Развитие государственного кредита в Республике Беларусь

Курсовая работа

1.1 Понятие государственного кредита, его функции и роль

1.2 Виды государственного кредита

1.1 Понятие государственного кредита, его функции и роль

Современная кредитная система — это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. На рынке, наряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает участие и государственный кредит. Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования.

Государственный кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов. Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкретного порядка заключения договоров государственного займа регулируются также гражданско-правовыми нормами (ГК РБ).

Однако это не влияет на обоснованность вывода о том, что сам государственный кредит является самостоятельным финансово-правовым институтом. В итоге государственный кредит — одно из звеньев финансово-кредитной системы. Он охватывает совокупность денежных отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта.

Принимая во внимание сложившиеся в Республике Беларусь экономические условия, хочется отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.

Возникновение и существование государственного кредита непосредственно связано с тем, что государство как субъект экономических отношений для покрытия своих расходов привлекает не только доходы государственного бюджета, которые в основном состоят из налоговых поступлений, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, временно свободные финансовые ресурсы и средства населения и хозяйствования. Уникальным способом получения этих финансовых ресурсов выступает государственный кредит, выражающий отношение между государством и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства [7, c. 36]. В настоящее время государственный кредит — национальное и мировое явление, свойственное в той или иной степени всем странам. Государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой, возникающих в процессе привлечения государством временно свободных денежных ресурсов на условиях возвратности и платности, с целью выполнения своих функций [22, с. 20].

13 стр., 6248 слов

Обязательства по договору товарного кредита

... правоприменительную практику. Степень научной разработанности проблемы. Понятие договора займа и товарного кредита широко используется в юридической науке и правоприменительной практике, что ... развития норм, регулирующих договоры займа и товарного кредита; определить содержание и признаки договоров займа и товарного кредита согласно действующему законодательству и правоприменительной практике; ...

Государство в кредитных отношениях может выступать как заемщик, как гарант и кредитор. Если государство дает поручительства по займам (кредитам), полученным на финансовом рынке другими лицами, то оно играет роль гаранта; выдавая кредиты за счет бюджетных средств (реже — за счет средств фондов, формируемых на заемной основе), государство выступает как кредитор, а другая сторона — как заемщик [23, с. 253].

Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и растущему государственному долгу. Бюджетный дефицит — это та сумма, на которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы; национальный или государственный долг — это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране. В общеупотребительном смысле термин «государственный долг» означает совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними кредиторами.

Как экономическая категория, государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита — и несет признаки как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов, и является вторым по величине после доходов источником формирования финансовых ресурсов государства и местных органов самоуправления [17, c. 46].

При государственном кредите происходит формирование дополнительных финансовых ресурсов в руках государства. Поэтому государственный кредит выражает часть финансовых отношений общества, что не допускает свободного обращения с ссудным фондом страны и беспрепятственного привлечения части банковских ресурсов к финансированию правительственных расходов. Исторический опыт свидетельствует, что заимствование ресурсов для финансирования государственных потребностей возможно. Однако это заимствование должно осуществляться с соблюдением положений, характерных для сущности государственного кредита и осуществляемых на принципах возвратности, срочности, платности.

Государственный долг — явление в экономике далеко не новое. В разных общественно-экономических формациях менялись его роль и формы, а сущность оставалась прежней — необходимость покрытия нужд правительства в денежных средствах, т.е., перефразировав, можно сказать, что правительства начали занимать средства для удовлетворения различных целей с момента появления государства и денег [24, с. 58].

Основной возникновения государственного долга является бюджетный дефицит, который представляет собой сумму превышения расходов из бюджета над его доходами. Причинами его возникновения могут быть:

  • во-первых, осуществление крупных государственных программ развития экономики. Например, ее структурной перестройкой. В этом случае появление дефицита может быть оправдано, так как значительные государственные расходы будут способствовать в будущем подъему экономики и росту доходов бюджета;
  • во-вторых, бюджетный дефицит может быть обусловлен спадом экономики. Сокращение объема производства и доходов ведет к уменьшению налоговых поступлений в казну, что при фиксированных расходах государства неизбежно ведет к дефициту;
  • в-третьих, превышение расходов над доходами может быть вызвано милитаризацией экономики, войнами, стихийными бедствиями и другими чрезвычайными обстоятельствами;
  • в-четвертых, резкое увеличение государственных расходов в связи с ростом уровня инфляции сверх предусмотренной величины (доходы государственного бюджета обесцениваются, а расходы растут, так как необходимые товары и услуги правительство вынуждено приобретать по более высоким ценам);
  • в-пятых, расширение трансфертных платежей, введение налоговых льгот и принятие других популярных мер в определенные периоды жизни государства (например, в предвыборные годы и т.п.).
    19 стр., 9323 слов

    Курсовая работа правовые основы государственного кредита

    ... главе курсовой работы рассмотрена сущность кредита, его функции и принципы, основные этапы развития государственного кредита и его особенности, формы государственного кредита и классификация государственных займов. Во второй главе курсовой работы анализируется заемная деятельность государства на ...

Дефицит госбюджета является исходной причиной, основой формирования государственного долга страны: его образование обусловлено, прежде всего, несоответствием между потребностями державы в финансировании своих расходов и ее возможностями. Государство всегда испытывает недостаток в финансовых ресурсах для выполнения своих функций, следствием чего и является образование дефицита бюджета. Поэтому перед государством встает проблема поиска дополнительных источников средств, с одной стороны, и эффективного и действенного их использования — с другой. Таким источниками традиционно для всех стран являются внутренние и внешние заимствования, формирующие государственный долг.

Как финансовая категория, государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.

Распределительная функция.

За счет позаимствованных средств государство может финансировать текущие или капитальные расходы. Для сохранения платежеспособности государства краткосрочные займы могут направляться только на покрытие кассовых разрывов, тогда как среднесрочные и долгосрочные позволяют финансировать капитальные расходы.

Финансирование расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Школа или библиотека обеспечивают потребности не одного поколения, поскольку служат 30—50 лет и более. В этом случае их строительство не должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет воспользоваться их услугами. Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается путем выпуска займов на соответствующий срок. В последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов, с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.

Таким образом, положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени и при благоприятных обстоятельствах может быть даже снижено. Финансирование расходов за счет займов позволяет не увеличивать налоги в заданный период времени, что пришлось бы сделать в противном случае [7, c. 88].

20 стр., 9737 слов

Расходы по займам и кредитам: формирование отчетности. Российская ...

... займам и кредитам. изучить российское и международное положение учета расходов по займам и кредитам; рассмотреть практику учета и отображения в отчетности расходов по займам и кредитам. Предметом работы выступает формирование показателей отчетности. Объектом работы выступают расходы по займам и кредитам. 1. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧЕТА РАСХОДОВ ПО ЗАЙМАМ И КРЕДИТАМ ...

Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.

При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например, финансировании за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

Усиление тяжести налогового бремени, вызванное заимствованиями государства, зависит от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщику. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных условиях [3, c. 153].

Регулирующая функция.

Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство снижает платежеспособный спрос. Тогда, если за счет кредита финансируется развитие производства, например, инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим кредит становится для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства и в то же время стимулирует их создавать накопления, приобретая государственные ценные бумаги.

До определенных пределов этот процесс не оказывает существенного негативного влияния на производство. В том случае, если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие будет равняться нулю до их полного поглощения. Только после этого активность государства на финансовом рынке выразится в росте ссудного процента, а отвлечение значительной доли денежных накоплений для непроизводительного использования существенно замедлит темпы экономического роста.

Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам.

4 стр., 1769 слов

Целевые кредиты коммерческих банков: виды и перспективы развития

... банка видов кредитно-финансового бизнеса. Во-первых, целевой кредит выделяется на приобретение недвижимости, которая одновременно выступает к качестве залогового обеспечения и коммерческий банк, таким образом, получает надежную гарантия возврату кредитных средств ... банком сразу на счет продавца, в противном случае банк потребует подтверждения целевого использования средств. Обычно кредит, ...

Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство берет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям в случае их банкротства. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.

Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет региональных бюджетов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории [24, c. 56].

Контрольная функция.

В итоге государственный кредит — одно из звеньев финансово-кредитной системы. Он охватывает совокупность денежных отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта [6, c. 145].

1.2 Виды государственного кредита

Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Внутренним государственный кредит является тогда, когда кредиторы — юридические и физические лица данного государства. Внешним государственный кредит является тогда, когда кредиторами данного государства выступают иностранные юридические лица.

Кроме этого, внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах: государственного займа, заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, обращение части вкладов населения в государственные займы, гарантированные займы и казначейские ссуды.

Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства хозяйственных субъектов и населения привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации различных государственных ценных бумаг.

При обращении части вкладов населения в госзаймы банки предоставляют кредит государству за счет заемных средств. Наличие посредника между государством и населением (банк) и предоставление банками займа государству за счет заемных средств без ведома их реального владельца позволяет выделить эти отношения в качестве особой формы государственного кредита [26, с.85].

Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно (не формализуя эти операции покупкой государственных ценных бумаг) передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства [26, с.97].

Казначейские ссуды как форма государственного кредита выражают отношения по оказанию финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. Отношения по линии казначейских ссуд не являются аналогом банковского кредитования, так как органы государственной власти и управления оказывают финансовую помощь на иных условиях, по другим причинам и в иных целях [21, c. 30].

Наиболее распространенным видом государственного кредита являются государственные займы. Как правило, они имеют одну цель — покрытие дефицита бюджета, который может быть временным и постоянным. Временным дефицит может быть при несовпадении по времени поступления доходов в бюджет и осуществления бюджетных расходов. Постоянным дефицит является тогда, когда в данном бюджетном году расходы превышают доходы, предусмотренные в финансовом плане страны.

Государственные займы классифицируются по ряду признаков.

Держатели рентных облигаций имеют право получать только проценты по своему займу, но не имеют права истребовать первоначальную сумму. По своему характеру эти займы очень напоминают страховые суммы.

В бессрочных займах ежегодный процент обычно фиксируется на уровне, немного превышающем банковский процент. Преимущество такой системы заключается в стабильном размере ежегодных выплат. На размер ренты не влияет конъюнктура на финансовом рынке.

Срочные займы (в зависимости от страны) заключаются на разные термины. В Республике Беларусь долгосрочными займами считаются полученные более чем на 5 лет, среднесрочными — до 5 лет, краткосрочными — до 1 года [7, c. 235].

Всякое правительство заинтересовано в долгосрочных займах. Показатель соотношения долгосрочных и краткосрочных займов в общем объеме государственного долга является косвенной характеристикой устойчивости правительства. Если преобладают краткосрочные займы и текущие обязательства, то это признак неустойчивости правительства.

Значение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью госкредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это значит, что государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга, который бывает капитальным и текущим. Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.

Текущий государственный долг — расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Ситуация роста государственного долга требует принятия решительных мер по ограничению темпов его увеличения. Это достигается за счет роста налоговых поступлений и сокращения бюджетных расходов (инвестиции, расходы на оборону, управление).

На состояние государственного долга существенно влияют ежегодные операции в сфере государственного кредита — получение новых займов и условия их предоставления, а также сроки их погашения и размеры выплачиваемых процентов [28, c. 143].

Таким образом, государственный кредит при правильной его организации оказывает позитивное воздействие на экономику. Мобилизация государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций способствует нормализации и укреплению денежного обращения в стране и одновременно служит источником доходов для держателей государственных ценных бумаг. Международный государственный кредит способствует ускорению социально-экономического развития и укреплению финансового положения страны-получателя средств, позитивно влияет на международное сотрудничество и взаимопонимание между странами.

Анализ содержания государственного кредита позволяет сделать ряд выводов:

1) государственный кредит — совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой, возникающих в процессе привлечения государством временно свободных денежных ресурсов на условиях возвратности и платности, с целью выполнения своих функций;

2) целесообразность использования государственного кредита определяется значительно меньшими негативными по сравнению с монетарными приемами балансирования доходов и расходов правительства;

3) государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта и части общественного богатства.

Таким образом, в зависимости от классификационных признаков можно выделить различные формы государственного кредита и виды государственных займов. Наиболее распространенной формой государственного кредита являются государственные займы.

Регламентирующим положением о государственном долге является Бюджетный кодекс Республики Беларусь (БК).

В соответствии со ст. 59 БК состав государственного долга определяется следующим образом: государственный долг РБ включает в себя подлежащую возврату сумму внутренних государственных займов и внешних государственных займов, фактически полученных РБ от резидентов и не резидентов.

В соответствии со ст. 2 БК внутренний государственный долг — общая сумма основного долга Республики Беларусь по внутренним государственным займам.

Внешний государственный долг — основная сумма государственного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный период времени.

Размер государственного долга находится в прямой зависимости от ежегодных операций государства по получению новых займов и условий их предоставления, а также от размера погашения ранее полученных средств и уплаты процентов по ним. В соответствии со ст. 54 БК, управление государственным долгам осуществляется правительством РБ, а управление долгом местных органов управления и самоуправления (ОМУ и СУ) — местными исполкомами. Первичным аспектом управления является определение законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год лимитов внутреннего и внешнего государственного долга.

Изначальным аспектом управления государственным долгом в контексте его наличия является учет внутреннего и внешнего долга РБ. В соответствии со ст. 62 БК, в РБ действует единая система регистрации внешних государственных займов, их осуществляет Министерство Финансов. Ст. 64 БК определяет, что учет внутреннего государственного долга осуществляет Министерство Финансов посредством ведения реестра внутреннего государственного долга, в т.ч. реестра долга ОМУ и СУ. Местные исполнительные органы ведут учет долга ОМУ и СУ и предоставляют в Министерство Финансов соответствующие сведения для ведения реестра. В системе действия по управлению государственным долгом важным фактом является обслуживание и погашение государственного долга, т.к. все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств.

В соответствии со ст. 57 БК, под обслуживанием государственного долга РБ понимается уплата процентов или иного вознаграждения кредитору, штрафов и прочих платежей по государственным займам. Погашение государственного долга РБ предполагает уплату, выкуп или иное изъятие из обращения долговых обязательств РБ. Государственный долг РБ полностью обеспечивается средствами республиканского бюджета и иным имуществом, находящимся в республиканской собственности. В случае возникновения риска превышения расходов на обслуживание и погашение государственного долга РБ над объемом средств, предусмотренных на эти цели законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год, то Министерство финансов информирует об этом правительство Республики Беларусь, которое немедленно предоставляет президенту предложение об уточнении показателей бюджета на очередной финансовый год.

Поступление в республиканский бюджет средств от государственных заимствований, а также возмещение заемщиками платежей, произведенных из республиканского бюджета в соответствии с гарантиями правительства РБ подлежат отражению в источниках финансирования дефицита республиканского бюджета путем увеличения объема источников финансирования дефицита республиканского бюджета.

Ст. 60, 63 БК предусматривает отдельные аспекты правового регулирования обслуживания и погашения государственного долга. В случае невозможности выполнения РБ финансовых обязательств по государственному долгу, происходит реструктуризация государственного долга, под которой понимается основанное на соглашении с кредитором прекращение долговых обязательств РБ, составляющих ее государственный долг с заменой указанных долговых обязательств иными обязательствами, предусматривающими иные условия обслуживания и погашения долговых обязательств РБ. Порядок и условия реструктуризации долговых обязательств перед республиканским бюджетом определен Указом президента от 18.04.2006г. № 252 «Об утверждении положения о внешних государственных займах (кредитах)». Реструктуризация задолженности по займу перед республиканским бюджетом осуществляется на основе платности, срочности и возвратности.

Таблица 2.1 — Лимиты внешнего государственного долга, млрд. долларов США

Год

2013

2014

2015

2016

2017

Лимит

16,3

15,5

16,0

17,0

17,85

Примечание — Источник: собственная разработка на основе [30].

* Данные представлены с учетом деноминации белорусского рубля.

Министерство финансов разместил на своем сайте Закон Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2017 год». В соответствии с Законом лимит внутреннего государственного долга Республики Беларусь предлагается установить в размере 10,1 млрд. рублей; лимит внутреннего долга, гарантированного Республикой Беларусь, в размере 3,8 млрд. рублей. Лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь планируется в размере 17,85 млрд. долларов США; лимит внешнего долга, гарантированного Республикой Беларусь, в размере 3,4 млрд. долларов США. В бюджете на 2016 год лимит внешнего госдолга установлен на уровне 17 млрд. долларов США [30 Раздел Госдолг].

Таблица 2.2 — Лимиты внутреннего государственного долга, трлн. бел. рублей

Год

2013

2014

2015

2016

2017

Лимит

25,0

50,0

60,0

115,0

10,1

Примечание — Источник: собственная разработка на основе [30].

* Данные представлены с учетом деноминации белорусского рубля.

Закон Республики Беларусь от 22.06.1998 г. № 170-З «О внешнем государственном долге Республики Беларусь» до 01.01.2009 г. определял порядок формирования, обслуживания внешнего государственного долга Республики Беларусь и управление им. Внешний (международный ) государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора и гаранта. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов, которые предоставляются на условиях срочности, платности и возвратности. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны.

Одной из форм государственного кредита являются гарантии, предоставляемые Правительством Республики Беларусь по кредитам, выдаваемым банками Беларуси юридическим лицам. Предельный размер этих гарантий устанавливается ежегодно Законом о бюджете страны на очередной финансовый год.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 27.05.1993 г. № 2328-XII «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь» (действовавшем до 01.01.2009 г.) внутренний государственный кредит может быть представлен в формах государственных займов, кредитов Национального банка на покрытие дефицита бюджета и других кратко- и долгосрочных обязательств.

Нормы вышеназванных Законов вошли в Бюджетный кодекс Республики Беларусь, который вступил в силу с 01.01.2009 г.

Стратегические цели и задачи развития страны на 2016 — 2020 гг. отражены в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на очередную пятилетку. Представленная Программа деятельности правительства — это составная часть единого пакета экономических мер. В их числе также Указ Президента Республики Беларусь от 23 февраля 2016 г. N 78 «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь»; постановление Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 18 января 2016 г. N 28/2 «Об утверждении комплекса мер по решению задач социально-экономического развития Республики Беларусь в 2016 году и обеспечению макроэкономической сбалансированности»; проект пятилетней Программы социально-экономического развития страны на период до 2020 г.; пакет из 20 государственных программ отраслей и сфер экономики.

В представленной Программе деятельности Правительства на 2016 — 2020 гг. четко установлены три базовых условия экономической политики на среднесрочный период.

Во-первых,, Во-вторых,, В-третьих,

Кроме вышеназванных нормативно-правовых актов законодательства, регулирование и организация госкредита осуществляется на основе:

  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь 17.07.2006 г. № 893 «О мерах по реализации указа президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 г. № 252 и признании утратившими силу некоторых постановлений совета министров Республики Беларусь» (в целях реализации Указа Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 г. № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)» Совет Министров Республики данным постановлением утвердил Положение о некоторых вопросах привлечения внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь);

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь 27 февраля 2013 г. №12 «Об утверждении инструкции о порядке проведения Министерством финансов Республики Беларусь аукциона по продаже государственных облигаций, номинированных в иностранной валюте, в торговой системе открытого акционерного общества «Белорусская валютно-фондовая биржа»;

  • Постановление Министерства финансов Республики Беларусь 15 октября 2014 г. №66 «Об эмиссии, обращении и погашении государственных краткосрочных и государственных долгосрочных облигаций Республики Беларусь, номинированных в белорусских рублях»;
  • Постановление Министерства финансов Республики Беларусь 13 октября 2016 г. №92 «Об утверждении инструкции о порядке и условиях досрочного погашения, выкупа и обмена Министерством финансов Республики Беларусь государственных облигаций Республики Беларусь»;
  • Постановление Министерства финансов Республики Беларусь 6 декабря 2006 г. №152 «Об утверждении правил проведения Министерством финансов Республики Беларусь аукциона по продаже отдельных государственных ценных бумаг Республики Беларусь через открытое акционерное общество «Белорусская валютно-фондовая биржа»;
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь 13 февраля 2003 г. №173 «Об утверждении основных условий эмиссии отдельных государственных ценных бумаг Республики Беларусь»;
  • Постановление Министерства финансов Республики Беларусь 26 декабря 2012 г. №82 «Об утверждении инструкции о порядке эмиссии, обращения и погашения государственных облигаций, номинированных в иностранной валюте»;
  • Постановление Министерства финансов Республики Беларусь 13 октября 2016 г. №92 «Об утверждении инструкции о порядке и условиях досрочного погашения, выкупа и обмена Министерством финансов Республики Беларусь государственных облигаций Республики Беларусь»;
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь 10 декабря 1999 г. №1929 «Об утверждении основных условий эмиссии, обращения и погашения государственных облигаций, номинированных в иностранной валюте».

А также Указом Президента Республики Беларусь 3 октября 2016 г. № 359 « Об утверждении основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2017 год» утверждены основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2017 год и Национальному банку совместно с Советом Министров Республики Беларусь поручено обеспечить выполнение Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2017 год. В 2017 году сохранится направленность на стимулирование банков к максимальному вовлечению на долгосрочной основе средств населения и юридических лиц в развитие экономики с использованием различных финансовых инструментов. Национальный банк будет оказывать содействие Правительству Республики Беларусь в активизации привлечения капитала в реальный сектор экономики с помощью инструментов рынка ценных бумаг (акций, облигаций).

По своему экономическому содержанию государственный кредит неотделим от государственного долга. Следствием государственного кредита является рост государственного долга. Государственный долг — это сумма средств, полученных от выпущенных, но еще не погашенных государственных займов. Иначе говоря, государственный долг — это финансовые обязательства государства на определенную дату в отношении своих кредиторов. Таким образом, государственный долг возникает в результате выпуска государственных займов и привлечения кредитных ресурсов для покрытия дефицита государственного бюджета [19, c. 98].

Понятно, что обслуживание государственного долга, начиная с определенного предела, может стать весьма отягощающим для государства. Вследствие этого значительно усиливается его влияние на инфляционные процессы. Поэтому на практике важно уметь определять оптимальную величину государственного долга относительно валового внутреннего продукта, размера расходов государства на его обслуживание и т.д.

Государственный кредит способствует экономическому развитию страны, если средства, мобилизованные в бюджет, направляются на финансирование производственных программ, строительство новых предприятий, модернизацию и техническую реконструкцию действующих мощностей. Наоборот, экономическое развитие тормозится, если средства, полученные от выпуска облигаций государственных займов, направляются на погашение и выплату процентов по предыдущим займам. Государственный кредит, который имеет непроизводственный характер, лишь умножает экономические проблемы общества. Ситуация значительно ухудшается, когда для покрытия растущих процентных и иных платежей по государственным займам приходится привлекать дополнительные бюджетные средства, получаемые путем усиления налогового бремени на производителей.

Соответственно различают два вида государственного долга: внутренний и внешний [22, c. 59].

Внутренний государственный долг — это долг государства в лице его правительства перед физическими и юридическими лицами (населением и субъектами хозяйствования), связанный с заимствованием внутри страны денежных средств, необходимых для покрытия дефицита бюджета. Иными словами, внутренний государственный долг есть долг правительства перед гражданами своей страны, равный общей номинальной стоимости имеющихся у них государственных облигаций. Исходя из приведенного выше определения, можно сделать вывод, что внутренний государственный долг порождается бюджетными дефицитами, так называемым долговым финансированием. ссуда государственный кредит капитал

Большинство экономистов утверждает, что рост внутреннего долга не может привести к негативным последствием для страны, банкротству нации, так как это, по сути, долг самим себе.

Вместе с тем нельзя недооценивать негативные последствия внутреннего долга, ибо при определенных условиях он может стать серьезной проблемой для экономики страны. Это заключается в том, что:

  • снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора, как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;
  • наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг (облигации) может привести к сокращению основного капитала;
  • усиливается неравенство в доходах;
  • создается угроза высокой инфляции в будущем.

Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего долга (выпуска государственных ценных бумаг), как правило, строит финансовую пирамиду, расплачиваясь с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по нему. Государство таким образом рефинансирует долг. Если при этом оно будет использовать только этот метод финансирования дефицита госбюджета, то может наступить момент, когда дефицит окажется столь велик (т.е. будет выпущено такое количество государственных ценных бумаг и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом станет невозможным, и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить ее в разумных размерах каждый год. Это может привести к всплеску инфляции в будущем;

  • дефицит госбюджета может стать хроническим явлением;

— необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов как основного источника доходов бюджета, что в перспективе может привести к сокращению производства, изменению базы налогообложения и, следовательно, к уменьшению налоговых поступлений в казну. Таким образом, внутренний государственный долг — задолженность государства перед своими гражданами — образуется в результате выпуска долговых обязательств с целью финансирования дефицита госбюджета и требует большой осторожности в своем использовании [12, c. 125].

Таблица 2.3 — Динамика внешнего и внутреннего государственного долга Республики Беларусь

Год

Государственный долг, всего

Внешний государственный долг

Внутренний государственный долг

млн. руб.

% к ВВП

млн. долл. США

% к ВВП

млн. руб.

% к ВВП

01.01.2014

15 400,9

22,4

12 440,8

17,1

3 569,6

5,3

01.01.2015

19 745,5

22,3

12 580,2

16,6

4 838,0

5,7

01.01.2016

32 855,9

32,5

12 446,3

22,7

9 744,3

9,8

01.01.2017

36 958,0

39,4

13 645,1

28,5

10 234,2

10,9

Примечание — Источник: собственная разработка на основе [30].

* Данные представлены с учетом деноминации белорусского рубля.

В таблице наглядно представлен рост внешнего и внутреннего государственного долга за 2013-2016 гг. Данные о динамике внешнего и внутреннего государственного долга наглядно представлены так же в Приложениях А и Б.

Внешний государственный долг — это суммарная задолженность страны иностранным гражданам, другим государствам и международным финансовым организациям. Т.е. внешний долг есть результат заимствований за пределами государства.

Внешний долг может появиться:

  • в результате прямого заимствования средств у иностранных государств, частных компаний;
  • путем продажи государственных ценных бумаг иностранным юридическим и физическим лицам, государствам.

Последствия внешнего долга более тяжелы для страны, чем внутреннего, что обусловлено необходимостью возвращения долга и его обслуживания путем перевода определенной части ВВП за рубеж, в результате чего снижаются производственные возможности и эффективность национальной экономики, уровень жизни населения. Кроме того, время выплаты долга перекладывается и на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния.

Негативные последствия внешнего долга состоят также в том, что при хроническом дефиците торгового (платежного) баланса появляется угроза истощения золотовалютных резервов страны, что может в итоге привести к валютному кризису, возникает угроза долгового кризиса.