РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТНЫХ РЕСУРСОВ ГОСУДАРСТВА

Курсовая работа

Транскрипт

1 МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Челябинский государственный университет» (ФГБОУ ВО «ЧелГУ») Костанайский филиал Кафедра экономики КУРСОВАЯ РАБОТА РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТНЫХ РЕСУРСОВ ГОСУДАРСТВА Автор курсовой работы Направление подготовки Дисциплина Форма обучения Группа Научный руководитель Анжелика Аскатовна Зияева Экономика «Финансы» Очная КЭ-301 Анна Дмитриевна Лебедева, старший преподаватель Оценка «13» июня 2016 г. Костанай, 2016 г.

2 МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Челябинский государственный университет» (ФГБОУ ВО «ЧелГУ») Костанайский филиал Кафедра экономики Направление подготовки Экономика Задание на выполнение курсовой работы по дисциплине «Финансы» Студенту Зияевой А.А. Группы КЭ-301 Руководитель работы Лебедева А.Д. Тема курсовой работы «Роль государственного кредита в формировании бюджетных ресурсов государства» План выполнения курсовой работы Наименование элементов курсовой работы Сроки Примечание Отметки о выполнении 1 Выбор темы курсовой работы Выполнено 2 Составление плана курсовой Выполнено работы и согласование с руководителем 3 Сбор материалов для курсовой Выполнено работы 4 Оформление курсовой работы и Выполнено подготовка к защите 5 Проверка и рецензирование Выполнено курсовой работы 6 Защита курсовой работы (Ъ t n M U l U 1″ 0

3 МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Челябинский государственный университет» (ФГБОУ ВО «ЧелГУ») Костанайский филиал Кафедра экономики РЕЦЕНЗИЯ на курсовую работу Регистрационный номер Студента Зияевой А. А. 3 курса группы КЭ очной формы обучения по дисциплине «Финансы» на тему «Роль государственного кредита в формировании бюджетных ресурсов государства» Дата рецензирования «08» июня 2016 года Общая характеристика работы (соответствие содержания избранной теме, структура, актуальность темы, использование литературы и т.д.): Содержание работы соответствует теме исследования. Структура работы правильно оформлена и отражает последовательность изучения вопроса. Актуальность темы достаточно обоснована во введении. Определены объект и предмет, указаны методы исследования, сформулированы цель и задачи работы, обозначены практическая значимость и структура курсовой работы. Для раскрытия темы исследования использованы труды отечественных экономистов, материалы периодических изданий. Студентка показал свое умение анализировать и обобщать большой практический материал, бывший у него в распоряжении.

3 стр., 1403 слов

Структура и роль рынка капитала. Процентная ставка и инвестиции

1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА КАПИТАЛА 1.1. Экономическая сущность рынка капитала Теоретически и практически капитал неразрывно связан с понятием прибыли. В этом его основное содержание, и в этом сходятся все научные трактовки ...

Сделанные ей выводы могут быть использованы в качестве рекомендаций. Краткий анализ содержания работы, ее достоинства: Материал курсовой работы изложен с соблюдением внутренней логики. Прослеживается тщательная работа по каждому разделу рассматриваемой темы. Работа написана грамотно. При формулировании выводов автор проявил самостоятельность в суждениях. В первой главе работы изучены теоретические аспекты государственного кредита. Во второй главе проведен анализ структуры государственного кредита, осуществлена оценка влияния государственного кредита на формирование бюджетных ресурсов. В третьей главе автором разработаны мероприятия по повышению эффективности использования государственного кредита. Результатом проведенного исследования являются обоснованные выводы и рекомендации. При рассмотрении темы курсовой работы сочетание теоретической и практической значимости присутствует. Недостатки работы : Существенных недостатков^ работе нет. Отметка о допуске курсовой рафеты к защите: работа допущена к защите Научный руководитель ^ / ст. преподаватель Лебедева А.Д.

4 Содержание В ведение… 1 С ущ ность и значен ие государственного кредита в ф орм ировании бю дж етных ресурсов П онятие государственного кредита Функции государственного кредита Государственный кредит и бюджетные ресурсы… 2 А нализ государственного кредита и его роль в форм ировании бю джетных ресурсов С труктура государственного кредита Российской Ф едерации за гг А нализ бю дж етны х ресурсов Р оссийской Ф едерации за гг О ценка влияния государственного кредита на ф орм ирование бю джетных ресурсов П роблем ы и пути соверш енствования правового регулирования П роцесса управлении государственным кредитом в Российской Ф едерации Проблемы государственного кредита в современной России У лучш ение эф ф ективности и спользования государственного кредита в современных условиях… Заклю чение… Список использованной литературы

5 Введение Г осударственный кредит и его формирование одна из наиболее актуальных и сложных проблем для современной российской экономики. А ктуальность курсовой работы заклю чается в том, что создание нового типа экономики и проведение структурных реформ, обеспечиваю щ их повыш ение качества жизни в условиях рынка, формируемого в России, требует оценки ресурсного потенциала в достиж ении поставленных целей. Важнейш им показателем, отражаю щ им как финансовое обеспечение, так и роль государства в экономике, и взаимодействие государства и бизнеса, является политика в области государственного кредита. Г осударственный кредит, являясь составной частью финансовой системы лю бого государства, активно используется им в целях сбалансированности бю дж етн о-ф инансовой и ден еж но-кредитной политики. П редставляя собой одну из форм мобилизации финансовых ресурсов, государственный кредит играет двоякую роль. Во-первых, в отнош ениях по государственному долгу он ориентирован на формирование дополнительных денеж ных средств в целях финансирования основных функций государства, вовторых, в отнош ениях по государственному кредитованию он направлен на распределение имеющихся денежных средств для финансирования отдельных н аправлений государственной деятельности. П ринимая во внимание сложивш иеся в России экономические условия, можно отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в российской экономике. От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейш ие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а такж е то, каким является положение страны на мировой арене. О бъект исследования: эконом ическая сущ ность государственного кредита в Российской Ф едерации. П редм ет исследования: дин ам и ка государственного кредита. 3

3 стр., 1232 слов

Государственный кредит

... отношении дипломной работы "Государственный кредит" принадлежит ее законному правообладателю. Текст дипломного проекта выставлен в качестве примера выполнения работы. Использование и тиражирование текста дипломной работы запрещено. ... менее, необходимо отметить, что проблемам правового регулированию государственного кредита в научных работах не уделяется достаточного внимания. Кроме того, комплексный ...

6 Ц ель курсовой работы: выявить проблемы государственного кредита в современной России и предложить возможные пути эффективности его использования в соврем ен ны х условиях. С огласно данной цели в работе поставлены следую щ ие задачи:

  • рассм отреть понятие государственного кредита;
  • изучить ф ункции государственного кредита;
  • рассмотреть государственный кредит и бю джетные ресурсы;
  • провести анализ государственного кредита и выявить его роль в формировании бю джетных ресурсов;
  • определить проблемы государственного кредита в современной России;

— предложить возможные пути улучш ения эффективности использования государственного кредита в соврем ен ны х условиях. Теоретическую основу курсовой работы составили труды таких авторов как: А. В. Аносова, JI. Е. Басовский, А. П. Воронин, В. В. Глущ енко, JI. Н. Даниленко, В. Н. Костю к, В. А. Парыгина, О. О. Скрябин и др. При выполнении курсовой работы были использованы такие методы исследования как: анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, обобщ ение. Научная новизна курсовой работы состоит в том, что в ней определена роль государственного кредита в современной рыночной экономике, а также выявлены проблемы государственного кредита в Российской Ф едерации и предложены возможные пути их реш ения. П рактическая значимость курсовой работы заклю чается в разработке конкретных предложений и рекомендаций по улучш ению эффективности использования государственного кредита в России. Структура курсовой работы состоит из введения, тех глав, заключения, сп и ска использованны х источников и прилож ений. В первой главе курсовой работы рассматривается сущ ность и значение государственного кредита в бю дж етны х ресурсах. 4

7 Вторая глава курсовой работы посвящ ена анализу государственного кредита и его роли в формировании бю дж етных ресурсов. В третьей главе рассмотрены проблемы и пути соверш енствования правового регулирования процесса управления государственным кредитом в Российской Ф едерации. 5

8 1 Сущность и значение государственного кредита в формировании бю джетных ресурсов 1.1 П онятие государственного кредита Экономическое содержание государственных финансов неоднородно, так как отдельные обособленные звенья выполняю т специфические, присущ ие только им функции. О дно из таких звеньев — государственны й кредит. Государственный кредит как финансово-правовая категория представляет совокупность норм финансового права, регулирую щ их общ ественные отнош ения, возникаю щ ие по поводу получения государством или размещ ения со стороны государства денеж ных средств, а такж е относительно п редоставления государственны х гарантий. Согласно мнению И. В. Зороастровой государственный кредит является одной из форм кредитных отнош ений, имею щ их следую щ ие признаки кредита: наличие кредитора и заемщ ика как ю ридически самостоятельных субъектов кредитной сделки, аккумуляции свободных денеж ны х средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности, возможность использования госкредитных операций внутри страны и в меж дународных отнош ениях [7, с. 108]. С точки зрения А. Ю. Воронина государственный кредит это отнош ения по поводу предоставления временно свободных денеж ных средств на условиях платности, срочности и возвратности, где государство выступает в качестве заем щ ика, кредитора, гаранта [2, с.56]. Г. П. Ж уравлева отмечает, что государственный кредит это совокупность экономических отнош ений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и ю ридических лиц — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщ ика, кредитора и гаранта [5, с.89]. 6

52 стр., 25739 слов

Обеспечение по кредитам

... активов, структуры обеспечения по кредитам, содержится ряд предложе­ний по улучшению деятельности кредитного управления и использованию раз­личных форм обеспечения. Материал иллюстрирован рисунками и таблицами. В дипломной работе содержится ряд ...

9 Как утверж дает Б. Е. Бродский государственный кредит выражает отнош ения меж ду государством, от имени которого выступаю т органы исполнительной власти федерального уровня с одной стороны, и хозяйствую щ ими субъектами, физическими лицами, нерезидентами и иностранными государствами, с другой, по поводу получения займов, предоставления кредитов или гаран тийн ого обеспечения [1, с. 122]. В зависимости от характера операций Р. М. Гусейнов различает три ф орм ы государственного кредита (рисунок 1) [19, с.71]. Рисун ок 1 — Ф орм ы государственного кредита Государственные заимствования осущ ествляю тся в виде государственных займов и прямых кредитов. Государственные гарантии предоставляю тся по займам и кредитам, осущ ествляемым местными органами власти и субъектами хозяйствования. Государственные кредиты предоставляю тся за счет бю джетных средств субъектам хозяйствования, местным органам власти, другим государствам, м еж дународны м организациям. Как экономическая категория государственный кредит имеет ряд особенностей, т.к. находится на стыке двух видов денеж ны х отнош ений — ф инансов и кредита (рисунок 2) [15, с.60]. 7

10 Р и сун ок 2 — О собенности государственного кредита Как форма кредита, государственный кредит имеет следую щ ие черты (рисунок 3) [24, с.8]. Рисунок 3 — О сновны е черты государственного кредита 8

11 С помощ ью государственного кредита государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общ егосударственных расходов и выполнения своих функций. Объективная необходимость использования государственного кредита объясняется противоречиями меж ду растущ ими потребностями общ ества с возможностью их удовлетворения за счет доходов бюджета. П о своей экономической природе госбю дж ет перераспределяет часть национального дохода станы. Таким образом, в заклю чении можно сказать, что государственный кредит это совокупность экономических отнош ений меж ду государством в лице его органов власти и управления с одной стороны, и ю ридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущ ественно в качестве заемщ ика, а также кредитора и гаранта. 1.2 Ф ункции государственного кредита Как было сказано выш е, государственный кредит представляет собой совокупность экономических отнош ений меж ду государством в лице его органов власти и управления с одной стороны, и ю ридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущ ественно в качестве заемщ ика, а также кредитора и гаранта. Как финансовая категория государственный кредит выполняет следующие основные функции (рисунок 4) [1, с.148]. Рисун ок 4 — Ф ункции государственного кредита 9

3 стр., 1157 слов

Кредиты населению и их современное развитие

... к нуждам российской практики являются методы оценки кредитоспособности частных лиц, а также расчёты платы за предоставляемый им кредит. Целью настоящей курсовой работы является теоретическое изучение основ кредитования населению, а ...

12 Через распределительную функцию государственного кредита осущ ествляется формирование централизованных денеж ных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщ ика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промыш ленно развитых странах государственные займы являю тся основным источником финансирования бю джетного дефицита [11, с. 148]. П оложительное воздействие распределительной функции государственного кредита заклю чается в том, что с ее помощ ью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаю тся в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваю тся. Зато потом, когда кредиты погаш аются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погаш ения процентов по задолженности. Регулирую щ ая функция государственного кредита заклю чается в том, что, вступая в кредитные отнош ения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денеж ного обращ ения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство м ож ет проводить ту или иную ф инансовую политику.

Государство регулирует денежное обращ ение, размещ ая займы среди различных групп инвесторов. М обилизуя средства физических лиц, государство снижает платеж еспособный спрос. Выступая на финансовом рынке в качестве заемщ ика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выш е спрос государства, тем выш е при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Д ороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращ ать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг [11, с. 149]. 10

13 До определенных пределов этот процесс не оказывает сущ ественного негативного влияния на производство. В том случае, если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие будет равняться нулю до их полного поглощ ения. П оложительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. Больш ую роль в стимулировании развития производства и занятости играю т кредиты, предоставляемые за счет бю джетов территорий или внебю дж етных фондов. С их помощ ью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов [12, с. 118]. Контрольная функция государственного кредита тесно связана с деятельностью государства и состоянием бю джета и других государственных фондов. Контроль охватывает двустороннее движение стоимости, поскольку государственно-кредитные операции соверш аю тся на принципах возвратности и платности получения средств. Контроль за правильностью и эффективностью данных операций осущ ествляю т как финансовые, так и кредитные уп олном оченны е органы. Таким образом, нами были рассмотрены основные функции государственного кредита: распределительная, регулирую щ ая и контрольная функции. Распределительная функция позволяет перераспределить денежные ресурсы в соответствии с потребностями экономики в целом и необходимостью поддержки какого-либо направления социально-экономической деятельности. Регулирую щ ая функция государственного кредита выражается в том, что государство, вступая в кредитные отнош ения, воздействует на денежное обращ ение, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость, н а заем щ иков, которы е обязаны обеспечить 11

2 стр., 906 слов

Налоги, субсидии и субвенции в российской экономике

... налогообложения в Российской федерации 1.1. Налоги, как основная часть доходов бюджета РФ Государственные доходы, как и расходы, любого государства, находят свое нормативное закрепление в государственном бюджете. Государственный бюджет - смета доходов и расходов государства ...

14 эффективность применения бю джетных ссуд. С помощ ью контрольной функции государственного кредита контролируется в основном целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов. 1.3 Государственный кредит и бю джетные ресурсы В качестве звена финансовой системы государственный кредит обслуж ивает формирование и использование централизованных денеж ных фондов государства, т.е. бю джета и внебю джетных фондов. Ф ормирование дополнительных бю джетных ресурсов государства за счет свободных денеж ны х средств — это одна сторона госкредитных отнош ений. Второй стороной выступаю т финансовые связи, обусловленные возвратностью и платностью средств, дополнительно мобилизованных государством. Выплата доходов кредиторам обеспечивается за счет бю джетных поступлений. При этом круг налогоплательщ ика не совпадает с кругом держателей государственных ценны х бумаг. Ц елесообразность использования государственного кредита для формирования дополнительных бю джетных ресурсов государства и покрытия бю джетного дефицита определяется значительно меньш ими негативными последствиями для государственных финансов и денеж ного обращ ения страны по сравнению с монетарными приемами (например, эмиссией денег) балансирования доходов и расходов правительства. Это достигается на основе перемещ ения спроса от физических и ю ридических лиц к правительственным структурам без увеличения совокупного спроса и количества денег в обращ ении [17, с.55]. Государственный кредит это часть системы государственных финансов. Так как государство почти всегда нуждается в привлечении дополнительных денеж ных ресурсов, а объем налогов и других доходов в системе государственного бю дж ета ограничен, то систем у безвозм ездной передачи 12

15 ресурсов (сбор налогов и т. п.) государство дополняет привлечением средств на возвратных началах — в форме государственного кредита: внутреннего и внеш него (рисунок 5) [20, с. 109]. Рисунок 5 — Взаимосвязь государственного кредита бю джетных ресурсов. Государство, широко используя свои возмож ности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бю джетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутренню ю, так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного долга — внутреннего и внеш него. Государственный долг является характеристикой результативности всех соверш енных госкредитных операций. Его абсолю тная величина, динамика и темпы изменения отраж аю т состояние экономики и финансов страны, эф ф ективность ф ункционирования государственны х структур. Н а состояние 13

13 стр., 6265 слов

Система государственных доходов и их классификация

... проблему, как неопределенность места института государственных доходов в системе финансового права. Целью данной работы является наиболее полное рассмотрение системы государственных доходов и их классификации. Для достижения цели поставлены следующие ...

16 государственного долга сущ ественно влияю т ежегодные операции в сфере государственного кредита: получение новы х займ ов и условия их предоставления, с одной стороны, и размеры погаш ений и выплачиваемых процентов, с другой [13, с. 150]. Таким образом, в заклю чении можно сказать, что назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бю джета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляю тся на покрытие разницы между бю джетными расходами и доходами. При положительном бю джетном сальдо мобилизуемые с помощ ью государственного кредита средства прямо использую тся для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, мож ет выступать важ ным фактором ускорения соц иальн о-эконом ического развития страны. 14

17 2 А нализ государственного кредита и его роль в ф орм ировани бю джетных ресурсов 2015 гг. 2.1 С труктура государственного кредита Росси йской Ф едерации за 2013 Г осударственный кредит как экономическая категория — это совокупность экономических отнош ений между государством (в лице органов власти), с одной стороны, и другими экономическими субъектами — с другой, при которых государство выступает преимущ ественно в качестве заемщ ика, а также кредитора и гаранта. А нализ государственного кредита Российской Ф едерации за гг. представим в таблице 1. Таблица 1 — Анализ государственного кредита Российской Ф едерации за гг., млрд. руб. Показатель 2013 г г г. Отклонение гг. Государственные внутренние заимствования, в том числе: 448,6 398,5 306,5-142,1 — привлеченные 1213,2 842,2 1114,8-98,4 — погашенные -764,6-443,7-808,3-43,7 Г осударственные внешние заимствования, в том числе: 157,9 164,9 107, привлеченные 235,6 237,1 241,6 6 — погашенные -77,7-72,3-133,7-56 Г осударственные заимствования, в том числе: 606,5 563,4 414,4-192,1 — привлеченные 1448,8 1079,3 1356,4-92,4 — погашенные -842,3-515, ,7 Согласно таблице за гг. государственные заимствования Российской Ф едерации уменьш ились на 192,1 млрд. руб. данное снижение произош ло за счет снижения государственных внутренних заимствований Российской Ф едерации на 142,1 млрд. руб. и государственных внеш них заимствований Российской Ф едерации на 50 млрд. руб. [25, с.94]. 15

18 Динамику государственного кредита Российской Ф едерации за гг. представим на рисунке ,5 563,4 414,4 ЕЗ Г осударственные заимствования п I г г г. Рисунок 6 — Динамика государственного кредита Российской Ф едерации за гг., млрд. руб. Согласно рисунку 5 объем государственных заимствований Российской Ф едерации составлял 606,5 млрд. руб. в 2013 г., 563,4 млрд. руб. в 2014 г. и 414,4 млрд. руб. в 2015 г. Следовательно, сокращ ение государственного кредитования Российской Ф едерации за гг. составило 192,1 млрд. руб. [25, с.94]. Далее, в таблице 2, рассмотрим структуру государственного кредита Российской Федерации. Таблица 2 — Структура государственного кредита Российской Ф едерации за гг., % Показатель 2013 г г г. Г осударственные внутренние заимствования, в том числе: Г осударственные внешние заимствования, в том числе: Г осударственные заимствования, в том числе: Отклонение гг. 73,97 70,73 73,96-0,01 26,03 29,27 26,04 0,

7 стр., 3303 слов

Государственный и муниципальный кредит

... 1. Государственный и муниципальный кредит Государственный и муниципальный кредит представляет собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование являются кредиторами или заемщиками. Государственные и муниципальные кредиты могут быть получены и предоставлены Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями юридическим и ...

19 Динамику структуру государственного кредита Российской Ф едерации за гг. представим на рисунке % — 90% — 80% — 70% — 60% — 50% — 40% — 30% — 20% — Г осударственные внешние заимствования, в том числе: ЕЗ Г осударственные внутренние заимствования, в том числе: 10% — 0 % г г г. Рисунок 7 — Динамика структуру государственного кредита Российской Ф едерации за гг., % Согласно таблице и рисунку видно, что наибольш ую долю в структуре государственного долга занимаю т государственные внутренние заимствования: 73,97% в 2013 г., 70,73% в 2014 г. и 73,96% в 2015 г. Структура государственных внеш них заимствований соответственно составила: 26,03% в 2013 г., 29,27% в 2014 г. и 26,04% в 2015 г. [27, с. 10]. П одводя итог, можно сказать, что в 2015 г. наблю дается сокращ ение государственные заимствований Российской Ф едерации на 192,1 млрд. руб. по сравнению с 2013 г. 17

20 2.2 Анализ бю джетных ресурсов Российской Ф едерации за гг. Государственный бю джет состоит из 2-х дополняю щ их друг друга взаим освязан ны х частей: доходной и расходной. Доходы бю джетов — это поступаю щ ие в соответствую щ ий бюджет денеж ные средства, за исклю чением тех, что являю тся источниками финансирования дефицита бюджета. При этом бю джетные доходы, с одной стороны, являю тся результатом распределения стоимости ВВП между различными участниками общ ественного воспроизводства, а с другой — выступаю т объектом дальнейш его распределения сконцентрированной в руках государства вновь созданной стоимости. Ф едеральный бю джет Российской Ф едерации формируется за счет доходов от внеш неэкономической деятельности, от налогов на товары реализуемые на территории Российской Ф едерации, налоги и сборы, налоги на товары ввозимые на территорию Российской Ф едерации, доходы от использования имущ ества и т.д. П оэтому из года в год, правительство Российской Ф едерации утверж дает законом о доходах в федеральный бю джет, а потом уже будет фактическое исполнение бю джета по состоянию за определенный будущ ий период. Д инамика доходов федерального бю джета Российской Ф едерации за гг. п редставлена в таблице 3. Таблица 3 — Динамика доходов федерального бю джета Российской Ф едерации за гг., млрд. руб. Показатель 2013 г г г. Отклонение гг Доходы от внешнеэкономической деятельности 4962,7 5011,0 3040,1-1922,6 Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными 2442,8 2554,8 1723,4-719,4 ресурсами Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации 2228,0 2329,3 1585,7-642,3 18

21 Продолжение таблицы Налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации 1713,0 1734,2 988,5-724,5 Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и 543,3 352,2 244,9-298,4 муниципальной собственности Прочие доходы 963,8 1038, ,8 Итого доходов 12853, ,0 8255,6-4598,0 Анализируя таблицу 3 мы видим, что за гг., доходы федерального бю джета уменьш ились на 4598 млрд. руб., в 2013 г. они составляли 12853,6 млрд. руб., а в 2015 г. уже 8255,6 млрд. руб. Как мы видим в период с 2013 по 2015 доходы резко низко упали почти в 2 раза. Структуру доходов федерального бю джета Российской Ф едерации за гг. представим н а рисунке % 90% Доходы от использования имущества, находящегося в 80% государственной и муниципальной собственности 70% Налоги на товары, ввозимые на ^ У территорию Российской Федерации ^ // Налоги на товары (работы, услуги), 40% реализуемые на территории 30% Российской Федерации 2qo/o В Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование 10% природными ресурсами 0% 2013 г. т 2014 г г. Я Доходы от внешнеэкономической деятельности Рисунок 8 — Д инамика структуры доходов федерального бю джета Российской Ф едерации за гг., % Ф едеральный бю джет Российской Ф едерации расходует денежные средства на социальную политику, на национальную политику, общ егосударственны е вопросы, на н ациональную безоп асность и 19

2 стр., 798 слов

Система государственной поддержки кредитования экспорта

... по экспортным кредитам. Проведенный анализ действующей в России системы государственной поддержки экспорта позволяет охарактеризовать ее как исключительно слабую и неэффективную. При ... федерального бюджета являются проверенным способом наращивания объемов экспорта. Вопрос о предоставлении Российской Федерацией государственного кредитования инициируется Минфином России на основе обращения ...

22 правоохранительную деятельность, национальную оборону и прочие расходы. Д инамика расходов федерального бю джета Российской Ф едерации за гг. представлена в таблице 4. Таблица 4 — Д инамика расходов федерального бю джета Российской Ф едерации за гг., млрд. руб. Показатель 2013 г г г. Отклонение гг. Социальная политика 3859, ,1 1927, ,70 Национальная экономика 1968, ,6 1551,60-416,90 Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1843, ,6 1061,70-781,30 Национальная оборона 1812, ,3 935,5-876,80 Общегосударственные вопросы , ,00 Прочие расходы 2601, ,6 1534, ,60 Итого расходы 12890, ,9 7516, ,30 А нализируя таблицу 4 мы видим, что в период с 2013 по 2015 расходы федерального бю джета резко низко упали почти в 2 раза по сравнению с 2014 годом. Такой низкий показатель в 2015 г. (7516,5 млрд. руб.), в первую очередь мож ет быть обусловлен низким доходом в федеральном бю джете в 2015 году, что повлекло снижение расходов на социальную политику, национальную оборону, а так же на национальную безопасность и правоохранительную деятельность. Структуру расходов федерального бю джета Российской Ф едерации за гг. представим на рисунке 9 [26, с.2]. П одводя итог, отметим, что наибольш ую долю в структуре доходов федерального бю джета занимаю т доходы от внеш неэкономической деятельности. В 2013 г. они составили 38,61% от общ его числа доходов, в 2014 г. — 38,49%, в 2015 г. — 36,82%. М ы видим, что за гг. происходит уменьш ение структуры доходов от внеш неэкономической деятельности в общей сумме федеральных доходов. Наибольш ую долю в структуре расходов федерального бю джета занимаю т расходы на социальную политику. В 2013 г. они составили 29,94% от общ его числа расходов, в 2014 г. — 28,73%, в 2015 г. — 25,64%. 20

23 100% — 90% — 19,82% 20,42% 80% — 70% — 60% — 50% — 40% 30% 20% 6,38% 13,86% б,7 3 % 12.45% Прочие расходы Общегосударственные вопросы Национальная оборона Национальная безопасность и правоохранительная деятельное Национальная экономика В Социальная политика 10% Н 0% г 2013 г г г. Рисунок 9 — Д инамика структуры доходов федерального бю джета Российской Ф едерации за гг., % П одводя итог, отметим, что наибольш ую долю в структуре доходов федерального бю джета занимаю т доходы от внеш неэкономической деятельности. В 2013 г. они составили 38,61% от общего числа доходов, в 2014 г. — 38,49%, в 2015 г. — 36,82%. М ы видим, что за гг. происходит уменьш ение структуры доходов от внеш неэкономической деятельности в общ ей сумме федеральных доходов. За гг. отмечается незначительный рост дохода в секторе налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (+1,87% ) и налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Ф едерации (+1,87% ).

Расходы на национальную экономику составляю т в 2013 г. — 15,27%, в 2014 г. — 15,77%, в 2015 г. — 20,64%. В целом расходы на национальную экономику увеличились на 4,88%. М ы видим, что структура расходов федерального бю джета Российской Ф едерации за 2015 гг. снизилась в общей сложности в 2 раза по сравнению с 2014 годом, в том числе сн изи лись расходы н а социальную 21

24 политику на 4,3%, так же снизились расходы на национальную оборону на \,b\vo, и н ациональная безопасность и п равоохран ительн ая деятельность снизились на 0,17%. 2.3 О ценка влияния государственного кредита на ф орм ировани бю джетных ресурсов Ф ункционирование государственного (муниципального) кредита предполагает наличие не только временно свободных денеж ных средств ю ридических и физических лиц и объективных экономических предпосылок их образования, но и правового закрепления возмож ности использования названных средств государством и муниципальными образованьями в качестве кредитных ресурсов. П ривлечение сбережений населения и ю ридических лиц путем распространения государственных ценных бумаг позволяет их покупателю ежегодно получать доход в виде процента от вложенных денеж ных средств. При напряженном финансовом положении государства данная форма кредита позволяет заемщ ику мобилизовать дополнительные денеж ные ресурсы для покрытия бю джетного дефицита без использования бумаж но-денежной эмиссии. Средства, взятые государством взаймы, направляю тся на общ егосударственные нужды и обезличиваю тся в общ ей сумме государственных доходов. П огаш ение государственных займов и выплата процентов по ним такж е производятся из бюджета. М обилизацию денеж ны х средств на возвратной основе могут осущ ествлять и местные органы власти. В данном случае полученные средства часто имею т четко выраженную целевую направленность. Они могут использоваться на строительство дорог, школ, благоустройство городских и сельских районов. В результате сокращ ается спрос указанных органов на средства для социального развития регионов, выделяемые из республиканского бюджета.

25 политику на 4,3%, так ж е снизились расходы на н ациональную оборону на 1,61%, и национальная безопасность и правоохранительная деятельность снизились на 0,17%. 2.3 О ценка влияния государственного кредита на ф орм ирование бю джетных ресурсов Ф ункционирование государственного (муниципального) кредита предполагает наличие не только временно свободных денеж ных средств ю ридических и физических лиц и объективных экономических предпосылок их образования, но и правового закрепления возмож ности использования названных средств государством и муниципальными образованьями в качестве кредитных ресурсов. П ривлечение сбережений населения и ю ридических лиц путем распространения государственных ценных бумаг позволяет их покупателю ежегодно получать доход в виде процента от вложенных денеж ных средств. П ри напряж енном финансовом положении государства данная форма кредита позволяет заемщ ику мобилизовать дополнительные денеж ные ресурсы для покрытия бю джетного дефицита без использования бумажно-денежной эмиссии. Средства, взятые государством взаймы, направляю тся на общ егосударственные нужды и обезличиваю тся в общ ей сумме государственных доходов. П огаш ение государственных займов и выплата процентов по ним такж е производятся из бюджета. М обилизацию денеж ных средств на возвратной основе могут осущ ествлять и местные органы власти. В данном случае полученные средства часто имею т четко выраженную целевую направленность. Они могут использоваться на строительство дорог, ш кол, благоустройство городских и сельских районов. В результате сокращ ается спрос указанных органов на средства для социального развития регионов, выделяемые из республиканского бюджета. 22

26 100% 90% 19,82% 20,42% 80% 70% — 60% — 50% 40% 30% — 20% — 10% — (6,38% 13,86% 15,45% ‘15,77%; =28,73% б,7 3 % 12,45% Прочие расходы Общегосударственные вопросы И Национальная оборона В Национальная безопасность и правоохранительная деятельность Н Национальная экономика Э Социальная политика 0% 2013 г г. Рисунок 9 — Д инамика структуры доходов федерального бю джета Российской Ф едерации за гг., % П одводя итог, отметим, что наибольш ую долю в структуре доходов федерального бю джета занимаю т доходы от внеш неэкономической деятельности. В 2013 г. они составили 38,61% от общ его числа доходов, в 2014 г. — 38,49%, в 2015 г. — 36,82%. М ы видим, что за гг. происходит уменьш ение структуры доходов от внеш неэкономической деятельности в общ ей сумме федеральных доходов. За гг. отмечается незначительный рост дохода в секторе налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (+1,87% ) и налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Ф едерации (+1,87% ).

Расходы на национальную экономику составляю т в 2013 г. — 15,27%, в 2014 г. — 15,77%, в 2015 г. — 20,64%. В целом расходы на национальную экономику увеличились на 4,88%. М ы видим, что структура расходов федерального бю джета Российской Ф едерации за 2015 гг. снизилась в общей сложности в 2 раза по сравнению с 2014 годом, в том числе снизились расходы н а социальную 21

27 П оложительная роль государственного кредита заклю чается в безэмиссионном пополнении доходов бю джета, которое необходимо для удовлетворения общ егосударственных потребностей, особенно если они связаны с чрезвычайными государственными и муниципальными расходами, а такж е для улучш ения состояния расчетов в хозяйственном обороте при дестаби лизации эконом ики страны [24, с.8]. Государственный кредит также оказывает влияние на регулирование денеж ного обращ ения. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьш аю т его платеж еспособный спрос. Из обращ ения изымаю тся избыточные денежные знаки, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Если мобилизованные средства физических лиц будут инвестированы в сферу производства, произойдет сокращ ение наличной денеж ной массы в обращ ении. Если же заимствованные государством средства будут направлены на оплату труда, то количество наличных денег в обращ ении останется без изменения. И, наконец, если кредитором являю тся ю ридические лица, а полученные средства будут направлены на выплаты населению, то количество наличной массы в обращ ении возрастет. Г осударство, осущ ествляя заимствования на финансовом рынке, увеличивает спрос на заемные средства. Этот дополнительный спрос вызывает рост уровня процентной ставки на рынке кредитов. Дальнейш ие правительственные заимствования для бю джета делаю т эти кредиты дорогими для заемщ иков, что лиш ает сферу производства ресурсов, которые могли быть использованы в качестве производственных инвестиций, поскольку инвестиционны е расходы обратно пропорциональны ставке процента. Государственный кредит, как способ покрытия дефицита бю джета, содействует сдерживанию инфляции, но имеет и отрицательное следствие, состоящ ее в том, что привлеченные государством временно свободные средства предприятий и физических лиц не попадаю т в сферу инвестиций в реальн ы й сектор или для пополнения оборотны х средств, а расходую тся как 23

28 платежные и покупательные средства. Они не приносят дополнительного дохода и увеличиваю т «цену» бю джетных доходов государства за счет последую щ ей выплаты процентов или дисконта [18, с. 110]. И спользование государственного кредита ведет к росту непроизводственных расходов государства и муниципальных образований, так как денеж ные средства, используемые в качестве кредитных, подлежат обязательному возврату ю ридическим и физическим лицам (кредиторам), причем с уплатой процентов за пользование кредитом. Уплата же процентов по кредиту мож ет приводить к росту налогов. При внеш нем заимствовании недостатки этого способа покрытия бю джетного дефицита усугубляю тся тем, что доход получают иностранные кредиторы, а бремя обслуж ивания долга несут отечественные предприятия и население государства-должника. Это отрицательно влияет на уровень потребления и возможности экономического роста. В заклю чении отметим, что оценка влияния государственного кредита на формирование бю джетных ресурсов неоднозначна. Государственный кредит находит свое материальное воплощ ение в государственных заимствованиях, т.е. привлечение денеж ных средств в государственный бю джет на основе возвратности, срочности, платности (государственный кредит) осущ ествляется через государственные заимствования. В свою очередь, государственные заимствования — это займы, привлекаемые от физических и ю ридических лиц, иностранных государств, меж дународных финансовых организаций, по которым возникаю т долговые обязательства государства как заемщ ика или гаранта погаш ения займов другими заемщ иками. Это означает, что осущ ествление государственных заимствований приводит к формированию государственного долга, так как, осущ ествляя заем, государство становится должником. Следовательно, рост государственных займов приводит к росту государственного долга. 24

29 3 П роблем ы и пути соверш енствовани я правового регулировани процесса управления государственным кредитом в Российской Ф едерации 3.1 П роблем ы государственного кредита в соврем ен ной России Считается, что государственные займы менее опасны, чем эмиссия. Но и они оказываю т заметное негативное воздействие на экономику. Во-первых, правительство часто прибегает к принудительному их размещ ению, что наруш ает рыночную мотивацию деятельности частны х финансовых институтов. Во-вторых, практика выпуска государственных ценных бумаг, мобилизуя свободные средства финансового рынка, увеличивает среднюю рыночную ставку процента. Это ведет к удорож анию кредита, снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично — к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эф ф ект вытеснения производственных инвестиций финансовыми, который значительно ослабляет стимулирую щ ий эффект фискальной политики. В-третьих, долговые обязательства государства, накапливаясь, формирую т внутренний и внеш ний государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Поэтому правительства прибегают к новым займам; покрывая старые долги, они делаю т еще больш ие новые (практика рефинансирования государственного долга).

Долговое финансирование бю джетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита [15, с. 136]. Однако долговой способ не устраняет угрозы роста инфляции. Он только создает временную отсрочку для этого роста, что характерно для многих переходных экономик, в том числе и для российской, тем более, если учитывать имеющуюся у Ц ентрального банка РФ возможность скупки государственных облигаций на вторичном ры нке ценных бумаг. Эффективное управление государственным долгом должно максимально способствовать реш ению задач, определенных финансовой политикой. Вопросы управления государственны м долгом в настоящ ее врем я регулирую тся Бю дж етны м 25

30 кодексом Российской Ф едерации, федеральными законами о бю джете на очередной финансовый год, другими нормативно-правовыми документами, в частности актами Банка России. Также сущ ественным недостатком управления государственным долгом является недостаточная разработка законодательно установленных целей государственных заимствований. В то же время необходимо четко законодательно определить процедуры и механизмы взаимодействия и координации соответствую щ их органов, их функции и ответственность, а также механизм обмена информацией между государственными органами, осущ ествляю щ ими валютную, денеж но-кредитную, долговую и бю джетную политику. О тдельной проблемой в сфере государственного долга является проблема восстановления и защ иты сбережений граждан Российской Ф едерации. Различными законами о регулировании и сохранении сбережений граждан РФ определено, что государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денеж ных сбережений. В то же время в законодательстве не закреплен порядок перевода гарантированных сбережений граждан во вкладах в Сбербанке России и организациях государственного страхования в целевые долговые обязательства, а также порядок обслуживания и погаш ения целевы х долговы х обязательств. Экономика России страдает от недостатка инвестиций, отсутствия возмож ностей аккумулирования средств. М ежду тем эти средства есть как в России, так и за рубежом, но они не попадаю т в реальный сектор экономики. Острая необходимость в инвестициях, в обновлении производства обусловлена тем, что в настоящ ее время по самым оптимистическим оценкам, износ основных производственных фондов по стране приближается к 70%. Осущ ествление новых заимствований способствует образованию так называемых «пиков» платежей по погаш ению и обслуживанию государственного кредита. 26

31 Россия занимает девятое место в рейтинге держателей государственного долга СШ А, по данным М инистерства финансов СШ А. В июле 2011 года СШ А были должны РФ 3,2% всего своего госдолга, или 130,9 млрд. долларов СШ А. Эксперты считаю т, что, несмотря на финансовый кризис, американские казначейские обязательства остаются одними из самых надежных, но высказываю тся за уменьш ение вкладов в экономику СШ А и за вложение средств в м одернизацию национального производства [27, с. 10]. Рассмотрение портфеля проектов программы государственных внеш них заимствований за последние несколько лет в целом позволяет сделать вывод о том, что наблю дается значительное распы ление средств по больш ому числу несвязанных между собой проектов. Во многом это явилось следствием того, что у России нет единой стратегии привлечения средств. Значительное отставание от первоначально утвержденных графиков реализации проектов привело к дополнительным расходам федерального бю джета по оплате комиссий за обязательства на неиспользованные суммы займов. В итоге необходимо отметить, что в настоящ ее время инвестиции в первую очередь должны направляться на развитие производства, вкладываться в производственные фонды и другие активы. П оэтому при реализации стратегии экономического роста П равительством долж ны быть созданы условия и механизмы управления, необходимые для предложения долгосрочных «деш евых денег» для развития производства и экономики в целом. Этот процесс следует проводить в рамках государственного регулирования кредитно-денежных отнош ений, усиления парламентского контроля за этими процессами путем придания Счетной палате РФ функций по контролю за эф ф ективностью реализации кредитно-денеж ной политики. На основании всего выш есказанного можно выделить основные проблем ы государственного кредита в соврем ен ной России:

  • вопросы правового регулирования управления государственным долгом в настоящ ее время не получили полного и четкого юридического закрепления; 27

32 — недостаточная разработка законодательно установленных целей государственны х заим ствований;

  • недостаток инвестиций;

— проблема восстановления и защ иты сбереж ений граждан Российской Ф едерации. Таким образом, можно сделать вывод, что действую щ ие правовые нормы по вопросам управления государственным кредитом нуждаю тся в сущ ественных дополнениях в связи с сущ ествую щ ими экономическими и практическими реалиями. В связи, с чем далее необходимо рассмотреть пути соверш енствования правового регулирования управления государственным кредитом и государственными заимствованиями субъектов Российской Ф едерации и м униципальны х образований. 3.2 У лучш ение эф ф ективности использования государственного кредита в современных условиях А нализ законодательства Российской Ф едерации и законодательства субъектов Российской Ф едерации в сфере эмиссии и обращ ения государственных ценных бумаг позволяет сформировать ряд важных заклю чений в отнош ении эмиссии государственных ценных бумаг, как наиболее эф ф ективного ин струм ента управлен ия государственны м кредитом. В настоящ ее время в следствии высокой напряженности бю джетов субъектов Российской Ф едерации особое значение в качестве потенциального источника финансирования необходимых капитальных расходов приобрели государственны е заим ствования. Хотя кредит как инструмент заимствования более распространен в субъектах Российской Ф едерации по сравнению с выпуском государственных ценных бумаг субъектов Российской Ф едерации, ряд субъектов Российской Ф едерации регулярно привлекал и привлекает денеж ные средства в бю джет п утем эм исси и облигаций. В услови ях ф инансового кризиса субъекты 28

33 Российской Ф едерации, предпочитавш ие в докризисное время заимствовать средства с помощ ью кредитов, начинают выходить на ры нок региональных облигаций [20, с.60]. Говоря о целях и способах использования эмиссии ценных бумаг Российской Федерацией, субъектами Российской Ф едерации и муниципальными образованиями, определяю щ их финансово-правовую природу выпуска и обращ ения государственных и муниципальных ценных бумаг важно заметить, что именно состав этих целей и служит юридической основой отнесения вопросов выпуска и обращ ения государственных и муниципальных ценных бумаг к предмету финансового права, в части инсти тута государственного кредита. Государственные и муниципальные ценные бумаги выпускаю тся для достиж ения целей и реш ения задач, стоящ их перед соответствую щ ими федерацией и ее субъектами, а также перед муниципальными образованиями. Более того, выпуск и обращ ение государственных и муниципальных ценных бумаг непосредственно связан с формированием, распределением и использованием фондов денеж ны х средств. Это все указы вает не просто на деятельность государства и муниципальных образований по реш ению стоящ их перед ними задач, а именно на финансовую деятельность.в последние годы, в связи с мировыми финансовыми потрясениями, актуализирую тся проблемы усиления места и роли государства в активном влиянии на экономические процессы, происходящ ие как внутри страны, так и на межгосударственном пространстве. Важная роль здесь принадлежит финансово-правовым нормам, поскольку охрана интересов самого государства и его защ ита в процессе глобализации — это, прежде всего, сфера финансового права. В связи с этим, соискатель поддерж ивает предложение о принятии конституционного закона «Об основах финансовой политики». Ф инансово-правовая политика как разновидность государственной правовой политики требует не только осущ ествления конкретных мероприятий в обозначенных финансовых сферах, но и разработки — на основе совм естны х исследований и разработок учены х и 29

34 практиков, экономистов и юристов — самой теории финансово-правовой политики России (и, с особым выделением, финансовой правовой долговой политики).

В условиях финансовой глобализации это позволит государству более активно использовать финансовые инструменты для соверш енствования структуры отечественной экономики, стимулирования экономического роста и повыш ения уровня жизни своих граждан [8, с. 133]. Таким образом, анализ рекомендаций меж дународных и российских финансовых и правительственных учреж дений позволяет выделить основные руководящ ие принципы управления государственным кредитом, призванные содействовать эффективной финансовой политике, направленной на снижение ф инансовой уязвим ости как государства, так и его субъектов ф и нансовохозяйственной деятельности:

  • единство целей координация управлен ия долгом;
  • законодательно обусловленная стратегия управления государственным кредитом;
  • прозрачность и подотчетность органов управления государственным кредитом;
  • ясная и четкая институциональная правовая основа государственных кредитны х отнош ений;
  • безусловное обслуж ивание обязательств и поддержание высокого кредитного рейтинга;
  • правовое обеспечение систем ы управлен ия рискам и;
  • развитие и обеспечение работы эффективного ры нка государственных ценных бумаг. 30

35 Заклю чение Государственный кредит это совокупность экономических отнош ений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны, и ю ридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущ ественно в качестве заемщ ика, а такж е кредитора и гаранта. Различаю т следую щ ие основные функции государственного кредита: распределительная, регулирую щ ая и контрольная функции. Распределительная функция позволяет перераспределить денеж ные ресурсы в соответствии с потребностями экономики в целом и необходимостью поддерж ки какого-либо направления социально-экономической деятельности. Регулирую щ ая функция государственного кредита выражается в том, что государство, вступая в кредитные отнош ения, воздействует на денеж ное обращ ение, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость, на заемщ иков, которые обязаны обеспечить эффективность применения бю джетных ссуд. С помощ ью контрольной функции государственного кредита контролируется в основном целевое использование средств, сроки их возврата и своеврем енность уплаты процентов. Н азначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бю джета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляю тся на покрытие разницы меж ду бю джетными расходами и доходами. П ри положительном бю джетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо использую тся для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возмож ностей государства, мож ет выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны. 31

36 Государственны е заим ствования Российской Ф едерации ум ен ьш и ли сь на 192,1 млрд. руб. данное снижение произош ло за счет снижения государственных внутренних заимствований Российской Ф едерации на 142,1 млрд. руб. и государственных внеш них заимствований Российской Ф едерации на 50 млрд. руб. Н аибольш ую долю в структуре государственного долга занимаю т государственные внутренние заимствования: 73,97% в 2013 г., 70,73% в 2014 г. и 73,96% в 2015 г. Структура государственных внеш них заимствований соответственно составила: 26,03% в 2013 г., 29,27% в 2014 г. и 26,04% в 2015 г. За гг., доходы федерального бю дж ета уменьш ились на 4598 млрд. руб., в 2013 г. они составляли 12853,6 млрд. руб., а в 2015 г. уж е 8255,6 млрд. руб. Как мы видим в период с 2013 по 2015 доходы резко низко упали почти в 2 раза. Такой низкий показатель, в первую очередь может быть обусловлен низкими доходами от внеш неэкономической деятельности, так же из-за ограничения товаров ввозимых на территорию Российской Ф едерации и прочее. В период с 2013 по 2015 расходы федерального бю джета резко низко упали почти в 2 раза по сравнению с 2014 годом. Такой низкий показатель в 2015 г. (7516,5 млрд. руб.), в первую очередь может быть обусловлен низким доходом в федеральном бю джете в 2015 году, что повлекло снижение расходов на социальную политику, национальную оборону, а так же на национальную безопасность и п равоохранительную деятельность. Основными проблемами государственного кредита в современной России являю тся:

  • вопросы правового регулирования управления государственным долгом в настоящ ее время не получили полного и четкого ю ридического закрепления;
  • недостаточная разработка законодательно установленных целей государственны х заим ствований;
  • недостаток инвестиций; 32

37 — проблема восстановления и защ иты сбереж ений граж дан Российской Ф едерации. К основным руководящ им принципам управления государственным кредитом, призванными содействовать эффективной финансовой политике, направленной на снижение финансовой уязвимости как государства, так и его субъектов ф и н ан сово-хозяйственной деятельности м ож но отнести:

  • единство целей координаци я управлен ия долгом;
  • законодательно обусловленная стратегия управления государственным кредитом;
  • прозрачность и подотчетность органов управления государственным кредитом;
  • ясная и четкая институциональная правовая основа государственных кредитны х отнош ений;
  • безусловное обслуж ивание обязательств и поддержание высокого кредитного рейтинга;
  • правовое обеспечение систем ы управлен и я рискам и;
  • развитие и обеспечение работы эффективного рынка государственных ценных бумаг. Таким образом, цель курсовой работы достигнута, поставленные задачи выполнены. 33

38 С п и сок использованной литературы 1. Бродский, Б. Е. М акроэкономика: Курс лекций [Текст] / Б. Е. Бродский. — М. : М агистр, Н И Ц И НФ РА-М, с. 2. Воронин, А. П. М акроэкономика. Экономическая теория в вопросах и ответах: учебное пособие [Текст] / А. П. Воронин. — М. : Экономика, с. 3. Воронин, А. Ю. М акроэкономика [Текст] / А. Ю. Воронин. — М. : НИЦ И НФ РА-М, с. 4. Даниленко, JI. Н. Экономическая теория: курс лекций по микро- и макроэкономике [Текст] / JI. Н. Даниленко. — М. : Н И Ц ИНФРА-М, с. 5. Ж уравлева, Г. П. М акроэкономика [Текст] / Г. П. Ж уравлева. — М. : ИЦ РИОР, ИНФРА -М, с. 6. Золотарчук, В. В. М акроэкономика [Текст] / В. В. Золотарчук. — М. : И НФ РА-М, с. 7. Зороастрова, И. В. М икроэкономика [Текст] / И. В. Зороастрова. — М. : М аркет ДС, с. 8. Костю к, В. Н. М акроэкономика [Текст] / В. Н. Костю к. — М. : Экономикс, с. 9. М энкью, Н. Г. М акроэкономика [Текст] / Н. Г. М энкью. — СПб. : П итер, с. 10.Орлова, Н. В. Бю джетная система Российской Ф едерации [Текст] / Н. В. Орлова. — М. : Экономика, с. 11.Розанова, Н. М. М акроэкономика [Текст] / Н. М. Розанова. — М. : Ю райт, с. 12.Серегин, С.Ф. М акроэкономика [Текст] / С.Ф. Серегин. — М. : Ю райт, с. 13.А носова, А. В. М акроэкономика [Текст] / А. В. Аносова, И. А. Ким. — М. : Ю райт, с. 34

39 14.А нтипина, О. Н. М акроэкономика [Текст] / О. Н. А нтипина, Н. А. М иклаш евская. — М. : ДиС, с. 15.Басовский, JI. Е. М акроэкономика: учебник [Текст] / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. — М. : Н И Ц И НФРА -М, с. 16.Васильев, В. П. М акроэкономика: учебное пособие [Текст] / В. П. Васильев, Ю. А. Х олоденко. — М. : ДиС, с. 17.Вахрин, П. И. Ф инансы [Текст] / П. И. Вахрин, А. С. Неш итой. — М. : Даш ков и Ко, с. 18.Глущ енко, В. В. Ф инансы [Текст] / В. В. Глущ енко, И. И. Глущ енко. — М. : ИНФРА-М, с. 19.Гусейнов, Р. М. М акроэкономика [Текст] / Р. М. Гусейнов, В. А. Семенихина. — М. : Омега-Л, с. 20.О вчинников, Г. П. М акроэкономика [Текст] / Г. П. Овчинников, Е. Б. Яковлева. — СПб. : Бизнес-Пресса, с. 21.П арыгина, В. А. Бю джетная система РФ [Текст] / В. А. П арыгина, А. A. Тедеев. — Ростов-на-Дону : Ф еникс, с. 22.Скрябин, О. О. М акроэкономика [Текст] / О. О. Скрябин, А. Ю. Анисимов. — М. : М ИСиС, с. 23.Тарасевич, Л. С. М акроэкономика [Текст] / Л. С. Тарасевич, П. И. Гребенников. — М. : Ю райт, с. 24.Карпов, С. С. И стория развития государственного кредита [Текст] / С. С. Карпов // Вестник М осковского университета М В Д России С Карпов, С. С. О сновные направления актуализации государственного кредита как совокупность норм финансового права [Текст] / С. С. Карпов // Вестник М осковского университета М В Д России С Кечедж иян, Н. В. Государственный кредит в современной России / Н. B. Кечедж иян // Проблемы современной экономики С.2. 35

40 27.М армило, М. С. Государственный кредит — плюсы и минусы применения в финансировании бю джетного дефицита / М. С. М армило // А льманах современной науки и образования С Савченко, Н JI. В заимосвязь понятий «Государственный кредит» и «Государственный долг» в контексте современного состояния экономики Российской Ф едерации / Н. J1. Савченко // Вестник Челябинского государственного университета С. 12.