Государственный займ

Современная экономическая теория и практика уделяют большое внимание проблемам дефицита бюджета и государственного долга. В настоящее время это является существенной проблемой практически для всех стран мира — развитых, развивающихся, с переходной экономикой, различного общественного строя. Именно поэтому важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга. В контексте решения обозначенной проблемы определяющее значение имеют: анализ причин возникновения, поддержки и воспроизведения бюджетного дефицита; анализ причин возникновения государственного долга, его виды, структура и т.п.; методы управления государственным долгом; анализ взаимосвязи и взаимообусловленности государственного дефицита и государственного долга, определение механизмов их гармонизации и оптимизации в контексте макроэкономического развития; анализ последствий бюджетной и долговой политики государства на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу; определение объемов государственного дефицита и государственного долга, являющихся критическими для дальнейшего развития общества и многие другие вопросы.

Особую роль в рассмотрении приведённых выше проблем занимает именно вопрос государственного заимствования, определение сущности данного явления, классификация и механизм действия. Данные вопросы и будут рассмотрены в представленной работе.

Глава 1. Сущность и классификация государственного заимствования

Государственные займы — это денежные ресурсы, привлекаемые для покрытия дефицита соответствующего бюджета от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций на основании заключаемых договоров, по которым возникают долговые обязательства РФ, субъекта РФ, как заемщиков или га рантов.

Ежегодно разрабатываются и утверждаются программы государственных внутренних и внешних заимствований РФ и предоставляемых РФ государственных кредитов, отражающие перечень данных заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата, общего объема заимствований, объема использованных средств по займу до начала финансового года и объема заимствований в данном финансовом году.

В программе государственных внешних заимствований РФ отдельно предусматриваются все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл. США, на весь срок займа. Правительство РФ имеет право на осуществление внешних заимствований, не включенных в программу государственных внешних заимствований РФ.

3 стр., 1395 слов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАТЬИ

... Новизна работы определяется тем, что в ней: 1) осуществлен подход к психологическому анализу кризиса 3 лет в широком контексте концепции генезиса коммуникативной деятельности ребенка; 2) ... частота и распространенность. На основе этих данных вычислялся условный коэффициент значимости симптома. Анализ динамики развития симптомов включал определение сроков и последовательности появления каждого из них ...

Программы государственных внутренних заимствований РФ, представляют собой перечень внутренних заимствований РФ, субъектов РФ, муниципальных образований на очередной финансовый год по фор мам и видам заимствований, общий объем заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета. В программы включаются соглашения о займах, заключенные в предыдущие годы, если такие соглашения не утратили силу.

1.1 Классификация государственных займов

Государственные и муниципальные займы — денежные средства, привлекаемые для покрытия дефицита соответствующего бюджета от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций на основании заключенных договоров. Их можно дифференцировать по ряду критериев.

1) В зависимости от валюты заимствования: различают государственные внутренние и внешние заимствования.

2) В зависимости от субъектов заемных отношений: федеральные, региональные и местные. В данном случае можно сказать, что федеральное заимствование осуществляется правительством РФ; заимствования региональные осуществляются органами власти субъектов федерации; и местные заимствования осуществляются администрацией на уровне местного самоуправления.

3) В зависимости от обращения на фондовом рынке: рыночные — свободно обращаются на рынке, имеют рыночный курс. Реальная доходность таких бумаг определяется курсом продажи, которая зависит от величины номинального процента по ней, насыщенности рынка данным видом ценных бумаг и др.; нерыночные — не подлежат обращению ан фондовом рынке, выпускаются для привлечения определенных инвесторов, интересам которых и отвечают.

4) В зависимости от обеспеченности долговых обязательств: закладные — обеспечиваются определенными доходами или имуществом (муниципальные облигации); беззакладные — ничем определенным не обеспечиваются (государственные облигации).

5) В зависимости от срока привлечения средств: кратко-, средне- и долгосрочные.

6) В зависимости от вида ценной бумаги, обслуживающей займы: облигации, векселя, сертификаты, казначейские обязательства и др.

7) В зависимости от вида дохода по ценной бумаге: проценты (плавающие либо фиксированные); купонный доход (постоянный или переменный); доход в виде дисконта от номинальной стоимости; доход в виде выигрыша в лотерею и др.

8) В зависимости от обязательства заемщика строго соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске: с правом досрочного погашения; без права досрочного погашения;

1.2 Внутренние и внешние государственные займы

Право осуществления государственных внешних заимствований РФ и субъектов РФ и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий, договоров поручительства другим заемщикам для привлечения внешних кредитов принадлежит РФ, субъекту РФ. От имени РФ внешние заимствования осуществляет Правительство РФ от имени субъекта РФ — правительство субъекта РФ. Право осуществлять государственные внешние заимствования в соответствии с законодательством РФ имеют субъекты РФ, бюджеты которых не получают финансовую помощь на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.

25 стр., 12381 слов

Управление государственным долгом

... обязательствам . Российское правительство в результате длительных и кровопролитных усилий сумело создать репутацию надежного заемщика, который действует на рынке аккуратно, не злоупотребляя своим государственным статусом. Заимствование ... банкротства, обусловил переход вопросов управления государственным долгом в разряд ... г. реализовать сбалансированный бюджет, дефицит покрывался, начиная с ...

Предельный объем государственных внешних заимствований РФ установлен на уровне годового объема платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ. Правительство РФ осуществляет внешние заимствования в объеме сверх установленного федеральным законом о федеральном бюджете предельного объема, если оно осуществляет реструктуризацию государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга.

Если рассматривать современные практические методики внешних заимствований то можно отметить что, государственное заимствование предполагает использование на двусторонней основе разнообразных форм и методов привлечения заемных средств, но в мировой практике оно не имеет широкого распространения. Это связано с тем, что государственное двустороннее кредитование (от промышленно развитой страны-донора к развивающейся стране-дебитору) не является достаточно ликвидной частью внешней задолженности. Существует немало примеров, когда развивающаяся страна стремится пролонгировать задолженность, а в отдельных случаях и добиться частичного или даже полного списания долгов.

Особый интерес для государства в качестве заемщика представляют различные виды льготных кредитов. Они предоставляются в первую очередь наиболее бедным странам под проценты, которые значительно ниже, чем средний уровень на международных рынках ссудного капитала.

Одним из наиболее распространенных методов государственного заимствования, активно используемым большинством развитых стран для привлечения финансовых ресурсов, является выпуск государственных долговых обязательств, предназначенных для размещения на международных рынках ссудного капитала. Выпуск облигаций и других долговых обязательств наиболее выгоден для стран с устойчивой финансовой системой, пользующихся доверием участников международных рынков ссудных капиталов. Одним из источников государственного заимствования могут быть кредиты иностранных коммерческих банков. Этот вид заимствования имеет довольно ограниченное применение, связанное со спецификой функционирования банков. Для этих кредитных учреждений характерна стратегия коротких денег, которая ориентирована на выдачу краткосрочных кредитов под достаточно высокие проценты. Таким образом, экономические интересы государства как заемщика и коммерческих банков как кредиторов существенно расходятся. Одной из разновидностей предоставления кредитов, в основном странам с достаточно низкой покупной способностью, являются так называемые «экспортные кредиты». Сущность такой формы кредитования заключается в стремлении стран-доноров увеличивать экспорт своих товаров в относительно бедные страны. Специфика этой формы взаимодействия заключается в увязке объемов и условий кредитования с обязательствами страны-дебитора закупать только определенные виды товаров у страны-донора в рамках данной кредитной линии. Такой механизм существенно ограничивает возможности

финансового маневра для страны-донора и делает этот вид государственного внешнего заимствования менее привлекательным по отношению к другим видам заимствования. В первые годы независимости мы достаточно широко использовали этот механизм, но по мере улучшения финансового состояния Правительство признало его форму заимствования нерациональным и даже в определенной степени дискриминационным.

28 стр., 13882 слов

Эмиссия собственных ценных бумаг коммерческого банка, особенности ...

... (депонированных) средств коммерческих банков, различие между этими способами заимствования средств существует. Это различие прежде всего выражается в месте и статусе разных видов ценных бумаг на финансовом рынке2. Право эмиссии собственных акций ...

Структурные и функциональные параметры системы государственного заимствования в значительной степени определяют особенности организации управления государственным долгом. По мере увеличения масштабов экономики Казахстана возрастает и значимость управления государственным долгом. Поэтому на долгосрочную перспективу желательно не ограничиваться методами государственного заимствования только с целью финансовой стабилизации, а широко использовать его механизмы для получения социально-экономического эффекта.

От имени РФ право осуществления государственных внутренних заимствований и выдачи государственных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов принадлежит Правительству РФ. От имени субъекта РФ такое право принадлежит уполномоченному органу исполнительной власти субъекта РФ. От имени муниципального образования это право реализует уполномоченный орган местного самоуправления.

Правительство РФ осуществляет внутренние и внешние заимствования с превышением установленного федеральным за коном о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственного внутреннего и внешнего долга вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установлен ного федеральным законом объема долга.

В настоящее время рынок государственных внутренних заимствований переходит к новому этапу своего развития, предполагающему создание его новых сегментов и направленному на совершенствование инфраструктуры.

Принятие федеральных законов о реформе пенсионной системы, предполагающих возможность инвестирования части пенсионных резервов в различные финансовые инструменты, формирует благоприятные условия для организации нового сегмента государственных ценных бумаг, ориентированного на долгосрочных инвесторов. Таким образом, возникает реальная возможность создания сегментированного внутреннего рынка государственных ценных бумаг, предполагающего наличие различных финансовых инструментов, учитывающих структуру и срочность пассивов потенциальных инвесторов и создание эффективных каналов размещения ценных бумаг. Формирование сегментированного рынка позволяет увеличить дюрацию государственного внутреннего долга и уменьшить стоимость его обслуживания за счет роста спроса на государственные ценные бумаги. Существует необходимость совершенствования рыночной инфраструктуры, обслуживающей рынок государственных внутренних заимствований. В частности, следует обеспечить более серьезный контроль за деятельностью торговых, депозитарных и расчетных систем — в том числе за тарифной политикой указанных организаций, осуществляющих обслуживание рынка внутренних заимствований, — с целью наращивания ликвидности на рынке.

Глава 2. Условия и механизм осуществления государственного заимствования

2.1 Договор об осуществлении государственного займа

Государственные займы осуществляются путем выпуска ценных бумаг от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования. Таким образом, по договору государственного займа заемщиком и эмитентом выступает РФ, субъект РФ или муниципальное образование, а инвестором — гражданин или юридическое лицо-резидент или нерезидент.

2 стр., 763 слов

Понятие, сущность и формы государственных займов

... обусловили выбор темы данного реферата, постановку его цели и задач. Цель — исследование осуществления государственного и муниципального займа. Задачи: 1) определить специфику государственных и муниципальных займов; 2)рассмотреть формы и методы государственных и муниципальных займов; 3) рассмотреть ...

Договор государственного займа заключается путем приобретения инвестором выпущенных государственных облигаций или других государственных ценных бумаг, удовлетворяющих право инвестора на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, другого имущества, установленных процентов либо других имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение. Изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается. Государственные займы являются добровольными.

Договоры о государственных внешних заимствованиях, исполнение которых требует увеличения их предельных объемов, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете, включаются только после внесения соответствующих изменений в федеральный бюджет на очередной финансовый год.

Договоры о государственных внешних заимствованиях РФ, о предоставлении гарантий по внешним займам подлежат ратификации при следующих обстоятельствах:

1) если предусмотренные этими договорами займы или гарантии не включены в программу государственных внешних заимствований РФ или привлекаемые по ним финансовые средства превышают сумму, эквивалентную 10 млн. долл. США, на весь срок займа;

2) если исполнение таких договоров требует увеличения предельных объемов государственных внешних заимствований, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

3) другим основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

Государственные внутренние и внешние заимствования осуществляются в соответствии с программами, утверждаемыми на очередной финансовый год.

2.2 Долговые обязательства

При выпуске долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований с обеспечением исполнения обязательств в виде обособленного имущества программы государственных внутренних заимствований РФ, субъектов РФ, муниципальных образований содержат количественные данные об эмиссии таких обязательств, выраженные в национальной валю те, а также примерный перечень имущества, которое может служить обеспечением исполнения этих обязательств в течение срока заимствования.

При выпуске государственных ценных бумаг под обособленное имущество, находящееся в государственной собственности, в соответствии с условиями эмиссии исполнение обязательств по таким ценным бумагам может осуществляться путем передачи в собственность владельцев этих государственных ценных бумаг имущества, явившегося обеспечением их выпуска. В случае исполнения обязательств по государственным ценным бумагам путем передачи имущества размер государственного долга уменьшает ся на величину стоимости переданного имущества, а расходы на погашение долга учитываются в размере стоимости переданного имущества.

Решение об эмиссии государственных ценных бумаг РФ, субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг принимается соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного или муниципального долга.

В решении об эмиссии государственных или муниципальных ценных бумаг отражаются: сведения об эмитенте ценных бумаг; объем и условия эмиссии; способ исполнения обязательств по ценным бумагам.

8 стр., 3864 слов

Государственный кредит и займы в РФ

... приобретение государственных ценных бумаг и таким образом принадлежать к государственному кредиту. Государственные займы являются основной формой государственного кредита. По правовому оформлению подразделяют государственные займы, которые предоставляются на основании правительственных соглашений и обеспечиваются выпуском ценных бумаг. Соглашениями ...

Порядок выпуска, обращения и погашения государственных ценных бумаг РФ, субъектов РФ, регулируется федеральным законом об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг. Заимствования, осуществляемые путем предоставления государственных гарантий, учитываются в со ставе долга. Они не являются источником финансирования дефицита бюджета. В расходы на обслуживание государственного или муниципального долга закладывается резерв на исполнение обязательств по гарантиям при наступлении гарантийного случая.

2.3 Система учёта и регистрации государственных займов в России

В Российской Федерации действует единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ. Субъекты РФ, муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Минфине РФ. Минфин РФ ведет государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ. Информация о заимствованиях и других обязательствах вносится эмитентом в Государственную долговую книгу РФ, субъекта РФ или муниципальную долговую книгу в течение 3 дней с момента возникновения со ответствующего обязательства.

Информация, внесенная в муниципальную долговую книгу, передается органу, ведущему государственную долговую книгу соответствующего субъекта РФ, затем данная информация пере дается органу, ведущему Государственную долговую книгу РФ.

В Государственную долговую книгу РФ вносятся сведения об объеме долговых обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований по эмитированным ценным бумагам, о дате эмиссии ценных бумаг, об исполнении обязательств полностью или частично, а также другая информация, состав которой устанавливается органом, осуществляющим ведение Государственной долговой книги РФ.

2.4 Эмиссия государственных федеральных облигаций

Эмитентом государственных федеральных облигаций от имени РФ выступает Минфин РФ. Эмиссия осуществляется отдельными выпусками. Каждый выпуск имеет государственный регистрационный номер. Облигации одного выпуска равны между собой по объему предоставляемых прав, имеют одинаковые дату погашения и регистрационный номер. Владельцами облигаций могут быть юридические и физические лица, если другое не предусмотрено условиями отдельных выпусков.

Облигации предоставляют их владельцу право на получение основной суммы долга — номинальной стоимости, выплачиваемой при погашении выпуска, а также дохода в виде процента, начисляемого к номинальной стоимости облигации. Если право на получение процентного дохода в условиях отдельных выпусков не определено, доходом является разница между ценой реализации (ценой погашения) и ценой покупки облигации.

Параметры выпуска, включая дату погашения, объем выпуска, срок обращения, порядок и форму выплаты доходов и погашения номинальной стоимости облигации, порядок признания выпуска состоявшимся определяются Минфином РФ. Номинальная стоимость облигации составляет 1000 руб. Отличительной особенностью облигаций является их выпуск и документарной форме на предъявителя без обязательного централизованного хранения в виде суммарных и единичных сертификатов, каждый из которых удостоверяет совокупность прав по количеству облигаций, указанных в сертификате.

Генеральным агентом по обслуживанию выпусков облигаций выступает Центральный банк РФ. При эмиссии каждого выпуска облигаций все суммарные и единичные сертификаты передаются Минфином РФ на хранение и учет в депозитарий, функции которого выполняет Центральный банк РФ или другая организация, уполномоченная им на осуществление функций депозитария, заключившая с Минфином РФ депозитарный договор.

5 стр., 2015 слов

Классификация государственных займов

... самоуправления. Государственные займы осуществляются путем выпуска ценных бумаг от имени РФ. Договор государственного займа заключается путем приобретения инвестором выпущенных государственных облигаций или ... счет займов, размещаемых за рубежом, развивается национальное производство. Классификация государственных займов: 1) В зависимости от валюты заимствования: различают государственные внутренние ...

При размещении облигации зачисляются на счета «депо» владельцев в депозитарии. В дальнейшем сертификаты облигаций могут выдаваться депозитарием на руки владельцам, кроме владельцев, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются нерезидентами. Учет отдельных облигаций каждого выпуска до выдачи сертификатов владельцам осуществляется в виде записей по счетам «депо» владельца в депозитарии. Облигации, выданные на руки владельцам, могут передаваться в депозитарий.

По поручению Минфина РФ Центральный банк РФ осуществляет при погашении выпуска за счет средств федерального бюджета выплату процентного дохода и основной суммы долга владельцам, облигации которых хранятся или учитываются на счетах «депо» в депозитарии. Владельцы, которым сертификаты облигаций выданы на руки, при погашении выпуска для получения процентного дохода и основной суммы долга предъявляют и депозитарий сертификаты.

2.5 Порядок присвоения регистрационных кодов государственным займам

Государственным ценным бумагам присваиваются государственные регистрационные коды. Выпускам внешних облигационных займов РФ государственные регистрационные коды не присваиваются.

Государственный регистрационный код состоит из девяти значащих разрядов: X1X2X3X4X5X6X7X8X9.

Первый и второй разряды номера Х1Х2 указывают на тип ценной бумаги:

  • «01» — вексель Минфина РФ;
  • «06» — облигации внутреннего займа РСФСР 1991 г. («Апрель», «Октябрь»);
  • «07» — облигации российского внутреннего выигрышного займа 1992 г.;
  • «12» — государственные жилищные сертификаты;
  • «13» — валютные облигации Минфина РФ;
  • «21» — государственные краткосрочные бескупонные облигации со сроком обращения до одного года;
  • «24» — облигации федерального займа с переменным купонным доходом сроком обращения от одного года до пяти лет;
  • «25» — облигации федерального займа с постоянным купонным доходом сроком обращения от одного года до пяти лет;
  • «26» — облигации федерального займа с постоянным купонным доходом сроком обращения от пяти до 30 лет;
  • «30» — облигации государственного сберегательного займа РФ;
  • «35» — облигации золотого займа;
  • «40» — облигации государственного нерыночного займа.

Третий, четвертый и пятый разряды ХЗХ4Х5 указывают на порядковый номер выпуска данного типа. Шестой, седьмой и восьмой разряды Х6Х7Х8 — буквы «RMF» («Russian Ministry of Finance») — указывают на эмитента. Девятый разряд Х9 — буква «S» — указывает, что ценная бумага является государственной.

Департамент ценных бумаг и финансового рынка Минфина РФ при выпуске государственных ценных бумаг присваивает государственный регистрационный код и регистрирует выпуски государственных ценных бумаг в Государственной долговой книге РФ. Выпуски внешних облигационных займов РФ регистрируются в Книге государственного внешнего долга РФ с присвоением каждому из выпусков государственного регистрационного номера.

7 стр., 3485 слов

Аудит расчетов по кредитам и займам

... учетом, и бухгалтерской отчетности. Заключение В рамках данной курсовой работы было изучено понятие кредита и займа. Под кредитом понимается ... Расчет процентов осуществляется верно, с использованием средств автоматизации учетного процесса. Платежи по кредитным средствам производятся своевременно, в соответствии с графиком платежей. Таким образом, учетный процесс кредитов и займов и процентов по ...