Кредитная политика коммерческого банка и механизм ее реализации на материалах ОАО «Сбербанка России»

Курсовая работа

В рыночной экономике каждый коммерческий банк формирует свою собственную кредитную политику с учетом политических, экономических, организационных и прочих факторов. Следовательно, кредитная политика необходима для обеспечения последовательности действий, диверсификации деятельности банка, делегирования полномочий и обязанностей кредитных работников, развития общей кредитной культуры в банке.

Кредитная политика коммерческого банка — это внутренний нормативный документ банка, устанавливающий основные принципы и приоритеты кредитной деятельности банка в стратегии. Она также рассматривает условия предоставления кредитов, займов, гарантий и поручительств определенному типу клиентов, принципы управления кредитным риском и кредитным портфелем, формирования процентных ставок и тарифов, требования к обеспечению, направления работы с проблемными кредитами и механизм принятия коллегиальных решений. Целью кредитной политики банка является задание стандартов, условий выполнения кредитных операций по финансовой поддержке развития бизнеса клиентов и обеспечению реализации стратегии кредитной организации.

По данным сайта ЦБ РФ (Банка России) активы российской банковской системы за 2012 г. увеличились на 18,9% и на 01.01.2013 г. составили 49,5 трлн руб. В структуре активов банковской системы РФ кредитные операции занимают более 60% и, соответственно, должна быть эффективная и грамотная политика в области управления кредитными рисками.

Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть принципы и этапы, виды кредитной политики, регулирование кредитных операций, проанализировать кредитный портфель Сбербанка РФ, выявить механизм реализации кредитной политики.

Задачи:

  • охарактеризовать динамику и состав доходов и расходов как экономической базы формирования финансовых результатов деятельности Сбербанка РФ;
  • изучить оценку эффективности деятельности Сбербанка;
  • проанализировать динамику и структуру кредитного портфеля физических и юридических лиц Сбербанка РФ;
  • оценить динамика качества кредитного портфеля Сбербанка РФ;
  • рассмотреть виды кредитных продуктов, предоставляемых Сбербанком РФ в 2013 г.
  • оценить эффективность кредитных операций банка;
  • выявить направления совершенствования кредитной политики Сбербанка РФ.

Объектом исследования является деятельность Сбербанка РФ.

10 стр., 4967 слов

Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика

... В ходе изучения проблемы кредитно-денежной политики были поставлены следующие задачи: 1. Показать и изучить структуру современной кредитно денежной системы. Раскрыть систему денежного обращения. 2. Рассмотреть роль коммерческих банков в изменении предложения денег ...

Предметом исследования являются кредитная политика и механизм ее реализации Сбербанка РФ.

В ходе исследования использовались следующие методы и приемы анализа: горизонтальный, вертикальный, сравнительный, коэффициентный и т.д.

1.1 Понятие и элементы кредитной политики банка

В отечественной и зарубежной научной литературе существуют различные подходы к раскрытию термина «кредитная политика банка». В таблице 1 представлены научные подходы к определению сущности кредитной политики.

1.2 Виды кредитной политики

Кредитная политика имеет ряд элементов, что позволяет говорить о видах кредитной политики. Рассматривая простейшие проявления кредитной политики на практике как ее разновидности, части единого целого, можно выделить следующие ее виды (таблица 3)

1.3 Регулирование кредитной деятельности коммерческого банка

Правовые основы кредитной деятельности коммерческих банков заложены в Гражданском кодексе РФ, федеральном законе от 02.12.1990 г. (в ред. от 30.09.2013 г.) № 395-1 «О банках и банковской деятельности», других федеральных законах и нормативных актах Банка России. Кредитные отношения между коммерческими банками и их клиентами организуются на основе кредитного договора и договоров обеспечительного характера (договора о залоге, поручительства, банковской гарантии, страхования).

Кредитный договор — это письменное соглашение, по которому, согласно ст. 819 ч. II Гражданского кодекса РФ, банк-кредитор обязуются предоставить денежные средства заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. В содержании кредитного договора закрепляются условия банковского кредитования в виде следующих основных статей:

2.1 Экономическая характеристика Сбербанка

Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации и стран СНГ. Учредителем и основным акционером Сбербанка России является Центральный банк Российской Федерации, владеющий 50% уставного капитала плюс одна голосующая акция. Другими акционерами Банка являются международные и российские инвесторы. Обыкновенные и привилегированные акции Банка котируются на российских биржевых площадках с 1996 года. Американские депозитарные расписки (АДР) котируются на Лондонской фондовой бирже, допущены к торгам на Франкфуртской фондовой бирже и на внебиржевом рынке в США.

Таблица 4 — Динамика и структура доходов Сбербанка РФ за 2011-2012 гг

Таблица 5 — Динамика и структура расходов Сбербанка РФ за 2011-2012 гг

Таблица 6 — Оценка эффективности деятельности Сбербанка РФ за 2011-2012 гг

Таблица 7 — Динамика прибыли Сбербанка РФ за 2011-2012 гг

Таблица 8 — Динамика рентабельности банка за 2011-2012 гг. Сбербанка РФ

Таблица 9 — Динамика и структура кредитного портфеля юридических лиц-резидентов Сбербанка РФ за 2011-2012 гг

Таблица 10 — Динамику и структуру кредитного портфеля физических лиц Сбербанка РФ за 2011-2012 гг

Таблица 11 — Динамика качества кредитного портфеля Сбербанк РФ за 2011-2012 гг

17 стр., 8152 слов

Анализ кредитной политики банка ЗАО ВТБ

... периоды можно просмотреть в Приложениях 2 и 3. Проведем анализ кредитной политики банка. 2.2 Анализ кредитной политики банка Кредитная политика ЗАО «ВТБ-24» строится не только с учетом соблюдения общепринятых ... средства — 97,4 млрд. рублей. Проведем анализ динамики и структуры активов банка ВТБ 24(ЗАО) (таблица 2.1). Динамика и структура активов банка ВТБ 24(ЗАО) 2007 г. по 2009 гг. Показатели ...

2.3 Виды кредитных продуктов и их характеристика Сбербанка РФ

Основные направления банковской деятельности Сбербанка РФ:

1. Корпоративный бизнес: обслуживание расчетных и текущих счетов, открытие депозитов, предоставление всех видов финансирования, выдача гарантий, обслуживание экспортно-импортных операций клиентов, услуги инкассации, кассовые услуги, конверсионные услуги, услуги по переводу средств населением в пользу юридических лиц, операции с векселями и др.

Таблица 12 — Виды кредитных продуктов, предоставляемых Сбербанком РФ в 2013 г

Таблица 13 — Виды кредитных продуктов, предоставляемых Сбербанком РФ в 2013 г

Таблица 14 — Средняя цена кредитного продукта физическому лицу в Сбербанке РФ за 2011-2012 гг

Таблица 15 — Динамика и оценка эффективности кредитных операций Сбербанка РФ за 2011-2012 гг

3 Направления совершенствования кредитной политики Сбербанка России

Главной задачей кредитной политики Сбербанка является обеспечение формирования высокодоходного кредитного портфеля с обязательным сохранением приемлемого уровня рисков. В основу кредитной политики банка положено соблюдение принципов, регламентирующих процесс кредитования, таких как платность, срочность, возвратность и, как правило, обеспеченность, целевое использование. Кредитная политика Сбербанка ориентирована на различные категории клиентов, но приоритетным является краткосрочное и среднесрочное кредитование представителей малого и среднего бизнеса, а также потребительское кредитование населения.

Таблица 16 — Доля Сбербанка РФ на российском рынке за 2012-2013 гг. в %

Таблица 17 — Сравнительный анализ кредитных портфелей коммерческих банков за 2011-2012 гг

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целях успешной реализации «Стратегии развития Сбербанка России до 2014 года» в 2013 году Банк должен обеспечить эффективность работы, позволяющую нести расходы по реализации широкого спектра стратегических проектов. Это потребует решения следующих главных задач и достижения ключевых показателей эффективности.

В области финансов Банк планирует обеспечить высокую финансовую результативность за счет устойчивого развития бизнеса, повышения эффективности управления расходами и эффективного управления рисками.

В части работы с клиентами Банк планирует сконцентрировать усилия на дальнейшем развитии отношений с клиентами, повышении доходности на одного клиента, увеличении количества продуктов на одного клиента, диверсификации ресурсной базы и создании предпосылок для выхода на новые рынки.