Содержание Введение Бюджетная система РФ трансферты, дотации, субсидии и субвенции как формы бюджетного финансирования

Курсовая работа

Необходимость реформирования бюджетной системы в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. Развитие общества, многие годы живущего в условиях жесткой централизации, еще довольно длительное время будет определяться развитием бюджетных отношений. Но и при рыночной системе роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь общество не перестает нуждаться в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над теми процессами, в которых рынок оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.

Таким образом, совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем возможных бюджетного дефицита и государственного долга. Только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в мощный стимул экономического роста.

Процесс преобразования бюджетной системы — сложный, длительный, порой весьма болезненный. Тем не менее начало ему уже положено. От успешного его завершения зависит будущее всей российской экономики.

Бюджетная система Российской Федерации.

Государственный бюджет — это централизованный фонд финансовых ресурсов, финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год, форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и местного самоуправления.

Через государственный бюджет происходит перераспределение части валового национального продукта путем аккумуляции и мобилизации средств, выделения и использования финансовых ресурсов.

Государственный бюджет — центральное звено финансовой системы Российской Федерации. Он играет активную роль в функционировании экономики, ее поступательном и динамичном развитии.

Бюджетная система Российской Федерации

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

2 стр., 798 слов

Система государственной поддержки кредитования экспорта

... поддержки – кредитования экспорта за счет средств федерального бюджета, первые два инструмента были востребованы лишь небольшим числом экспортеров, что резко понижало эффективность всей системы финансовой поддержки. ... перестроенная на выше указанных принципах государственная поддержка экспорта станет намного эффективнее, что позволит российским производителям более активно продвигать отечественную ...

3) местные бюджеты.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов — в форме законов субъектов РФ; местные бюджеты разрабатываются и утверждаются правовыми актами представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Государственный внебюджетный Фонд — централизованный фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

консолидированный бюджет РФ.

Рис. 1Схема бюджетной системы РФ

Целевой бюджетный фонд — централизованный фонд денежных средств, создаваемый за счет доходов, используемых по целевому назначению, или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или других поступлений и используемый по отдельной смете.

Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

Принципы функционирования бюджетной системы:

  • единство бюджетной системы;
  • разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
  • самостоятельность бюджетов;
  • полнота отражения доходов и расходов бюджетов, а также государственных внебюджетных фондов;
  • сбалансированность бюджетов;
  • эффективность и экономность использования бюджетных средств;
  • общее или совокупное покрытие расходов бюджетов;
  • гласность;
  • достоверность бюджета;
  • адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

Рассмотрим содержание основных принципов бюджетной системы.

Единство бюджетной системы:, Разграничение доходов и расходов, Самостоятельность бюджетов, Полнота отражения доходов и расходов бюджетов и государственных внебюджетных фондов:

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и других обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам и по расходам бюджетов и государственных внебюджетных фондов.

Сбалансированность бюджета:, Эффективность и экономность использования бюджетных средств:, Общее или совокупное покрытие расходов:, Гласность, Достоверность бюджета:, Адресность и целевой характер бюджетных средств:

Трансферты, дотации, субсидии и субвенции как формы бюджетного финансирования .

О расходах бюджетов субъектов Российской Федерации можно говорить в материальном, экономическом и правовом смыслах.

В материальном смысле расходы бюджета субъекта Российской Федерации – это денежные средства, выделяемые из бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение задач и функций субъекта Российской Федерации.

В экономическом смысле расходы бюджета субъекта Российской Федерации представляют собой отношения, возникающие в процессе распределения бюджета как централизованного фонда данного субъекта. Здесь речь идет об особой разновидности экономических отношений – отношениях по расходованию бюджета как централизованного фонда денежных средств субъекта Российской Федерации, расходных бюджетных отношениях. С экономической точки зрения, данные отношения, будучи разновидностью финансовых отношений, носят характер распределительных отношений.

3 стр., 1434 слов

Правовое регулирование банковского кредитования в Российской Федерации

... Цель работы заключается в комплексном анализе и исследовании актуальных и проблемных гражданско-правовых вопросов банковского кредитования, теоретических положений, предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики в сфере правового регулирования банковского кредитования. Реализация ...

В правовом смысле расходы бюджета субъекта Российской Федерации представляют собой часть бюджета как финансово-планового акта, а именно расходную часть бюджета. Известно, что бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В этом смысле правовой акт об утверждении бюджета представляет собой роспись доходов и расходов субъекта Российской Федерации. Бюджет, будучи оформленным, в виде правового акта, придает экономическим отношениям по расходованию бюджета субъекта Российской Федерации (расходным бюджетным отношениям) характер правовых отношений.

Субъект Российской Федерации предоставляет денежные средства субъекту бюджетного финансирования не в силу существующего между ними денежного обязательства, а в силу того, что субъект Российской Федерации в процессе предоставления этих денежных средств реализует свою функцию публичного характера, выступая в качестве политического субъекта.

Расходование средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется посредством следующих методов, которые выступают в качестве методов бюджетной деятельности субъекта Российской Федерации: 1) бюджетное финансирование – безвозвратное предоставление денежных средств из бюджета; 2) бюджетное кредитование – возвратное предоставление денежных средств из бюджета; 3) погашение долговых обязательств бюджета.

Основ ной системой предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом, является бюджетное финансирование, основанное на определенных принципах, характеризующееся специфическими формами и методами предоставления средств.

Принципы бюджетного финансирования играют важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования. К ним относятся:

1) получение максимального эффекта при минимуме затрат, бюджетные средства должны предоставляться лишь при условии обеспечения наибольшей результативности от их использования. Этот эффект может выражаться, с одной стороны, в решении различных задач социально-экономического развития страны, а с другой — в обратном притоке в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований;

2) целевой характер использования бюджетных ассигнований. Бюджетополучателям средства из бюджета перечисляются только на основе утвержденного бюджета, причем на заранее обусловленные цели. Строгое соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований;

3) предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований. Зависимость бюджетного финансирования от выполнения показателей позволяет финансовым органам осуществлять действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций и учреждений;

6 стр., 2964 слов

Облигационные займы как форма привлечения денежных средств в ...

... финансовых средств в бюджет и ликвидации кассовых разрывов; снижение инвестиционной нагрузки на бюджет субъекта Федерации; привлечения ... Бюджетного кодекса РФ. Однако, несмотря на то, что нормативная база, необходимая для выпуска муниципальных облигационных займов ... день получили распространение в основном займы субъектов Российской Федерации, займы городских администраций незначительны как по ...

4) безвозвратность бюджетного финансирования. Предоставление средств без условия их обязательного возврата в бюджет;

5) бесплатность бюджетного финансирования: выделение бюджетных средств без уплаты государству каких-либо доходов в виде процента или других видов оплаты ассигнований. Формирование расходов бюджетов субъектов Российской Федерации базируется на основе минимальных государственных социальных стандартов, нормативах финансовых затрат на оказание социальных услуг и единых методологических основах расчета минимальной бюджетной обеспеченности.

Минимальные государственные социальные стандарты – государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории Российской Федерации.

Согласно общепринятому определению, бюджетное финансирование, предоставление государством в соответствии с утвержденным бюджетом в безвозвратном порядке бюджетных средств предприятиям, организациям и учреждениям на осуществление и развитие их деятельности. В социалистических странах бюджетное финансирование включает финансирование хозрасчётных предприятий и организаций и бюджетное финансирование. Из государственного бюджета финансируются, как правило, вложения в основные и оборотные фонды вновь строящихся предприятий, а также выделяются дополнительные средства при недостатке собственных ресурсов действующим предприятиям. В капиталистических странах бюджетное финансирование осуществляется в порядке бюджетного финансирования и заключается в покрытии расходов на субсидирование монополий, государственные капиталовложения, развитие инфраструктуры, стимулирование экспорта, содержание государственного аппарата, вооружённых сил и различных административных и социально-культурных учреждений за счёт средств бюджета.

В зависимости от того, из какого бюджета осуществляется финансирование, бюджетные расходы делятся на федеральные, региональные и местные. В практике бюджетных ассигнований используются два способа бюджетного финансирования:

«нетто-бюджет»

«брутто-бюджет» —

Указанные способы предоставления денежных средств осуществляются при помощи следующих форм бюджетного финансирования:

1) ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

2) средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам;

3) трансфертов населению;

4) ассигнований на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных действующими законами и правовыми актами;

5) ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

6) ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

7) субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

8) межбюджетных трансфертов;

9) инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

4 стр., 1882 слов

Внешние долговые требования Российской Федерации

... на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Правительством РФ и правительством иностранного государства (п. 2 ст. 122 БК РФ). Внешние долговые требования Российской Федерации ... финансовый кредит представляет собой форму бюджетного кредита, при которой Российская Федерация предоставляет денежные средства иностранному заемщику в объеме и ...

10) средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Рассмотрим названные формы расходования средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Ассигнования, которые выделены бюджетным учреждениям, расходуются исключительно на: оплату труда работников этих учреждений; перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации; командировочные и иные выплаты работникам. Кроме того, бюджетные учреждения могут расходовать выделенные им бюджетные средства на оплату товаров, работ и услуг как по заключенным ими государственными контрактами, так и на основе обычных договоров гражданско-правового характера. Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

Характеризуя отношения, возникающие в процессе бюджетного финансирования бюджетных учреждений, отметим, что само бюджетное правоотношение заканчивается на связке «субъект Российской Федерации – бюджетное учреждение».

При выплате трансфертов населению бюджетное учреждение действует в качестве представителя субъекта Российской Федерации, выступая от его имени. Трансферты населению – это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 75 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Государственный контракт, финансируемый за счет бюджета субъекта Российской Федерации, это договор, заключаемый органом государственной власти субъекта Российской Федерации, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени субъекта Российской Федерации с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных нужд, предусмотренных в расходах бюджета субъекта Российской Федерации. По общему правилу, государственные контракты размещаются на конкурсной основе и включают обязательное условие о выплате неустойки при нарушении исполнителем условий контракта.

Конкурсная система заключения контрактов призвана обеспечить максимальную гласность и максимальный контроль, что выступает средством борьбы с коррупцией в среде государственного аппарата, максимальную эффективность использования бюджетных денежных средств.

Государственным органом, уполномоченным осуществлять контроль за проведением конкурсов на размещение заказов на поставки товаров, работ, услуг для государственных нужд субъекта Российской Федерации и координацию их проведения выступает уполномоченный орган субъекта Российской Федерации. Совокупность государственных контрактов формирует государственный заказ субъекта Российской Федерации.

Закупки за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации товаров (работ, услуг) на суммы, меньшие, чем 2000 МРОТ, осуществляются посредством обычных гражданско-правовых договоров.

Бюджетные кредиты подразделяются на два вида: а) предоставляемые юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями; б) предоставляемые государственным и муниципальным предприятиям.

4 стр., 1877 слов

Правила установления и отмены ограничения на выезд должника из ...

... постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации в момент возбуждения исполнительного производства, если в заявлении взыскателя, направленном вместе с исполнительным документом содержится соответствующее ходатайство об установлении для должника временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации, при условии, ...

В первом случае бюджетный кредит может быть предоставлен только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита. При этом способами обеспечения исполнения обязательства могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100 процентов предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательства должно иметь высокую степень ликвидности. Данные бюджетные кредиты всегда предоставляются на условиях возмездности.

Обязательным условием предоставления бюджетного кредита негосударственному юридическому лицу является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита финансовым органом или по его поручению уполномоченным органом. Бюджетный кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным кредитам.

Бюджетные кредиты государственным предприятиям выдаются без предоставления заемщиком обеспечения возврата кредита. Кроме того они могут быть как процентными, так и беспроцентными. Это отличает их от бюджетных кредитов, предоставляемых негосударственным организациям.

Бюджетные кредиты обеих видов выдаются на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены бюджетом субъекта Российской Федерации.

Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются бюджетом субъекта Российской Федерации при условии включения их в целевую программу субъекта Российской Федерации либо в соответствии с решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Предоставление бюджетных инвестиций из бюджетов субъекта Российской Федерации юридическим лицам, не являющимися государственными унитарными предприятиями, влечет возникновение права собственности субъекта Российской Федерации на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляется участием субъекта Российской Федерации в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством. Бюджетные инвестиции негосударственным юридическим лицам включается в проект бюджета только при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, а также при наличии проекта договора между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и указанным юридическим лицом об участии субъекта Российской Федерации в собственности субъекта инвестиции.

Созданные с привлечением бюджетных средств объекты производственного и непроизводственного назначения в эквивалентной части уставных (складочных) капиталов и имущества передаются в управление соответствующим органам управления государственным имуществом. В расходной части бюджетов субъектов Российской Федерации предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти. Размер резервных фондов в бюджетах субъектов Российской Федерации устанавливается органами законодательной (представительной) государственной власти субъектов Российской Федерации при утверждении бюджетов субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год. Средства резервного фонда расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.[3,c.84]

17 стр., 8157 слов

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТНЫХ РЕСУРСОВ ГОСУДАРСТВА

... Тема курсовой работы «Роль государственного кредита в формировании бюджетных ресурсов государства» План выполнения курсовой работы Наименование элементов курсовой работы Сроки Примечание Отметки о выполнении 1 Выбор темы курсовой работы Выполнено 2 Составление плана курсовой Выполнено работы и ...

Исполнительной орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан ежеквартально информировать орган законодательный (представительный) государственной власти субъекта Российской Федерации о расходовании средств резервного фонда.

Бюджетные средства, будучи выделенными, из бюджета субъекта Российской Федерации, пройдя все стадии распределения и перераспределения, в конечном счете, доходят до лиц, которые именуются получателями бюджетных средств и которые будут осуществлять потребление этих средств в тех или иных формах (например, путем выплаты заработной платы своим работникам).

К числу основных получателей бюджетных средств относятся:

  • а) бюджетные учреждения, являющиеся получателями бюджетных ассигнований;
  • б) государственные унитарные предприятия;
  • в) негосударственные юридические лица;
  • г) органы местного самоуправления, представляющие местные бюджеты, являющиеся получателями бюджетных ссуд, дотаций, субвенций, субсидий из регионального бюджета;
  • д) государственные внебюджетные фонды регионального уровня.

В области расходов бюджета имеются существенные недостатки: низка эффективность использования бюджетных средств, широко распространена практика нецелевого расходования средств, непропорционально финансирование отдельных направлений расходов. Бюджетные расходы не решают насущных проблем социальной политики государства, что связано с низким уровнем выплат населению. До минимума сократились инвестиции государства в народное хозяйство, что снижает возможности развития экономики и длительной стабилизации финансового положения страны.

В связи с этим необходимо:

  • обеспечение приоритетного финансирования социальных расходов, сокращение и полное погашение задолженности по выплатам населению;
  • концентрация расходов бюджета на наиболее эффективных затратах;
  • усиление контроля за использованием бюджетных средств.

Схема государственного финансового контроля в Российской Федерации.

Государственный финансовый контроль (ГФК) — это установленная законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:

  • ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и материальными ресурсами (капиталами), используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности, а также государственными имущественными правами, влекущих прямой или косвенный финансовый и/ или материальный ущерб государству;
  • несоблюдения финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного, законодательства;
  • недостатков в организации систем управления (в том числе внутреннего контроля) финансово-хозяйственной деятельностью государственных организаций (в том числе бюджетных учреждений) и их объединений, организаций с государственным участием или особо связанных с деятельностью государства;
  • угроз финансовой безопасности государства.

В общем и целом цель ГФК — обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по:

13 стр., 6370 слов

Изъятие (выкуп) земельных участков для государственных и муниципальных нужд

... существуют расхождения мнений авторов по поводу вопроса, связанного с определением правовой природы выкупа земельного участка для государственных и муниципальных нужд. Например, В.А. Евсегнеев считает, что с внешней (формальной) стороны принудительный (а тем более ...

  • управлению (включая стадии планирования, формирования, распределения и использования) государственными финансовыми и материальными (материальными продуктами человеческой деятельности, природными видами собственности) ресурсами, нематериальными объектами государственной собственности и государственными имущественными правами (там, где такое управление опосредствуется финансовыми, т.е. денежными, отношениями — например, образование финансовых ресурсов в процессе распоряжения материальными и нематериальными объектами, имущественными правами);
  • обеспечению их сохранности и приумножения для выполнения функций государства, а также созданию всех условий для этого;
  • обеспечению законности и оптимальности (в свете государственной политики) функционирования различных звеньев финансово-хозяйственной системы государства;
  • обеспечению финансовой безопасности государства.

Достижение цели ГФК обеспечивается реализацией следующих основных задач:

  • контроль за законностью, целесообразностью, полнотой, своевременностью и целевым назначением направления и использования государственных финансовых ресурсов (в том числе бюджетных дотаций, кредитов, ссуд, субсидий, субвенций и т.д.);
  • контроль за законностью и целесообразностью предоставления государственных финансовых и имущественных гарантий (поручительств), выдаваемых в качестве обеспечения сделок;
  • вскрытие резервов в формировании государственных финансовых ресурсов, выработка предложений по сокращению нерациональных расходов, снижению бюджетного дефицита, дефицита платежного баланса;
  • контроль за сохранностью, правильностью хранения и обслуживания, за законностью и правильностью пользования, целесообразностью (рациональностью) и эффективностью распоряжения материальными ценностями (ресурсами) государства (например, за законностью и целесообразностью сдачи в аренду зданий и помещений;
  • за эффективностью использования топливно-энергетических ресурсов;
  • за сохранностью, законностью и рациональностью использования материальных ценностей мобилизационного резерва и т.д.);
  • контроль за законностью, целесообразностью и эффективностью использования и распоряжения государственными имущественными правами (правами собственности на акции предприятий и т.д.);
  • оценка эффективности организации и проведения преобразования форм собственности (в частности, приватизации);
  • контроль за законностью, правильностью и эффективностью распоряжения нематериальными объектами государственной собственности (влекущего образование финансовых ресурсов);
  • контроль за состоянием и использованием государственных запасов и резервов;
  • контроль за выполнением плановых заданий по предоставлению государственных услуг и соблюдением нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг;
  • контроль за обеспечением финансовой безопасности государства (в ходе бюджетного процесса и др.).

В этом плане, например, проводится оценка обоснованности финансируемых государством программ и проектов, проводится анализ заключенных договоров по предоставлению бюджетных инвестиций с точки зрения обеспечения государственных интересов, осуществляется оценка законности и обоснованности (в плане влияния на финансовую безопасность) принимаемых государственными органами решений в рамках финансово-экономической политики (например, оценивается: ценовая политика, налоговая политика, политика в отношении валютного курса рубля, решения по проведению денежной эмиссии, изменению учетной ставки или нормативов обязательных резервов коммерческих банков, пополнению золотовалютных резервов органов денежно-кредитного регулирования, индексации заработной платы и пенсий, выпуску государственных ценных бумаг, приватизации государственных предприятий, определенные приоритеты в формировании структуры экономики и т.д.), осуществляется проверка качества представляемой для принятия данных решений информации, осуществляется оценка обоснованности размеров государственного долга, бюджетного дефицита, дефицита платежного баланса и т.д. Следует также добавить, что органы ГФК должны заниматься самой постановкой проблемы и разработкой концепции обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации;

24 стр., 11745 слов

Развитие творческих способностей младших школьников средствами ...

... работы по развитию развития творческих способностей у младших школьников средствами проектной деятельности. В заключении приведены краткие итоги исследования. В списке литературы представлена теоретическая база исследования. творческий младший школьник проектный Глава 1. Теоретические аспекты развития творческих способностей у младших школьников средствами проектной деятельности 1 Творческие ...

  • контроль за законностью и правильностью квотирования и соблюдения экспортных квот (квот на экспорт сырья и т.д.);
  • контроль за обеспечением конкурентных условий во всех сегментах внутреннего рынка (конкурентной среды);
  • оценка макроэкономической ситуации в стране или регионе и перспектив экономического роста (для подготовки заключения по проектам бюджетов);
  • контроль за обеспечением оптимизации цен в высокомонополизированных отраслях экономики и торговли;
  • контроль за законностью и правильностью предоставления и использования налоговых, таможенных и иных финансовых льгот и преимуществ субъектам хозяйствования;
  • контроль за обращением государственных средств в кредитной системе (включая расчетно-кассовое обслуживание, депозиты, размещение ценных бумаг, кредитование через банки или банками под гарантии органов исполнительной власти и т.д.);
  • контроль за организацией денежного обращения в целом;
  • контроль за полнотой и своевременностью исполнения банковской системой соответствующих операций по перечислению бюджетных средств (исполнением платежных документов на перечисление и зачисление средств и т.д.);
  • проверка соблюдения главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств условий выделения, распределения, получения, использования и возврата (при условии) государственных средств (ассигнований);
  • контроль за правильным (законным) и экономически обоснованным распределением всех видов платежей и ассигнований утвержденного бюджета (осуществляемым по бюджетной росписи доходов и расходов, а также по кассовым планам исполнения бюджета), правильностью и обоснованностью расчетов сметных назначений;
  • контроль за полнотой, своевременностью, структурным соответствием и целевым назначением исполнения доходных и расходных статей федерального и территориальных бюджетов и смет внебюджетных фондов;
  • проверка правильности учета исполнения бюджетов (смет), а также полноты, точности и достоверности соответствующей отчетности;
  • выявление резервов роста доходов государственного бюджета, подготовка предложений по устранению отклонений и совершенствованию бюджетного процесса в целом;
  • контроль за целесообразностью привлечения государством, целевым направлением и эффективностью использования внешних и внутренних займов (финансовых и материальных средств, привлекаемых государством из внешних, или иностранных (иностранных государств, их физических и юридических лиц, международных организаций, межгосударственных образований), и внутренних источников);
  • контроль за состоянием, обслуживанием и погашением государственного внешнего и внутреннего долга (оптимальностью системы управления долгом);
  • контроль за своевременностью и полнотой расчетов по исполненным государственным заказам;
  • контроль за своевременностью, полнотой и порядком погашения иностранными государствами, их юридическими лицами, международными организациями и межгосударственными образованиями своих задолженностей перед Российской Федерацией;
  • финансовая экспертиза проектов международных договоров Российской Федерации, нормативно-правовых актов и иных документов, затрагивающих государственные финансы (например, оценка проекта закона «О федеральном бюджете на … год» и сопутствующих ему документов, т.е. различных прогнозов социально-экономического развития, основных направлений бюджетной, денежно-кредитной, налоговой и иной финансовой политики и т.д.), прямо либо косвенно влияющих на формирование, объем и исполнение всех уровней бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (включая внебюджетные фонды субъектов РФ — социальные, целевые, отраслевые и т.д.);
  • оценка финансового состояния и эффективности систем управления и контроля (в аспекте влияния на образование и использование финансовых ресурсов) в бюджетных (государственных) учреждениях, государственных унитарных предприятиях, организациях с государственным участием или особо связанных с деятельностью государства (использующих в своей деятельности госсобственность, выполняющих государственные заказы и задачи, в отношении которых предоставлены государственные гарантии, поручительства и прочие обеспечения, использующих предоставленные государством финансовые и материальные средства, имеющих предоставленные органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества и т.д.), определение источников роста их стоимости. Разработка вариантов оптимизации систем управления и выявление резервов повышения эффективности деятельности вышеуказанных субъектов хозяйствования (например: механизмов предотвращения нерациональных и необоснованных затрат, снижения себестоимости и т.д.);
  • контроль деятельности органов государственной власти и управления (и их должностных лиц), на которых в соответствии с законодательством возложены функции по разработке и реализации государственной финансовой политики;
  • контроль хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц), организаций любых организационно-правовых форм, форм собственности и видов деятельности (а также их работников) на предмет соблюдения ими финансово-хозяйственного законодательства (нормативно-правовых актов) и правовых актов индивидуального характера (приказов, распоряжений и т.п.) в своей деятельности (здесь очень много аспектов, например, контроль за исполнением смет на содержание бюджетных организаций (по объемам и целевым направлениям ассигнований); контроль за правильностью определения (расчета) стоимостных показателей деятельности (выручки от реализации, себестоимости, цен и тарифов и т.д.); контроль за законностью операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций; контроль за полнотой оприходования продукции, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг; контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета (эффективностью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля); контроль за достоверностью и полнотой финансовой отчетности; контроль за соблюдением установленного порядка при экспортно-импортных и валютных операциях, в платежно-расчетных отношениях и т.д.); установление полноты, своевременности и соответствия определенному порядку расчетов субъектов хозяйствования с бюджетом и внебюд- жетными фондами (в том числе по налогам, сборам, средствам от управления государственной собственностью, включая поступившим от приватизации, продажи, сдачи в аренду и наем, от управления принадлежащими государству паями и пакетами акций предприятий различного профиля и т.д.

и иным бюджетным доходам; по оплате за предоставление государством прав пользователя своими правами собственности — лицензирование, сертификация, конкурсная передача прав с помощью тендеров, аукционов на производство определенных видов продукции и т.д.; по средствам, выданным на возвратной основе, включая проценты; и др.), включая оценку реальной и потенциальной задолженности и возможностей погашения этой задолженности (вскрытие краткосрочных и долгосрочных резервов снижения задолженности, оценку последствий их использования субъектом хозяйствования) и т.д.

В целом эти основные задачи и должны реализовываться субъектами ГФК в соответствии с их компетенцией.

Очевидно, что данные задачи представлены в весьма агрегированном виде, т.е. их можно детализировать или конкретизировать при их распределении между исполнителями — субъектами ГФК. Например, контроль в отношении обычной секторальной (региональной, отраслевой, научной и т.п.) целевой государственной программы в общем и целом, кроме определения ее законности, целесообразности и эффективности на стадии принятия решений, включает в основном следующие важнейшие аспекты:

  • контроль государственных заказчиков (включая координатора программы), осуществляемый как ими (как субъектами контроля), так и в отношении их самих (как объектов контроля со стороны органов внешнего контроля).

    Например, следующие аспекты их деятельности (как объектов контроля) могут быть подвержены внешнему контролю: проведение конкурсов, определяющих основных исполнителей программы, распределение выделяемых на программу из государственного бюджета средств среди организаций, выигравших конкурс, контроль (внутренний) за целевым их использованием и ходом работ по выполнению договоров (в рамках реализации программы);

  • контроль органов исполнительной власти субъектов РФ и местных органов власти (проводимый аналогично как ими, так и в отношении их самих), распределяющих ежегодно выделяемые средства соответствующих бюджетов и осуществляющих контроль за их целевым использованием;
  • контроль исполнителей программных мероприятий (проводимый аналогично как ими, так и в отношении их самих), использующих выделенные средства (по всем источникам финансирования) в соответствии с поставленными целями;
  • контроль органов текущего управления государственной программой (например, дирекции программы, ее региональных отделений и т.д.).

Естественно, приведенный в качестве примера перечень аспектов контроля государственных программ далеко не полный.

Весьма важный вопрос теории ГФК — параметры его объектов, т.е. нормы их состояния или функционирования. По нашему мнению, основные параметры объектов ГФК следующие: законность, целесообразность, эффективность, оптимальность организационной структуры.

При этом указанные параметры выступают своеобразными агрегатами многочисленных, но менее важных требований (например, такие параметры, как рациональность, обоснованность, полнота, точность, своевременность и т.д. так или иначе в конечном счете включены в вышеприведенные).

Так, при проверке выделения финансовых средств получателям, осуществления денежных переводов и т.д. устанавливается соблюдение и полноты, и точности, и своевременности, и иных моментов, установленных законодательством. В конечном итоге проверка соблюдения законов и других нормативно-правовых актов финансово-хозяйственного характера позволяет поддерживать устойчивость бюджетных процессов и стабильность государственного финансового устройства, вовремя вскрывать отклонения от заданных нормотворческими органами правил и процедур, а также вносить в них необходимую коррекцию (в плане оптимизации их самих).

Целесообразность — категория, охватывающая не только целевое расходование государственных средств и использование приобретенного за счет этих средств имущества, но и соответствие деятельности намеченным целям, программам, приоритетам и т.д. Также с точки зрения эффективности проверяется не только экономное и оптимальное управление и использование государственных финансовых средств и иной собственности, предотвращение растрат и бесхозяйственности, но и возможность выполнения различного рода государственных программ, проведения различного рода государственных (или с участием государства) мероприятий с наименьшими затратами и наибольшим эффектом. И последнее из основных направлений — оптимизация организационной структуры управления государственными финансами и иной собственностью. Здесь оценивается и структура аппарата, и численность, и распределение обязанностей между ответственными работниками государственных органов и их взаимодействие, анализируются процедуры, стиль и методы работы органов исполнительной власти на предмет способности принимать адекватные решения финансового характера, коммуникации, регламенты и структуры информационных потоков и т.д. Причем эта область ГФК тесно связана с административным контролем (в общем виде — контролем исполнения).

Следует отметить, что оптимальность организационной структуры непосредственно влияет (можно сказать, является началом) как на целесообразность, так и на эффективность финансового управления (впрочем, как и в любой организации), но в силу своей специфичности эта область выделена в самостоятельное направление контроля.

В России ГФК осуществляется в установленном порядке (тем или иным образом) всеми органами государственной власти и управления в соответствии с их компетенцией. Но основная роль при этом все же отведена регламентированной законодательством деятельности специальных государственных контрольных органов. Такие органы целесообразно разграничивать в соответствии с их компетенцией (см. рис 1).

В данном аспекте можно различать:

Органы ГФК общей компетенции. Они осуществляют контроль в отношении достаточно широкого круга объектов и вопросов согласно сферам своей деятельности. Такими органами, в частности, являются: Счетная палата РФ, счетные (контрольно-счетные) палаты субъектов РФ, Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина России, территориальные КРУ Минфина России, Главное контрольное управление Президента РФ (а также региональные отделения указанных органов), созданные при администрациях (правительствах) субъектов РФ, органы ГФК, осуществляющие отдельные функции финансового контроля, подразделения парламента РФ и законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ (например, бюджетно-финансовые комиссии, комитеты, рабочие группы, созданные для проработки тех или иных вопросов, связанных с государственными финансами) и др.

Органы ГФК отраслевой компетенции. Они осуществляют контроль в конкретных отраслях (в некотором смысле термин «отраслевой контроль» синонимичен термину «ведомственный контроль»).

В большинстве своем — это органы ГФК в составе федеральных и республиканских министерств, ведомств и иных органов государственной власти и управления, осуществляющие ГФК в определенных отраслях или видах деятельности (например: Департамент страхового надзора Минфина России, Департамент инспектирования кредитных организаций Банка России и др.).

Органы ГФК межотраслевой компетенции. Они контролируют определенные сферы финансово-хозяйственной деятельности объектов контроля вне зависимости от их отраслевой принадлежности (например: МНС России, ФСНП России, органы Федерального казначейства России, ГТК России, иные государственные комитеты и комиссии и др.).

Органы ГФК специальной компетенции. В принципе они также осуществляют контроль вне зависимости от отраслевой принадлежности объектов контроля, но их контроль ограничен достаточно узкими вопросами, т.е. их контроль носит достаточно узконаправленный характер (например, Минимущество России, ФКЦБ России, ВЭК России, МАП России, ФСФО России, ФЦПФ России и др.).

Следует отметить, что в современных условиях ГФК можно охарактеризовать как довольно сложную систему, состоящую из следующих элементов:

  • организационные структуры (включая их звенья — центры ответственности (ЦО), статус и порядок взаимосвязей последних);
  • методологическая основа (определения понятий, цели, задачи, принципы, требования, виды ГФК и т.д.);
  • нормативно-правовая база, методическое обеспечение;
  • научно-исследовательская и учебная базы, кадровое обеспечение;
  • материально-техническое и финансовое обеспечение (в том числе финансовые ресурсы, соответствующие условиям работы, техника, помещения);
  • информационно-коммуникационная инфраструктура (информационное обеспечение, система коммуникаций).

Рис. 1. Классификация органов ГФК в зависимости от характера их компетенции

Рис. 2 Схема государственного финансового контроля, Заключение

Государственный бюджет — это централизованный фонд финансовых ресурсов, финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год, форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и местного самоуправления.

Через государственный бюджет происходит перераспределение части валового национального продукта путем аккумуляции и мобилизации средств, выделения и использования финансовых ресурсов.

Государственный бюджет — центральное звено финансовой системы Российской Федерации. Он играет активную роль в функционировании экономики, ее поступательном и динамичном развитии.

Расходы бюджета осуществляются с помощью бюджетного финансирования и кредитования – системы предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.

Изучая особенности бюджетного финансирования, мы рассмотрели три основных метода бюджетного финансирования: бюджетное финансирование, бюджетное кредитование и погашение долговых обязательств бюджета. Рассмотрели пять основных принципов и два способа бюджетного финансирования. Рассмотрели формы бюджетного финансирования, раскрывая такие понятия как ассигнования на содержание бюджетных учреждений, трансферты, инвестиции. Выяснили, кто является получателем бюджетных средств. Раскрыли механизм бюджетного финансирования, характеристики основных параметров элементов бюджетной системы, выяснили основные проблемы бюджетного финансирования.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://ex-zaim.ru/kursovaya/dotatsii-subventsii-subsidii/

1. Федеральный Закон о Бюджетной системе Российской Федерации от 31.07.98г. №145 — ФЗ.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 240с.

3. Вахрин П. И. Бюджетная система Российской Федерации. — М.: Дашков и К °, 2003. -343 с.

4. Вахрин П. И., Нешитой А. С. Финансы. — М.: Изд. центр «Маркетинг», 2002. -502 с.

5. Сорокина Т.В. «Государственный бюджет». Издательство «Инфра–М», 2004г.289с.

6. Финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002.128с.