловно, необходимы. Тем не менее нужно понимать, что эти процессы приводят к росту концентрации сектора в руках банков с государственным участием в капитале, негативные последствия чего очевидны. Более того, плата за деятельность неплатежеспособных банков ложится на плечи вкладчиков и снижает их доверие к банковской системе. Наконец, несмотря на общую тенденцию снижения количества кредитных организаций, ситуация в регионах ничуть не выравнивается: некоторые регионы остаются совершенно неконкурентоспособны, во многих регионах представлены всего один-два банка.

Все вышеуказанные факторы приведут в ближайшем будущем к сокращению доступности финансовых услуг для населения, сокращению уровня конкуренции и росту концентрации в банковском секторе, а также к еще большей дифференциации финансового развития регионов. В сложившейся ситуации в качестве рекомендации для Банка России можно выделить необходимость не только (и не столько) контроля за требованиями по достаточности капитала, но и разработки механизмов, «помогающих» банкам размещать кредиты среди наиболее эффективных проектов. Более того, в рамках регионального развития Банку России необходимо поддерживать не только системообразующие банки, но также и региональные банки, играющие важную роль в одном или нескольких регионах, что позволит снизить концентрацию в отрасли. Конкуренция и равномерное развитие в регионах являются неотъемлемыми атрибутами здоровой банковской системы.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://ex-zaim.ru/kursovaya/bankovskie-i-nebankovskie-kreditnyie-organizatsii/

1. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I «О банках и банковской деятельности» ( с изм. от 5 апреля 2016 г. N88-ФЗ) Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/10105800/#ixzz46G1jWy94

2. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. от 30 декабря 2015 г. N 430-ФЗ) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12127405/#ixzz46G3LvitO

3. Анохина А.А. Банковская система: проблемы и перспективы // Образование и наука в современных условиях. ? 2015. ? № 3. С. 272-274.