Кредитно-банковская система и кредитно-денежная политика

Курсовая работа
Содержание скрыть

Денежно-кредитная политика является неотъемлемой частью государственной экономической политики, основными стратегическими целями которой являются повышение благосостояния населения и обеспечение максимальной занятости населения. В связи с этим основные направления макроэкономической политики правительства, как правило, обеспечивают рост ВВП и снижение инфляции. Реальная макроэкономическая ситуация может внести определенные коррективы в формулировку целей макроэкономической политики.

Денежно-кредитная (монетарная) политика является одним из видов стабилизационной или антикризисной политики. Как и другие виды политики, она направлена ​​на сглаживание циклических колебаний в экономике. Это способ регулирования национальных экономических процессов для стабилизации экономической ситуации. Целью стабилизационной денежно-кредитной политики, как и любой стабилизационной политики государства, является обеспечение стабильного экономического роста, полной занятости ресурсов, стабильности уровня цен, баланса платежного баланса.

Денежно-кредитная политика

Основной целью курсовой работы является выявление основных направлений денежно-кредитной политики государства и основных инструментов денежно-кредитного регулирования, а также анализ деятельности и роли Центрального банка Российской Федерации в денежно-кредитной политике по всей путь банковской системы страны.

Актуальность этой темы обусловлена ​​все возрастающим вниманием к ситуации в денежно-кредитной политике как со стороны государства, так и со стороны исследователей, занимающихся проблемами денежной системы.

Основными задачами являются:

  1. Определение понятия денежно-кредитной политики;
  2. Рассмотрение основных задач;
  3. Ознакомление с инструментами денежно-кредитной политики;
  4. Рассмотрение моделей денежно-кредитной политики;
  5. Рассмотрение современной денежно-кредитной политики в Российской Федерации.

Объектом исследования является Центральный банк Российской Федерации.

Предметом исследования является денежно-кредитная политика Банка России.

Сущность денежно-кредитной политики

Определение денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность взаимосвязанных мер, предпринимаемых Центральным банком для регулирования совокупного спроса посредством запланированного воздействия на состояние кредитования и денежного обращения.

3 стр., 1319 слов

Фискальная и денежная политика государства

... и минусы фискальной политики государства Одна из многих положительных черт фискальной политики заключается в том, что данную политику относительно проще проводить государством, чем денежную, поскольку правительство не принимает специальных, отдельных решений для исполнения фискальной политики. ...

Денежно-кредитная политика в экономической литературе чаще всего определяется как политика Центрального банка, влияющая на количество денег в обращении. Согласно комментариям к Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» № 86- ФЗ от 27 июня 2002 года «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

Прогресс денежно-кредитной политики определяется как неотъемлемая часть единой государственной экономической политики, проявляющейся в воздействии на количество денег в обращении с целью достижения стабильности цен, обеспечения максимальной возможная занятость, а также рост реального объема производства.

А. Симановский дает более точное толкование этой категории2. Он определит эту политику как «управление денежной массой или создание условий для доступа субъектов хозяйствования к кредитам и (или) по процентной ставке, соответствующей определенным экономическим целям». ». В отличие от первого определения, второе подчеркивает возможность влияния денежно-кредитной политики не только на сферу обращения, но и на сферу производства.

Садков В.Г. и Овчинникова О.П. придерживаются мнения, что денежно-кредитная политика представляет собой комплекс государственных мер в лице Банка России, направленных на разработку и реализацию стратегии обеспечения целенаправленного, эффективного и устойчивого развития и функционирования социальной, экономической и экологической сфер страны. на основе эффективного формирования и использования денежных и кредитных ресурсов.

В зарубежной литературе денежно-кредитная политика подразделяется на «узкую», которая обеспечивает стабильность национальной валюты за счет валютных интервенций, изменений уровня учетной ставки, а также других инструментов, влияющих на состояние национальной валюты. А на «широких», непосредственно влияющих на объем денежной массы в обращении. Эти меры должны быть взаимосвязаны и взаимозависимы.

Объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке.

Субъектами денежно-кредитной политики являются прежде всего Центральный банк в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства и коммерческих банков.

Основные задачи денежно-кредитной политики

Основная цель денежно-кредитной политики — помочь экономике достичь общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика заключается в изменении денежной массы с целью стабилизации общего объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

Первоначально основной функцией центральных банков была выдача наличных. В настоящее время эта функция постепенно отошла на второй план, но мы не должны забывать, что наличные деньги по-прежнему являются основой, на которой покоится вся остальная денежная масса.

Проводя денежно-кредитную политику, Центральный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, обеспечивает устойчивое развитие внутренней экономики, усиление денежного обращения и балансирование внутренних экономических процессов. С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, обуздать инфляцию, а для поддержания рыночных условий государство использует кредит для стимулирования инвестиций в различные сектора экономики страны.

4 стр., 1538 слов

Анализ кредитования малого бизнеса (на примере ОАО «Московский Кредитный банк»)

... дипломной работы является выявление резервов совершенствования обслуживания малых предприятий- клиентов банка. Предметом исследования являются анализ кредитование малого бизнеса в настоящее время. Объектом исследования выступает ОАО «Московский Кредитный банк», ... основе. Первым источником ссудного капитала были временно свободные денежные средства государства, юридических и физических лиц, на ...

Выбор промежуточных целей денежно-кредитной политики может повлиять на состояние денежного рынка через формирование как спроса, так и спроса на деньги.

Обычно денежная масса представляется вертикальной линией, когда предполагается, что для каждого момента времени создается определенная фиксированная сумма денег, которая не зависит от процентной ставки.

На самом деле предложение денег зависит от целей денежно-кредитной политики в стране.

Выбор промежуточных целей определяется степенью либерализации экономики и независимости центрального банка, его задач и его функций в экономике. Промежуточные цели денежно-кредитной политики тесно взаимосвязаны. Например, если в условиях свободно конвертируемой валюты Центральный банк стремится зафиксировать процентную ставку на определенном уровне, то при разработке мер денежно-кредитной политики ему придется принять курс национальной валюты, установленный рынком. И наоборот, при выборе целей денежно-кредитной политики, связанных с ограничениями обменного курса, Центральный банк должен учитывать возникающий уровень процентных ставок. Если центральный банк ставит цель поддержания реальной процентной ставки на положительном уровне для стимулирования инвестиций, то он должен одновременно проводить политику таргетирования инфляции.

Инструменты денежно-кредитной политики

В мировой экономической практике центральные банки используют следующие основные инструменты денежно-кредитной политики:

  • изменение ставки рефинансирования;
  • Изменение нормы обязательных резервов или так называемых резервных требований;
  • процентная политика центрального банка, то есть изменение механизма заимствования средств коммерческими банками у центрального банка или внесение средств коммерческих банков в центральный банк;
  • операция с государственными ценными бумагами на открытом рынке.

РЕФИНАНСИРОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

Термин «рефинансирование» означает получение средств кредитными организациями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также пересчитывать ценные бумаги в их портфели (обычно векселя).

Счета пересчитываются по ставке дисконтирования. Эту ставку также называют официальной учетной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирование) незначительной суммой в меньшем направлении. Центральный банк покупает долг по более низкой цене, чем коммерческий банк.

Если центральный банк повысит ставку рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать убытки, вызванные его ростом (увеличением стоимости кредита), путем повышения процентных ставок по кредитам, предоставленным заемщикам. Те. Изменение учетной ставки (рефинансирования) напрямую влияет на изменение процентных ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является основной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка.

34 стр., 16577 слов

Денежно-кредитная политика банка

... политики; обозначить роль Центрального банка в денежно-кредитной политике; определить объекты и субъекты денежно-кредитной политики; рассмотреть этапы разработки денежно-кредитной политики; определить инструменты и методы денежно-кредитной политики; провести анализ денежно- кредитной политики Банка России; рассмотреть проблемы денежно- кредитной политики и ... ставки процента на внутреннем денежном ...

Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод влияет только на коммерческие банки. Если рефинансирование мало используется или не проводится в ЦБ, то этот метод практически полностью теряет свою эффективность.

По мнению Шенца Б.Л., рефинансирование является первым инструментом среди других инструментов денежно-кредитной политики во всем мире, где не работает. Установление процентных ставок по кредитам и ставок рефинансирования на уровне, неприемлемом для инвесторов (коммерческих банков) в соответствии с их ожиданиями и готовностью принимать риски, не позволяет использовать этот механизм кредитования для коммерческие банки как источник увеличения денежной массы.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ, Механизм действия этого инструмента денежно-кредитной политики заключается в следующем:

  • если центральный банк увеличивает норматив обязательных резервов, это приводит к сокращению избыточных резервов коммерческих банков, которые они могут использовать для проведения кредитных операций. Соответственно, это вызывает уменьшение множителя денежной массы, поскольку при изменении требуемого коэффициента резервирования значение множителя депозита изменяется;
  • с уменьшением нормы обязательных резервов происходит масштабное увеличение объема денежной массы.

Этот инструмент денежно-кредитной политики, по мнению экспертов, является наиболее мощным, но довольно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение норматива обязательных резервов может привести к значительным изменениям в объеме банковских резервов и привести к изменению кредитной политики коммерческих банков.

В статье Медведева Н. Н. говорится, что при создании системы обязательного резервирования Центральный банк любой страны должен учитывать синергетическое взаимодействие ряда факторов. В России в течение длительного периода времени при обсуждении проблем обязательных резервов вопрос о размере резервных стандартов ставился на первое место. Особенно часто требования о снижении стандартов предъявлялись банковским сообществом в 2002-2003 гг. После значительного сокращения резервных стандартов в 2004 г. интенсивность дискуссии ослабла. В большинстве выступлений снижение стандартов рассматривается как оперативный и адекватный ответ Банка России на события лета 2004 года. Оценок долгосрочных последствий такого радикала нет (более чем в 2 раза) и такое быстрое снижение стандартов. Почти не уделялось должного внимания и столь же важному вопросу — значительной модернизации механизма обязательного бронирования.

Исторически сложилось 3 основных формы хранения средств, выделяемых в качестве резерва. Первый — в виде неснижаемого остатка денежных средств в кассе кредитной организации. Второе — это минимальный уровень средних хронологических остатков на корреспондентском счете организации. Третье — это распределение резервов по специально открытым для этого счетам в ЦБ. В современных условиях часто используется комбинация всех трех форм. В некоторых странах другие формы хранения средств обязательных резервов используются, например, в виде инвестиций в государственные ценные бумаги.

10 стр., 4967 слов

Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика

... В ходе изучения проблемы кредитно-денежной политики были поставлены следующие задачи: 1. Показать и изучить структуру современной кредитно денежной системы. Раскрыть систему денежного обращения. 2. Рассмотреть роль коммерческих банков в изменении предложения денег ...

ИНТЕРЕСНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА

Политика процентных ставок Центрального банка осуществляется в двух направлениях: регулирование кредитов коммерческих банков в Центральном банке и депозитная политика Центрального банка, которую также можно назвать политикой учетной ставки или ставки рефинансирования.

Ставка рефинансирования, Ставка дисконтирования

Ставка дисконтирования (ставка рефинансирования) устанавливается центральным банком. Снижение этого делает кредиты для коммерческих банков дешевыми. После получения кредита коммерческими банками их резервы увеличиваются, что приводит к мультипликационному увеличению количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки (ставки рефинансирования) делает кредиты убыточными. Более того, некоторые коммерческие банки с заемными средствами пытаются их погасить, так как эти средства становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к резкому сокращению денежной массы.

Определение учетной ставки является одним из наиболее важных аспектов денежно-кредитной политики, а изменение учетной ставки является индикатором изменений в области денежно-кредитного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает большое влияние на инфляцию. Когда Центральный банк намерен смягчить или ужесточить свою денежно-кредитную политику, он уменьшает или увеличивает учетную (процентную) ставку.

Процентные ставки Центрального банка являются необязательными для коммерческих банков в их отношениях с клиентами и с другими банками. Однако официальная учетная ставка является ориентиром для коммерческих банков при проведении кредитных операций.

Роль процентного коридора центрального банка в управлении банковской ликвидностью:

  • центральные банки корректируют процентные ставки относительно редко;
  • Изменение ставки производится один раз на небольшую сумму;
  • Деньги власти придерживаются адаптивной политики.

Автор статьи утверждает, что процентная ставка центрального банка изменяется очень медленно с точки зрения приведения ее в соответствие с равновесным значением или целевым уровнем. Как правило, монетарные власти намерены достичь фундаментального баланса интересов в течение нескольких кварталов. Такая постепенная корректировка ставки в зарубежной экономической литературе называется сглаживанием процентных ставок (процентные ставки смягчаются) или инерцией денежно-кредитной политики (денежная политика).

По словам В. Захарова, из-за слабого развития рефинансирования банков использование такого метода, как процентная политика, ограничено.

Вовлечение процентной ставки в механизмы денежно-кредитного регулирования путем ее снижения до уровня, соответствующего целевому уровню экономического развития, приведет к повышению роли процентных ставок, а также к повышению роли банков в процессы кредитования предприятий.

ОПЕРАЦИИ НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ, Прямая сделка

  • Условия сделки — покупка и продажа за наличный расчет или покупка на период с обязательной обратной продажей — сделки выкупа;
  • Объекты сделок — операции с государственными или частными ценными бумагами;
  • Срочность транзакции — краткосрочные (до 3 месяцев) и долгосрочные (от 1 года и более) операции с ценными бумагами;
  • Сферы деятельности — охватывают только банковский сектор или включают небанковский сектор рынка ценных бумаг;
  • Метод установления ставок — определяется центральным банком или рынком.

НЕКОТОРЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНОГО КРЕДИТА

К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений. Данный метод кредитного регулирования является количественным ограничением суммы выданных кредитов. В отличие от методов регулирования, которые обсуждались выше, кредитные контингенты являются прямым методом воздействия на деятельность банков. Банки стремятся выдавать кредиты прежде всего своим традиционным клиентам, обычно крупным предприятиям. Малые и средние фирмы являются основными жертвами этой политики.

14 стр., 6510 слов

Организация кассовой работы с денежной наличностью в кредитных организациях

... с денежной наличностью в кредитных организациях Кассовое обслуживание является одной из важнейших функций банка. В кругообороте наличных денег, обеспечивающих товарообмен, банк является исходным и конечным пунктом движения денег. В сферу обращения наличные деньги попадают из банка в форме ...

Следует отметить, что, используя эту политику для сдерживания банковской активности и умеренного роста денежной массы, государство помогает снизить деловую активность. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах его вообще отменили.

Модели денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная политика основана на теории денег, которая также изучает влияние денежной и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом.

В течение долгого времени экономисты обсуждали важность и роль денежно-кредитной политики в рыночных условиях в связи с двумя различными подходами к теории денег: модернизированной кейнсианской теорией и современным монетаризмом.

Как современные кейнсианцы, так и монетаристы признают, что состояние денежной сферы и ее изменения под влиянием денежно-кредитной политики влияют на состояние национальной экономики в целом. Но они по-разному оценивают значение этого влияния и его механизм: с точки зрения кейнсианцев, денежное регулирование должно основываться на определенном уровне процентной ставки, а с точки зрения монетаристов — спроса на деньги и их поставка.

КЕЙНСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕНЕГ

Джон Мейнард Кейнс и его последователи считали, что рыночная структура экономики имеет внутренние «недостатки», что она неспособна к саморегулированию. Это, в частности, выражается в безработице, инфляции и частых экономических кризисах. Кейнсианцы пришли к выводу, что государство должно активно вмешиваться в дела экономики, чтобы предотвратить кризисы и обеспечить стабильность, и должно проводить строгую фискальную и монетарную политику. Механизм денежно-кредитного регулирования с точки зрения кейнсианского подхода заключается в следующем: изменение денежной массы вызывает изменение уровня процентных ставок, что, в свою очередь, приводит к изменению инвестиционного спроса и, благодаря эффекту мультипликатора инвестиции, чтобы изменить уровень национального производства. Для проведения денежно-кредитной политики Центральный банк должен иметь значительный объем экономической информации (например, как изменение процентной ставки повлияет на инвестиционный спрос и как изменится валовой национальный продукт).

В связи с вышесказанным кейнсианцы считают, что денежно-кредитная политика не является таким эффективным средством стабилизации экономики, как, например, использование инструментов фискальной или бюджетной политики.

2 стр., 778 слов

Место и роль ЦБ России в процессе банкротства кредитных организаций

Оказание финансовой помощи может осуществляться в разных формах. Формы финансовой помощи кредитным организациям: размещение на депозите кредитной организации денежных средств со сроком возврата не меньше ... (или прекращении) работы временной администрации Центральный Банк публикует в «Вестнике Банка России». Реорганизация кредитной организации в виде присоединения или слияния в соответствии ...

ДЕНЕЖНЫЙ ПОДХОД

Формирование теории монетаризма в 60-70-х годах XX века происходило в условиях возрождения традиций неоклассического направления в экономической теории и количественной теории денег. Специфика монетаризма по сравнению с традиционными неоклассическими идеями заключается в том, что монетаристы придают особое значение денежно-кредитной сфере: «Деньги являются главной движущей силой рыночной экономики». Самый известный теоретик монетаризма — М. Фридман.

Монетаризм

Следует отметить следующие аргументы, выступающие в пользу денежно-кредитного регулирования при воздействии на экономику страны в целом:

  1. Скорость и гибкость по сравнению с фискальной политикой, применение которой может затянуться надолго из-за обсуждения в законодательных органах. В то же время Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о купле-продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежную массу и процентную ставку.
  2. В развитых странах эта политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе более мягкая, чем фискальная политика, и действует более тонко и поэтому кажется более приемлемой с политической точки зрения.

Итак, следует отметить, что современные модели денежно-кредитной политики основаны на кейнсианских и монетаристских идеях, поскольку каждая из этих теорий имеет как ряд положительных, так и ряд отрицательных моментов. И одна из главных задач государства — найти оптимальное сочетание методов регулирования, основанных на двух подходах и сущности денег.

Роль Центрального банка Российской Федерации в проведении денежно-кредитной политики

Сущность и функции Центрального банка Российской Федерации

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) является государственным кредитным учреждением, наделенным правом выпускать банкноты, регулировать денежное обращение, кредит и обменный курс, хранить официальные золотовалютные резервы. Деловой словарь, 2001. Центральный банк Российской Федерации также наделен правом выпускать деньги и государственные ценные бумаги, устанавливает нормативную сумму спроса на кредиты, хранит денежные резервы коммерческих банков и предоставляет им кредиты, является кассовым центром. Его основной задачей является реализация государственной политики в области эмиссии, кредитования, денежного обращения.

Центральный банк является центральным звеном в денежной системе. Важнейшей функцией Центрального банка является выработка единой кредитной политики. Его стратегическая задача — создать условия для неинфляционного развития экономики.

3 стр., 1102 слов

Учет денежных средств, расчетных и кредитных операций

... имеет учет денежных средств и контроль за их обращением на расчетных и валютных счетах в банках. Наличными же средствами ведутся внутренние расчеты. Движение наличных денег совершается посредством кассовых операций. В ... банки. Поэтому учет банковского кредита и контроль за его своевременным погашением в последние годы имеет особое значение. Цель данной курсовой работы:, Для их открытия в банк ...

Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России как публично-правовой организации юридически определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке»).

России) »и другие федеральные законы. Согласно Конституции Российской Федерации, основной задачей Банка России является защита и обеспечение стабильности рубля, статья 75 Конституции Российской Федерации; Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Принцип независимости, являющийся ключевым элементом статуса Центрального банка Российской Федерации, проявляется, прежде всего, в том, что Банк России не является членом федерального правительства и действует как особый институт с исключительным правом на выпускать деньги и организовывать денежное обращение. Финансовая независимость Центрального банка Российская Федерация также выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не зарегистрирован в налоговых органах.

Функции Банка России:

  • В сотрудничестве с Правительством Российской Федерации разрабатывает и реализует единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение стабильности рубля;
  • Монополизирует эмиссию наличных денег и организует их обращение;
  • Является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
  • Устанавливает правила расчетов в Российской Федерации; Устанавливает правила ведения банковского учета и отчетности по операциям в банковской системе;
  • Осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, осуществляющих их аудит;
  • Самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации осуществляет все виды банковских операций, необходимые для выполнения его основных задач;
  • Осуществляет валютное регулирование, включая покупку и продажу иностранной валюты;
  • Определяет порядок расчетов с зарубежными странами;
  • Организует и осуществляет валютный контроль как напрямую, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • Принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует подготовку платежного баланса Российской Федерации;
  • Анализирует и прогнозирует состояние экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитные, валютно-финансовые и ценовые отношения;
  • Публикует соответствующие материалы и статистику, а также выполняет другие функции в соответствии с федеральными законами.

Центральный банк и денежно-кредитная политика

По словам Толчина К.В., поведение Центрального банка Российской Федерации как проводника денежно-кредитной политики не является предсказуемым и легко анализируется. Будучи крупнейшим игроком на рынке, он не имеет разработанной стратегии для осуществления денежно-кредитного управления экономикой, его действия носят стихийный характер. Центральный банк также не ставит своей целью создание благоприятных ожиданий других участников рынка и не руководствуется этим параметром при разработке Руководства по единой государственной денежно-кредитной политике.

7 стр., 3454 слов

Банки. Кредитно-финансовая система

... банки образуют костяк кредитной системы ... политика. Кроме того он является представителем правительства в финансовых операциях последнего. Основная функция банка разрабатывать и проводить кредитно-денежную политику. ... банкам по заявкам, отражающим их потребности в денежной наличности, путем дебетной записи на счетах коммерческих банков в центральном банке. Еще одной обязанностью центрального банка, ...

С достаточной степенью уверенности можно утверждать, что разработка Банком России денежно-кредитной политики в большей степени направлена ​​на создание благоприятного имиджа Банка (как органа денежно-кредитного управления) на международной арене, т.е. ориентирована на восприятие денежно-кредитная политика международных инвестиционных фондов, банков, клубов и других экономических организаций. Оценка и ожидания российской общественности не являются приоритетными при разработке денежно-кредитной политики Банка России.

Таким образом, Центральный банк не ориентируется на ожидания субъектов своего рынка, и поэтому проводит политику, которая не полностью соответствует, не всегда соответствует целям и часто не соответствует настроениям экономической общественности.

Несостоятельность центрального банка прослеживается во всех аспектах денежно-кредитного регулирования: денежно-кредитная политика, таргетирование инфляции, регулирование денежной массы, регулирование процентных ставок в экономике.

Денежно-кредитная политика государства осуществляется через Центральный банк Российской Федерации, как правило, по двум направлениям:

  • проведение экспансионистской или экспансионистской политики, направленной на стимулирование масштабов кредитования и увеличение суммы денег. В зависимости от экономической ситуации Центральный банк делает кредиты дороже или дешевле для коммерческих банков и, соответственно, для заемщиков. Если в экономике наблюдается спад производства, растет безработица, то она проводит политику дешевых денег, которая делает кредиты дешевыми и доступными. В то же время наблюдается увеличение денежной массы, что приводит к снижению процентной ставки и, соответственно, должно стимулировать рост инвестиций и деловой активности, а также реального валового национального продукта (ВНП).

    Если на финансовом рынке усиливается конкуренция, а предложение денег превышает спрос на них, банки вынуждены снижать процентную ставку (цену денег), чтобы привлечь заемщиков. Это особенно очевидно в депрессивной экономике. Дешевый кредит стимулирует предприятия вкладывать средства в капитальные товары, а домашние хозяйства — в потребительские товары. На товарном рынке растет спрос, и создаются предпосылки для экономического роста. Эта политика осуществляется в период застоя;

  • проведение ограничительной или ограничительной (жесткой) политики, направленной на повышение процентной ставки. В условиях растущей инфляции Центральный банк проводит политику дорогих денег, что ведет к удорожанию кредита и затрудняет доступ к нему. В этом случае происходит увеличение продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличение нормы резерва и повышение ставки дисконтирования. Высокие процентные ставки, с одной стороны, побуждают владельцев денег экономить больше, а с другой стороны, ограничивают количество людей, которые хотят их одолжить. В этом случае субъекты рынка стремятся приобрести ценные бумаги. Это направление регулирования используется при наличии инфляции и высоких темпов экономического роста. Банки стремятся зарабатывать проценты по кредитам, распределяя разницу между доходами от активных операций и расходами на привлечение средств. Как известно, процентная ставка зависит от уровня инфляции и даже от инфляционных ожиданий. Если цены выросли, а процентная ставка не изменилась, то и банки, и вкладчики получат обесцененные деньги обратно. С восстановлением экономики, когда всем нужны деньги, процентные ставки будут расти.

Центральный банк Российской Федерации считает, что основной целью среднесрочной денежно-кредитной политики является снижение инфляции при сохранении и, возможно, ускорении роста ВВП при создании предпосылок для сокращения безработицы и увеличения реальных доходов населения.

После утверждения денежно-кредитной политики Банк России занимается ее реализацией. Закон устанавливает инструменты и методы, которые Банк России может использовать, в том числе возможность устанавливать процентные ставки по своим операциям, обязательные нормативы резервирования в Банке России (требования к резервам), проводить операции на открытом рынке, рефинансировать банки, и валютное регулирование, установление ориентиров для роста денежной массы, прямые количественные ограничения.

Денежно-кредитная политика России на современном этапе

Основные направления денежно-кредитной политики на период 2014-2016 гг. Утверждено Советом директоров Банка России 8 ноября 2013 г.

Таргетирование инфляции

Основной целью денежно-кредитной политики будет обеспечение стабильности цен, то есть поддержание стабильно низких темпов роста цен. Денежно-кредитная политика, направленная на сдерживание инфляции, должна помочь в достижении более общих экономических целей, таких как обеспечение условий для устойчивого и сбалансированного экономического роста и поддержание финансовой стабильности.

Реализация денежно-кредитной политики Банка России предполагает установление целевого значения для изменения индекса потребительских цен. Основной целью денежно-кредитной политики Банка России является снижение темпов роста потребительских цен в 2014 и 2015 годах до 4–5%.

Реализация денежно-кредитной политики будет основана на управлении процентными ставками на денежном рынке с помощью инструментов для обеспечения и изъятия ликвидности. Банк России, пересматривая ставки по своим инструментам и применяя другие меры денежно-кредитного регулирования, вызывает изменения краткосрочных рыночных ставок. Эти изменения будут влиять на среднесрочные и долгосрочные процентные ставки и, в конечном итоге, на уровень деловой активности и инфляционное давление через различные каналы механизма передачи. Таким образом, процентная политика будет играть ключевую роль в реализации денежно-кредитной политики.

В целях повышения эффективности политики процентных ставок Банку России необходимо продолжить постепенное повышение гибкости механизма валютного курса в предстоящий трехлетний период, и к 2015 году планируется перейти на плавающий обмен ставка, отказ от использования руководящих принципов оперативной политики, связанных с обменным курсом. С переходом на новый режим Банк России прекратит проводить регулярные валютные интервенции для влияния на динамику курса рубля.

Финансовая стабильность остается основной задачей Банка России в среднесрочной перспективе. Для поддержания финансовой стабильности Банк России намерен уделять больше внимания своевременному выявлению и оценке системных рисков в банковском секторе и других сегментах финансовых рынков, чтобы обеспечить прозрачность кредитных организаций. Реализация этих задач будет осуществляться путем разработки риск-ориентированных подходов при осуществлении надзора на основе лучшей зарубежной практики. Банк России будет продолжать использовать дифференцированный режим надзора для отдельных кредитных организаций в зависимости от их системной значимости, уровня прозрачности, сложности бизнеса и степени соответствия нормативным стандартам. Учитывая международный опыт и особенности национальной экономики, к банкам, имеющим наибольшее значение, будут применяться дополнительные механизмы регулирования и контроля.

Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) на достигнутых условиях позволит ей поддерживать конкуренцию в банковской системе и создать дополнительные механизмы доверия к равенству нормативных условий для российских банков независимо от источника капитала.

Банк России продолжит совершенствовать национальную платежную систему России, от эффективности которой зависит эффективность денежно-кредитного регулирования и развитие внутреннего финансового рынка.

Для успешной реализации единой государственной денежно-кредитной политики Банк России и Правительство Российской Федерации будут усиливать совместную деятельность. Регулируемые цены и тарифы оказывают большое влияние на темпы роста потребительских цен, что требует принятия решений об их индексации с учетом целевых показателей инфляции.

Ожидается, что в 2014-2015 годах рост ВВП в зависимости от варианта прогноза будет в пределах 2-5%.

По сценариям функционирования российской экономики задачей Правительства Российской Федерации и Банка России будет снижение инфляции в 2014 и 2015 годах — до 4 — 5% (с декабря по декабрь предыдущего года) , Базовая инфляция на потребительском рынке будет соответствовать 3,6 — 4,6% в 2014 и 2015 годах.

Банк России будет продолжать проводить операции на внутреннем валютном рынке, связанные с пополнением или расходованием средств суверенных фондов и разрешением трансляции спроса или предложения иностранной валюты из Федерального казначейства на внутренний валютный рынок. Также Банк России сохранит за собой право проводить валютные интервенции в рамках решения задач по регулированию уровня ликвидности банковского сектора. Эта практика не противоречит концепции режима плавающего обменного курса и успешно применяется развитыми странами с суверенными фондами. Кроме того, этот режим не исключает возможности проведения спотовых операций на валютном рынке с целью поддержания финансовой устойчивости в случае шоковых событий.

Банк России будет использовать ключевую ставку в качестве основного индикатора направления денежно-кредитной политики. В то же время к 1 января 2016 года Банк России скорректирует ставку рефинансирования до уровня ключевой ставки. До этой даты ставка рефинансирования не будет иметь значения как показатель денежно-кредитной политики и будет использоваться только для справки. Осуществляя операции по регулированию ликвидности банковского сектора, Банк России будет стремиться поддерживать однодневные ставки на денежном рынке вблизи ключевой ставки. В то же время межбанковское кредитование должно играть основную роль в перераспределении ликвидности между участниками рынка.

Основными инструментами регулирования ликвидности банковского сектора станут операции Банка России на аукционной основе сроком на 1 неделю, ставкой по которым является ключевая ставка Банка России. По оценкам Банка России, в предстоящий трехлетний период сохранится высокая потребность кредитных организаций в получении ликвидности от Банка России, и операции по рефинансированию, а именно аукционы репо на 1 неделю, будут по-прежнему сохраняться основной инструмент регулирования банковской ликвидности.

В случае избытка ликвидности (в том числе временной) депозитные аукционы на тот же период будут играть роль основного инструмента.

Ставки денежного рынка можно найти в коридоре процентных ставок Банка России с использованием постоянных инструментов на срок 1 день: операции рефинансирования для различных видов обеспечения (ценные бумаги, права требования по кредитным договорам, векселя, поручительства, золото, иностранная валюта) и депозитные операции. Процентные ставки по этим операциям будут устанавливать верхнюю и нижнюю границы процентного коридора соответственно. С 1 февраля 2014 года Банк России приостановит все текущие операции на периоды более 1 дня.

В дополнение к основному аукционному регулированию ликвидности и проводимым операциям Банк России будет регулярно проводить аукционы по кредитам, обеспеченным нерыночными активами, с плавающей процентной ставкой в ​​3 месяца. Кроме того, по мере необходимости Банк России будет проводить аукционы по кредитам, обеспеченным нерыночными активами или гарантиями с плавающей процентной ставкой, сроком на 12 месяцев, о чем будет объявлено заранее.

Использование этих операций кредитными организациями частично высвободит рыночное обеспечение, полученное Банком России по крупным операциям по предоставлению ликвидности, что поможет улучшить функционирование денежного рынка. В то же время проведение операций с плавающей ставкой повысит четкость сигнала о процентной ставке в связи с тем, что изменение ключевой ставки Банка России будет преобразовано в изменение стоимости средств, ранее выпущенных Банк России для кредитных организаций.

В качестве дополнительного инструмента регулирования ликвидности банковского сектора Банк России может использовать покупку или продажу активов — ценных бумаг, золота, иностранной валюты.

Одним из приоритетных направлений развития инструментальной системы Банка России является повышение степени взаимной координации параметров отдельных операций денежно-кредитной политики, платежной системы и финансовых рынков. Банк России рассмотрит возможность перехода на единый аукцион по операциям рефинансирования за аналогичные периоды с использованием различных видов активов. Будет продолжена работа по созданию единого пула обеспечения, в которое войдут такие активы, как ценные бумаги из ломбардного списка Банка России, векселя, права требования по кредитным договорам, а также драгоценные металлы и другие виды активов.

Банк России продолжит использовать резервные требования в качестве инструмента денежно-кредитной политики, меняя их в зависимости от макроэкономической ситуации и состояния ликвидности банковского сектора.

Для Банка России большое значение имеет сотрудничество с государственными органами по реализации денежно-кредитной политики и развитию финансовых рынков. Банк России продолжит взаимодействие с Министерством финансов России и Федеральным казначейством для решения вопроса о разработке механизма выделения временно свободных бюджетных средств в банковском секторе, задачей которого является минимизация сезонного воздействия бюджетных потоков на ликвидность банковского сектора.

Финансовая система должна обеспечивать безопасность сбережений и их превращение в инвестиции, оптимальное распределение рисков, а также стабильное функционирование платежных и расчетных систем. Несоблюдение этих требований может затруднить реализацию мер денежно-кредитной политики и исказить их влияние на экономику.

Несмотря на рекомендации видных ученых-экономистов и представителей бизнеса, Банк России продолжает проводить денежно-кредитную политику, которая не отвечает интересам российской экономики. Чрезвычайно высокая стоимость кредитных ресурсов (18-25% для малого и среднего бизнеса) обеспечивается за счет искусственного поддержания дефицита денег в экономике, что ограничивает проблему рубля из-за роста валютных резервов и категорического отказа Руководство Банка России по запуску системы полного рефинансирования отечественной экономики и банковской системы.

Банк России будет уделять большое внимание разъяснению участникам финансового рынка текущего порядка работы, а также особенностям использования инструментов денежно-кредитной политики. Повышение уровня понимания и уверенности в действующей политике, а также снижение неопределенности в отношении действий Центрального банка будут способствовать формированию устойчивых ожиданий относительно процентных ставок на межбанковском рынке, снижению их волатильность и улучшение переноса изменений уровня ставок по операциям Банка России на другие процентные ставки в экономике, что является важнейшим элементом трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики.

В зависимости от того, как будет развиваться ситуация на внешних рынках, какие решения будет принимать Банк России в отношении валютной и процентной политики, какое соотношение будет формироваться между процентными ставками на внутреннем и внешнем рынках и реализацией бюджетной стратегии Российская Федерация, основные решения по денежной программе. Следовательно, программные показатели не будут жестко установлены, и в результате изменений экономической ситуации и отклонений фактических значений от начальных условий сценариев экономического развития они могут корректироваться.

Вывод

Денежно-кредитная политика призвана помочь установить в экономике общий уровень производства, характеризующийся полной занятостью и отсутствием инфляции.

Денежно-кредитная политика является важнейшим направлением государственной экономической политики и одним из компонентов достижения целей развития национальной экономики. Денежно-кредитную политику можно отнести к одному из видов стабилизационной и антикризисной политики.

В России денежно-кредитная политика осуществляется Банком России. Он включает в себя комплекс мер, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, процентных ставок и других показателей общего денежного потока.

Показателями эффективности денежно-кредитной политики являются показатели и темпы роста инфляции, приток (или отток) инвестиционного капитала, стабильность курса национальной валюты, объем валютных резервов, включая золотовалютные резервы Банка России, и их эффективное использование, и темпы роста ВВП.

Банк России в настоящее время пытается сохранить преемственность реализуемых принципов денежно-кредитной политики и планирует завершить переход к режиму таргетирования инфляции к 2015 году. Основной целью денежно-кредитной политики будет обеспечение стабильности цен, то есть сохранение стабильный низкий темп роста цен. Политика будет основываться на управлении процентными ставками на денежном рынке с помощью инструментов для обеспечения и снятия ликвидности.

Поддержание стабильности цен в настоящее время является основной целью регулирования и интерпретируется как последовательное снижение инфляции. Снижение инфляции способствует улучшению инвестиционного климата в стране, усиливает тенденцию экономического роста.