Социальная обусловленность и необходимость льготного кредитования физических лиц

Курсовая работа

ВВЕДЕНИЕ

Республика Беларусь последовательно реализует выбранную социально ориентированную модель развития экономики Республики Беларусь.

Социальная направленность рыночной экономики в Республике Беларусь выдвигает основания для осуществления кредитной политики на льготных условиях для наиболее незащищенных граждан, таких как молодые семьи, многодетные семьи, малоимущие семьи для поддержания их материального благосостояния, и при этом установлена довольно жесткая система условий выдачи данных кредитов, чтобы обеспечить данными кредитами действительно нуждающихся и заинтересованных в этом лиц, т.к. компенсация банкам пониженной ставки для кредитов составляет довольно крупные цифры.

Из этого можно вынести, что проведение политики льготного кредитования является необходимой и неотъемлемой частью проведения денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Следовательно данная тема является более чем актуальной, а также представляет интерес для изучения.

Цель данной курсовой работы — исследовать сущность кредиты и займы">льготных кредитов, предоставляемых физическим лицам.

Задачи данной курсовой работы:

1. Изучить необходимость льготного кредитования.

2. Изучить основания и механизмы льготного кредитования физических лиц.

3. Проанализировать сложившуюся ситуацию в данной сфере.

4. Раскрыть этапы процедуры льготного кредитования.

5. Произвести анализ процедуры льготного кредитования на примере ОАО «АСБ «Беларусбанк».

6. Рассмотреть перспективы развития льготного кредитования физических лиц в Республике Беларусь.

Объектом изучения данной курсовой работы является банковская система Республики Беларусь, предметом — льготное кредитование физических лиц.

В качестве источников были использованы нормативные правовые документы Национального банка Республики Беларусь, локальные нормативные документы ОАО «АСБ «Беларусбанк», материалы отечественных авторов, публикации периодической печати, а также данные официальных интернет-сайтов.

1. Теоретические основы льготного кредитования физических лиц

1.1 Социальная обусловленность и необходимость льготного кредитования физических лиц

32 стр., 15684 слов

Кредитование малого бизнеса в Республике Казахстан

... в финансировании и кредитовании субъектов малого бизнеса. Решение проблем эффективного кредитования важно как для отдельно взятых банка и предпринимателя, так и для экономики всей страны. Цель дипломной работы состоит в анализе организации кредитования малого бизнеса в Казахстане банками второго уровня Республики Казахстан и ...

Льготный кредит — это государственная целевая кредитная программа. С ее помощью финансируется реализация тех или иных экономических и социальных программ, производится поддержка граждан, семей, предприятий, а иногда и целых отраслей. И конечно, любой льготный кредит — целевой, это означает, что его использование строго связано с выполнением тех или иных целей.

Мировая финансовая практика знает немало примеров, когда долгосрочные кредиты выдаются на льготных условиях. Это может быть вызвано политическими или какими-либо другими соображениями.

Основополагающим принципом льготного кредитования является предоставление кредита по ставке, значительно ниже общепринятой на данный момент. В результате предоставления подобной льготы заемщик фактически получает субсидию. Кредитор же теряет определенную сумму в результате этой сделки. Эта добровольно упущенная выгода кредитора, вызванная применением более низкой процентной ставки, чем принятая в данный момент на рынке капиталов, называется грант-элементом. Грант-элемент может быть подсчитан в виде абсолютной или относительной величины. Сумма потерянной выгоды компенсируется государством в лице Министерства финансов. Для развития системы льготного кредитования необходимы мотивы для проведения подобной политики, а также довольно устойчивое финансовое положение страны. Важным является определение направлений развития в ближайшем будущем.

Республика Беларусь в своей социально — экономической политике на предстоящее пятилетие исходит из преемственности целей и приоритетов, которые были сформулированы и реализовывались в предыдущие годы. Национальная модель социально ориентированной экономики хорошо зарекомендовала себя на протяжении последних 15 лет и в основном будет сохранена в перспективе.

Вместе с тем для динамичного развития требуется более активное совершенствование и модернизация действующих организационно — экономических механизмов, экономических институтов и экономической политики, которые позволят повысить эффективность, устойчивость и конкурентоспособность существующей модели развития Республики Беларусь.

В предстоящей пятилетке предусматривается повысить уровень обеспеченности населения жильем, уменьшить количество граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий [16].

Доступность жилья для большинства граждан будет обеспечена за счет роста доходов населения и развития форм долгосрочного кредитования жилищного строительства на привлекательных условиях.

Среди важных задач, требующих первоочередного решения, — повышение качества жилья и жилищно — коммунальных услуг. Поэтому в настоящее время ощутимую долю льготных кредитов, выдаваемых гражданам составляют кредиты, связанные с развитием жилищной сферы.

Исходя из этого определяются базовые принципы ее развития, а именно:

1. расширение жилищного строительства за счет всех источников финансирования в соответствии с европейскими стандартами качества жилья;

2. увеличение объемов строительства жилья для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сокращение сроков пребывания на учете нуждающихся, а также строительство жилых помещений социального пользования для отселения граждан, проживающих в аварийных и ветхих домах;

3. внедрение форм долгосрочного кредитования граждан для жилищного строительства на льготных условиях (системы жилищных строительных сбережений, ипотечного кредитования и других форм).

14 стр., 6566 слов

Небанковские кредитно-финансовые организации и перспективы их ...

... политики. Целью исследования в сфере деятельности небанковских кредитно-финансовых организаций является сопоставление развития небанковских институтов развитых стран с их развитием в Республике Беларусь. Наиболее стабильное положение ... и статистических изданий, данные, содержащиеся в Интернете. При наличии в стране разных финансовых посредников граждане с относительно небольшими сбережениями могут ...

Также в связи с мировым финансовым кризисом белорусские предприятия столкнулись с проблемами реализации своих товаров как на мировых рынках так и на отечественных. Предприятия в свою очередь продолжали свою работу, а готовая продукция по большей части оставалась на складах. В связи с данными событиями был издан указ Президента Республики Беларусь №371, а 12 марта подписан Указ №152 [8].

В соответствии с данным документом предоставляется право всем гражданам получать льготные кредиты в белорусских рублях на потребительские нужды для приобретения в торговых организациях товаров производства Республики Беларусь по перечню, утверждаемому постановлением Совета Министров Республики Беларусь №1010 [5].

В соответствии с указом Президента Республики Беларусь от 6 июля 2009 года №371 такое право ранее было предоставлено только малообеспеченным гражданам [8].

Таким образом, данная мера с одной стороны позволила изменить тенденцию к накоплению готовой продукции на складах, а с другой стороны, сделала доступнее эту продукцию для населения. Следовательно, инструмент льготного кредитования физических лиц является важным инструментом в регулировании макроэкономических процессов в экономике и инструментом реализации в социально-экономической сфере страны.

Однако, не стоит судить о кредитовании по заниженной процентной ставке, как об исключительно положительном явлении. Как и любые другие экономические меры, льготное кредитование имеет свои минусы. В первую очередь они проявляются в ответственности государства перед банками за потерю части их прибыли. Другая трудность состоит в том, что льготные условия заставляют расти спрос на кредитные ресурсы [1].

Исходя из вышеописанного, можно сделать вывод, что необходим серьезный контроль со стороны государства в регулировании объемов льготного кредитования.

1.2 Льготное кредитование физических лиц

1.2.1 Льготное кредитование в жилищной сфере

Право на получение льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений предоставляется:

1. военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава Следственного комитета, органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям (далее — военнослужащие), проходящим военную службу, службу в Следственном комитете, органах внутренних дел, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям (далее — военная служба), гражданам, уволенным с военной службы по возрасту, состоянию здоровья, сокращению штатов и состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;

2. гражданам, имеющим в соответствии с законодательными актами право на внеочередное получение жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда;

3. совершеннолетним членам семьи умершего (объявленного умершим, признанного судом безвестно отсутствующим) нанимателя служебного жилого помещения государственного жилищного фонда — в течение срока действия заключенного в соответствии с законодательными актами договора найма служебного жилого помещения государственного жилищного фонда;

19 стр., 9124 слов

Структура денежно-кредитной системы Республики Беларусь

... Достигается это, прежде всего, регулированием кредитных операций и проведением экономически обоснованной денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная система Республики Беларусь является системой открытого рыночного типа. Денежно-кредитное регулирование ... «Белагропромбанк» 132 132 128 117 108 87 Зарегистрированный уставный фонд действующих банков, млрд. руб. 2161,2 2941,5 3738,0 4521,5 8678,6 9555,8 ...

4. малообеспеченным гражданам Республики Беларусь, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (за исключением граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий по дополнительным основаниям, предусмотренным организациями в коллективных договорах), из числа:

4.1 многодетных семей;

4.2 граждан, в составе семей которых имеются дети-инвалиды, а также инвалиды с детства I и II группы;

4.3 граждан, заболевших и перенесших лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, инвалидов, в отношении которых установлена причинная связь увечья или заболевания, приведших к инвалидности, с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями;

4.4 ветеранов боевых действий на территории других государств;

4.5 граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания;

4.6 граждан, которым были назначены стипендии Президента Республики Беларусь;

4.7 граждан, проживающих не менее 10 лет в общежитиях, в жилых помещениях государственного жилищного фонда по договорам поднайма жилого помещения, в жилых помещениях частного жилищного фонда по договорам найма жилого помещения, у которых, включая совместно проживающих членов семьи и отдельно проживающих супругов, не имеется в собственности жилых помещений (общей площади жилых помещений, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилые помещения), в том числе расположенных в иных населенных пунктах Республики Беларусь;

4.8 судей и прокурорских работников;

4.9 молодых семей, имеющих двоих несовершеннолетних детей на дату утверждения списков на получение льготных кредитов.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, пользуются правом на получение льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законами и международными договорами Республики Беларусь.

Внеочередное право на получение льготных кредитов имеют:

1. многодетные семьи;

2. граждане, в составе семей которых имеются дети-инвалиды, а также инвалиды с детства I и II группы;

3. граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, инвалиды, в отношении которых установлена причинная связь увечья или заболевания, приведших к инвалидности, с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями;

4.граждане, проживающие в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания;

5. проживающие не менее 10 лет в общежитиях, в жилых помещениях государственного жилищного фонда по договорам поднайма жилого помещения, в жилых помещениях частного жилищного фонда по договорам найма жилого помещения, у которых не имеется в собственности жилых помещений.

6. совершеннолетние члены семьи умершего (объявленного умершим, признанного судом безвестно отсутствующим) нанимателя служебного жилого помещения государственного жилищного фонда — в течение срока действия заключенного в соответствии с законодательными актами договора найма служебного жилого помещения государственного жилищного фонда;

4 стр., 1546 слов

Льготные кредиты и займы

... формулы для W и w при условии, что долг и проценты погашаются в виде постоянных срочных выплат. Этого достаточно для анализа последствий выдачи льготных займов. Пусть займ выдан на «n» ... форме: выдача ссуды, продажа в кредит, помещение денег на депозитный счет, уче Под наращенной суммой ссуды понимают первоначальную сумму долга с начисленными процентами к концу срока. Наращенная ...

7. граждане, уволенные с военной службы по возрасту, состоянию здоровья, сокращению штатов, в том числе реализовавшие свое право на постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства в течение 6 месяцев со дня увольнения с военной службы;

8. совершеннолетние молодые граждане, являющиеся лауреатами специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов и специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи;

  • Льготные кредиты на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений предоставляются ОАО «АСБ «Беларусбанк».

Максимальный размер льготного кредита на строительство (реконструкцию) жилого помещения определяется по нормируемым размерам общей площади жилого помещения, но не превышающей единый предельный норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определяемый Советом Министров Республики Беларусь, и не должен превышать 90 процентов (для многодетных семей — 100 процентов) стоимости строительства (реконструкции) нормируемых размеров общей площади жилого помещения, принимаемой в расчет для определения размера льготного кредита.

Нормативы общей площади строящегося (реконструируемого) жилого помещения для определения величины льготного кредита устанавливаются в размере 20 кв. метров (в г. Минске — 15 кв. метров, а для многодетных семей — 20 кв. метров) на одного члена семьи (при строительстве для одного человека однокомнатной квартиры, одноквартирного жилого дома — 30 кв. метров), а для граждан, постоянно проживающих и работающих в сельских населенных пунктах и строящих (реконструирующих) в них одноквартирные или блокированные жилые дома, — 30 кв. метров (при строительстве для одного человека одноквартирного жилого дома или однокомнатной квартиры в блокированном жилом доме — 44 кв. метра).

Для Героев Беларуси, Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, полных кавалеров орденов Славы, Трудовой Славы, а также граждан, обладающих в соответствии с законодательством правом на дополнительную площадь жилого помещения по состоянию здоровья, указанные нормативы общей площади жилого помещения увеличиваются на 15 кв. метров на каждого члена семьи, имеющего право на дополнительную площадь жилого помещения по перечисленным основаниям.

Максимальный срок, на который предоставляются льготные кредиты, не должен превышать 20 лет (для многодетных семей — 40 лет).

При этом при предоставлении льготных кредитов на приобретение жилых помещений, строительство которых осуществлялось по государственному заказу в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 8 мая 2013 г. №215, указанный срок исчисляется со дня заключения кредитного договора на получение льготного кредита по государственному заказу заказчиком [9].

Проценты за пользование этими кредитами в течение срока их погашения устанавливаются в следующих размерах:

1. для многодетных семей — 1 процент годовых;

2. для граждан, постоянно проживающих и работающих в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек и в городах-спутниках, — в размере 10 процентов ставки рефинансирования Национального банка, действующей на дату утверждения списков на получение льготных кредитов, но не менее 3 процентов годовых;

44 стр., 21673 слов

Право собственности граждан на жилые помещения

... РФ праву собственности на жилые помещения посвящена глава 18, в которой закрепляются нормы, регулирующие право собственности и иные вещные права (права членов семьи собственника жилого помещения), дается понятие квартиры как объекта права собственности, указываются основные начала регламентации права собственности на объекты ...

3.для иных категорий граждан в размере 20 процентов ставки рефинансирования Национального банка, действующей на дату утверждения списков на получение льготных кредитов, но не менее 5 процентов годовых;

4. для молодых семей, имеющих двоих несовершеннолетних детей в размере 50 процентов ставки рефинансирования Национального банка, действующей на дату утверждения списков на получение льготных кредитов, но не менее 5 процентов годовых.

5. для остальных граждан в размере 5 процентов годовых;

  • Маржа открытого ОАО «АСБ «Беларусбанк» составляет 3 процента годовых.

В случаях трудоустройства или переселения кредитополучателей или их супругов, постоянно проживающих и работающих в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек или в городах-спутниках, в период выдачи льготного кредита и осуществления строительства (реконструкции) жилых помещений в населенные пункты, не относящиеся к городам-спутникам, или с численностью населения свыше 20 тыс. человек производится перерасчет размера процентов за пользование льготным кредитом.

Семьям, приобретшим статус многодетной семьи после заключения кредитного договора, срок, на который предоставляются льготные кредиты, увеличивается до 40 лет. Процентная ставка за пользование этими кредитами в течение срока их погашения устанавливается в размере 1 процента годовых исходя из суммы задолженности на дату представления документов в ОАО «АСБ «Беларусбанк». В случае утраты семьей такого статуса в процессе строительства либо в период погашения льготного кредита условия льготного кредитования не изменяются.

В стоимость строительства жилых помещений в сельских населенных пунктах, осуществляемого гражданами, постоянно в них проживающими и работающими, а также строительства жилых помещений в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек и в городах-спутниках, осуществляемого многодетными семьями, включается стоимость возведения предусмотренных проектом хозяйственных построек в размере до 20 процентов принимаемой в расчет для определения размера льготного кредита стоимости строительства (реконструкции) нормируемых размеров общей площади жилого помещения.

Льготные кредиты на строительство (реконструкцию) жилых помещений выделяются с учетом стоимости работ по изготовлению проектной документации.

При приобретении по договору купли-продажи не завершенных строительством жилых домов (квартир) и неэффективно используемых зданий и сооружений, находящихся в государственной собственности, для расчета размера льготного кредита, выделяемого на строительство (переоборудование в жилые помещения) указанных объектов, учитывается их стоимость на момент заключения соответствующего договора, а также остаточная стоимость строительства (переоборудования в жилые помещения) этих объектов.

При безвозмездной передаче данных объектов размер льготного кредита рассчитывается исходя из остаточной стоимости их строительства (переоборудования в жилые помещения) с учетом нормативов, предусмотренных для льготного кредитования.

Договоры купли-продажи или безвозмездной передачи застройщикам не завершенных строительством жилых домов (квартир) и неэффективно используемых зданий и сооружений с указанием их стоимости заключаются до открытия кредитной линии ОАО «АСБ «Беларусбанк».

8 стр., 3580 слов

Ипотека жилых помещений

... работы будет рассмотрение залога недвижимости, в частности залога жилых домов и квартир, как способа обеспечения исполнения обязательств. Глава I Понятие ипотеки. Основания возникновения ипотеки., Понятие ипотеки. Ипотекой, ... ущерба их назначению невозможно, в том числе здания сооружения, жилые и нежилые помещения, леса и многолетние насаждения, кондоминиумы, предприятия как имущественные комплексы, ...

Классификация задолженности и оценка кредитного риска по кредитам, выданным в соответствии с Указом Президента от 6 января 2012 г. №13 заказчикам, осуществляются независимо от способности должника исполнить свои обязательства, качества и достаточности обеспечения [12].

При переоформлении предоставленных льготных кредитов обязательства по их погашению и уплате процентов за пользование ими переходят на членов организаций застройщиков с даты выдачи льготных кредитов данным организациям на условиях, предусмотренных в Указе Президента от 6 января 2012 г. №13, пропорционально удельному весу суммы открытой гражданину кредитной линии в сумме открытых кредитных линий членам организации застройщиков [12].

В случае, если на дату окончания срока действия кредитного договора с заказчиком, заключенного в соответствии с частью первой настоящего подпункта, организация застройщиков сформирована не в полном составе либо имеются члены организации застройщиков, которые не заключили кредитные договоры на получение льготных кредитов с банком, непереоформленная часть льготного кредита подлежит возврату заказчиком в течение трех месяцев с уплатой повышенных процентов в размере ставки рефинансирования, увеличенной на маржу в размере 3 процентных пунктов, с даты получения льготного кредита заказчиком. При этом компенсация потерь банку из средств республиканского бюджета на непереоформленную часть льготного кредита не осуществляется.

Максимальный срок, в течение которого производится выдача льготного кредита на строительство (реконструкцию) одноквартирных, а также блокированных жилых домов, не должен превышать 3 лет со дня выдачи первой части кредита.

При наличии уважительных причин (материальное положение кредитополучателя, болезнь, отсутствие в Республике Беларусь или иная уважительная причина), в течение которого производится выдача льготного кредита, может быть продлен ОАО «АСБ «Беларусбанк» не более чем на два года по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами, принявшими решение о включении гражданина в списки на получение льготного кредита. Право на продление указанного в части первой настоящего подпункта максимального срока, в течение которого производится выдача льготного кредита, может быть реализовано кредитополучателем только один раз;

  • Погашение задолженности по льготным кредитам и выплата процентов за пользование ими осуществляются гражданами равными долями в течение всего периода погашения кредитов.

Семьям, в которых один из родителей после рождения второго и последующих детей является получателем пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, на период получения данного пособия предоставляется отсрочка в погашении задолженности по кредиту (включая проценты за пользование кредитом), предоставленному на строительство (реконструкцию) или приобретение жилого помещения.

Строящиеся (реконструируемые, приобретаемые), а также построенные (реконструированные, приобретенные) жилые помещения находятся в залоге (ипотеке) у ОАО «АСБ «Беларусбанк». При этом:

1. право залога возникает у ОАО «АСБ «Беларусбанк» с момента заключения соответствующего кредитного договора и прекращается в случае прекращения кредитного обязательства, гибели заложенного жилого помещения или обращения на него взыскания залогодержателем в порядке, установленном законодательством;

18 стр., 8760 слов

Кредитная система Республики Беларусь

... и структуру кредитной системы показать особенности развития кредитной системы в рыночных условиях; охарактеризовать кредитную систему Республики Беларусь, ее состояние, проблемы и перспективы развития. Курсовая работа основывается на ... агентов, а затем предоставляют их на различных условиях в пользование другим экономическим субъектам. В современных условиях существует множество разнообразных ...

2. залог (ипотека) здания (сооружения) осуществляется без залога (ипотеки) земельного участка, на котором оно находится;

3. требования других залогодержателей жилых помещений, построенных (реконструированных, приобретенных) с привлечением льготных кредитов, удовлетворяются из стоимости этих жилых помещений после удовлетворения требований ОАО «АСБ «Беларусбанк» по соответствующим кредитным договорам;

4. залог (ипотека) указанных жилых помещений производится по правилам, определенным законодательством.

Компенсация потерь ОАО «АСБ «Беларусбанк», связанных с предоставлением льготных кредитов гражданам, а также организациям застройщиков и заказчикам за счет собственных средств названного акционерного общества, осуществляется из средств республиканского бюджета ежемесячно в течение всего срока, на который данные кредиты предоставлены [11].

1.2.2 Льготное потребительское кредитование

С целью стимулирования спроса на товары белорусских предприятий в условиях уменьшения сбыта, связанного с общей стагнацией в мировой экономике, 6 июля 2009 г. Президентом Республики Беларусь был принят Указ №371 «О льготном потребительском кредитовании». В соответствии с п. 1 Указа №371 четырем системообразующим банкам, в числе которых ОАО «АСБ Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк», ОАО «Белинвестбанк», ОАО «Белпромстройбанк» предлагается предоставлять малообеспеченным гражданам льготные кредиты на потребительские нужды [8].

Условия предоставления льготных кредитов следующие:

  • срок пользования льготным потребительским кредитом — до трех лет;
  • плата за пользование льготным кредитом — 10% годовых;
  • кредиты предоставляются в безналичном порядке путем перечисления банками денежных средств на текущие счета торговых организаций в оплату расчетных документов, представленных кредитополучателем.

За 2009 год банками было выдано льготных потребительских кредитов на сумму Br15,3 млрд., за 2010 год — Br77,3 млрд. По состоянию на 21 января 2011 года коммерческими банками заключено 18 017 договоров на открытие кредитных линий по льготному потребительскому кредитованию на общую сумму Br94,2 млрд., выдано кредитов на Br93 млрд. [17].

Получить такой кредит могут граждане, совокупный доход на каждого члена семьи которых не превышает трехкратного среднемесячного среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из четырех человек, установленного на дату заключения кредитного договора.

В составе семьи кредитополучателя при расчете среднемесячного совокупного дохода на каждого члена семьи учитываются: супруг (супруга), их несовершеннолетние дети, независимо от места проживания (регистрации), а также другие близкие родственники, проживающие совместно с ним.

Также банки запрашивают информацию о потенциальном кредитополучателе из бюро кредитных историй Национального банка Беларуси.

Решение о выдаче льготного кредита или об отказе в его выдаче принимается учреждением банка в установленном порядке в течение 10 рабочих дней с даты регистрации заявления — анкеты кредитополучателя.

13 стр., 6176 слов

Потребительское кредитование в Республике Беларусь (на примере ...

... потребительского кредитования в Республике Беларусь. Целью дипломной работы является определение основных путей развития и совершенствования потребительского кредитования в Республике Беларусь на основе анализа организации потребительского ... На поверхности, представляя собой кредитную сделку между кредитором и кредитополучателем, кредит менял свою сущность вместе со сменой экономического базиса. С ...

В настоящий момент перечень товаров, для приобретения которых гражданам предоставляются льготные кредиты, расширен до 55 наименований за счет включения в него трех товарных позиций — «лесоматериалы круглые», «паркет» и «теплоизоляционные материалы». Кроме того, в перечень дополнительно включены более 150 организаций-изготовителей мебели, блоков дверных и оконных, железобетонных и бетонных изделий, пиломатериалов и других товаров [7].

1.2.3 Льготное кредитование на получение первого высшего платного обучения

Не секрет, что в Республике Беларусь существует платное образование в высших учебных заведениях. И зачастую оплата является довольно ощутимой ношей для семейного бюджета. В связи с этим в целях материальной поддержки граждан Республики Беларусь, получающих первое высшее образование в высших учебных заведениях государственной собственности, высших учебных заведениях потребительской кооперации и высших учебных заведениях Федерации профсоюзов Беларуси на платной основе, законодательством Республики Беларусь установлено, что граждане, получающие образование на дневной форме обучения, имеют право на получение кредита на льготных условиях для оплаты обучения.

Льготный кредит предоставляется обучающимся на платной основе, по местонахождению учреждения высшего образования либо родителям, либо иным законным представителям по месту их постоянной регистрации при наличии постоянного источника дохода, если их средний совокупный доход на члена семьи за год, предшествующий месяцу подачи документов для получения кредита не превышает 350 процентов утвержденного бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на дату подачи документов для получения кредита.

Кредит предоставляется частями в течение всего периода обучения в пределах открытой кредитной линии с уплатой процентов за пользование кредитом в размере 50 процентов ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь.

Максимальный размер каждой части кредита определяется ежегодно и не может превышать 70% стоимости обучения за учебный год.

Возврат кредита начинается со следующего месяца после окончания учреждения высшего образования и осуществляется в срок до 5 лет, погашение процентов — со следующего месяца после получения кредита равномерными взносами в течение всего периода пользования кредитом.

При отчислении студента из учреждения высшего образования кредитополучатель обязан возвратить кредит в течение года со дня отчисления (без установления графика ежемесячного внесения платежей) с уплатой процентов за пользование им в размере ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь за весь период пользования кредитом (при этом сумма недоплаченных процентов за период фактического пользования кредитом вносится единовременно в месяце, следующем за месяцем установления факта отчисления студента).

При предоставлении студенту отпуска, либо переводе его с платного обучения на обучение за счет средств республиканского бюджета (отчислений организаций потребительской кооперации), либо на вечернюю или заочную форму получения образования кредитополучатель возвращает банку полученный кредит в течение пяти лет, начиная со следующего месяца после окончания учреждения высшего образования, с уплатой процентов за пользование им в размере 50 процентов ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь.

После окончания кредитополучателем в десятидневный срок в банк представляется копия диплома об окончании учреждения высшего образования (лицами, не завершившими освоение содержания образовательных программ высшего образования, — справка об обучении) [19].

2. Анализ применения льготного кредитования на примере ОАО «АСБ «Беларусбанк»

2.1 Этапы процедуры льготного кредитования физических лиц

Чтобы говорить о возможности получения льготного кредита на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья на 20 (40) лет под 5% (1%) годовых на жилищное строительство, в первую очередь, необходимо являться нуждающимся в улучшении жилищных условий. Соответствующая категория граждан формируется по месту постоянной прописки в соответствующем местном исполнительном и распорядительном органе (исполкоме, сельсовете и др.), либо по месту работы в порядке очередности.

Существует широкий перечень оснований для включения в данную категорию, а также причины для отказа.

Основными же причинами постановки на учет являются отсутствие жилой недвижимости в собственности гражданина (семьи), либо обеспеченность собственным жильем менее 15 кв.м. общей площади на одного человека.

Если доходы гражданина не превышают установленного норматива, гражданин включается в списки для строительства квартиры в конкретном доме, после чего данные списки передаются в банк для рассмотрения вопроса о предоставлении льготного кредита.

После того, как списки поступили в банк, необходимо сформировать необходимый пакет документов для получения кредита. Одним из этапов данного процесса будет подтверждение своей нуждаемости при получении кредита и после окончания строительства.

Документы для кредита не представляют собой столь обширного перечня, нежели обращение на общих основаниях. И предоставление кредита (рассмотрение и выдача) занимает также меньше времени.

Рассмотрение кредитного проекта осуществляется на основе официально представляемых в банк документов. Неустойчивость экономической ситуации, инфляция требуют от банка осторожности и опыта оценки кредитоспособности клиента. Аналитическая часть этого этапа представляет собой чрезвычайно ответственную задачу.

На этапе оформления кредитной документации работники банка оформляют кредитный договор, выписывают распоряжения о выдаче кредита, заводят кредитное дело на клиента.

На этапе использования кредита, осуществляется наблюдение за кредитными операциями: соблюдением лимита кредитования, целевым использованием кредита, уплатой процентов за пользование кредитом, полнотой и своевременностью возврата кредита.

Следует сказать о том, что проценты по льготным кредитам, предоставленным физическим лицам, поступают в пользу банка — кредитора в размере и в порядке, предусмотренных кредитным договором. Проценты по кредиту начисляются банком на остаток задолженности по основному долгу, учитываемой на соответствующем счете на начало операционного дня [17].

При неисполнении (ненадлежащем исполнении) клиентом обязательств по уплате процентов в установленный договором срок просроченная задолженность по процентам в конце рабочего дня должна быть перенесена банком — кредитором на балансовые счета по учету просроченных процентов. В этом случае начисление процентов по размещенным денежным средствам на балансе банка — кредитора производится на указанных балансовых счетах до даты отнесения кредитной задолженности ко 2-й и выше группам риска.

Погашение задолженности по льготным кредитам и выплата процентов за пользование ими осуществляются гражданами равными долями в течение всего периода погашения кредитов. При этом момент начала погашения в каждом случае будет разным:

1. при приобретении жилых помещений он наступает со следующего месяца после выдачи кредита;

2. при строительстве (реконструкции) одноквартирных и блокированных жилых домов хозяйственным способом — со следующего месяца после сдачи дома в эксплуатацию, но не позднее 2 лет после начала кредитования. Для граждан постоянно проживающих и работающих в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек и в городах спутниках — со следующего месяца после сдачи дома в эксплуатацию, но не позднее 3 лет после начала кредитования;

3. при строительстве квартир в многоквартирных жилых домах, а также при строительстве одноквартирных и блокировоных жилых домов подрядным способом — со следующего месяца после ввода дома в эксплуатацию, а в случае сдачи дома в эксплуатацию (строительства квартир) без выполнения в полном объеме работ по внутренней отделке жилых помещений и установке в них встроенной мебели — через шесть месяцев после ввода дома в эксплуатацию.

Перевод долга по полученному льготному кредиту допускается лишь на члена семьи индивидуального кредитополучателя либо при наличии решения местного исполнительного и распорядительного органа или решения соответствующего республиканского органа государственного управления на лицо, состоящее на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющее в соответствии с законодательством право на получение льготного кредита на строительство (реконструкцию) или приобретение жилого помещения.

Обязанность по выплате задолженности по льготному кредиту и процентам за пользование им может быть возложена решением суда на супруга (супругу) индивидуального кредитополучателя, иных членов семьи, в том числе бывших, совместно улучшивших жилищные условия, претендующих на долю в построенном жилом помещении, либо в случае расторжения брака — на супруга (супругу) индивидуального кредитополучателя на основании брачного или иного договора (соглашения), заключенного в письменной форме в установленном порядке [13].

2.2 Документальное оформление льготных кредитов, предоставляемых физическим лицам

Основание для заключения кредитного договора на получение льготного кредита у граждан возникает после утверждения их в списках на получение льготных кредитов.

В качестве кредитополучателей могут выступать дееспособные физические лица — граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие и имеющие постоянный источник доходов в Республике Беларусь, либо работающие в филиале или представительстве юридического лица Республики Беларусь, находящемся за границей (учреждении Республики Беларусь за границей).

В качестве поручителей могут выступать дееспособные физические лица — граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие и имеющие постоянный источник доходов в Республике Беларусь, либо работающие в филиале или представительстве юридического лица Республики Беларусь, находящемся за границей (учреждении Республики Беларусь за границей).

Оформление кредита гражданам, получающим заработную плату (пенсию) в учреждениях банка возможно без предоставления справки о доходах.

Кредитный инспектор производит проверку предоставленных клиентом документов и сведений, указанных в документах и анкете; определяет платежеспособность клиента и максимально возможный размер кредита (Приложение 1).

При проверке сведений кредитный инспектор выясняет с помощью единой базы данных кредитную историю заемщика и размер задолженности по ранее полученным кредитам.

Кредитный инспектор составляет письменное заключение о целесообразности выдачи кредита (отказа в выдаче) и согласовывает с заемщиком условия предоставления кредита.

Заключение кредитного инспектора, заверенное руководителем банка, заключения других служб банка прилагаются к пакету документов заемщика.

Пакет документов со своим заключением, заверенным руководителем банка, кредитный инспектор направляет управляющему отделением для принятия решения о предоставлении (отказе в предоставлении).

Управляющий отделением делает надпись на заявлении клиента о принятом им решении с указанием даты и возвращает документы кредитному инспектору.

В остальных случаях кредитный инспектор готовит кредитную заявку в кредитный комитет отделения. Подготовка и рассмотрение вопроса на заседании комитета, а также оформление принятых решений осуществляются в соответствии с регламентом работы кредитного комитета.

Кредитный инспектор делает отметку о принятом управляющим или кредитным комитетом отделения или территориального банка, решении в журнале регистрации заявлений (с указанием даты и номера протокола) и сообщает об этом решении заемщику.

При принятии положительного решения кредитный инспектор вносит соответствующую информацию в единую базу данных индивидуальных заемщиков и приступает к оформлению документов. Одновременно с оформлением кредитного договора, графика погашения кредита и срочного обязательства кредитный инспектор оформляет также в зависимости от вида обеспечения: договор поручительства; залога; иные документы [13].

2.3 Оценка кредитоспособности физического лица

В системе ОАО «АСБ «Беларусбанк» оценка кредитоспособности физического лица производится в соответствии с Положением о предоставлении физическим лицам кредитов на условиях определенных ОАО «АСБ «Беларусбанк», утвержденным Протоколом заседания Правления ОАО «АСБ «Беларусбанк» 27.08.2012 г. №92.6 и вступившим в силу с 01.09.2012 [3].

Анализ кредитоспособности основан на расчете коэффициента платежеспособности, определяющего долю ежемесячных платежей по кредиту и процентам в сумме среднемесячных доходов за вычетом суммы среднемесячных расходов.

Для этого изучаются доходы и расходы заявителя и поручителей с целью оценки возможности своевременно и в полном объеме возвратить кредит и уплатить проценты за пользование им.

Среди доходов, как правило, учитываются: заработная плата, премии, единовременные вознаграждения, пенсии, стипендии, доходы по договорам гражданско — правового характера, доходы от предпринимательской деятельности, доходы по ценным бумагам, дивиденды и др.

К основным статьям расходов относятся: расходы по оплате коммунальных услуг за пользование жилой площадью, телефоном, размер оплаты за содержание детей в детских учреждениях, размер платежей по ранее полученным кредитам, в том числе полученным и в других банках, товарам, приобретенным в рассрочку, наличие просроченной задолженности при овердрафтном кредитовании с использованием дебетовой банковской пластиковой карточки.

Анализируются кредитная история заявителя и поручителей (положительная либо негативная).

Положительная кредитная история — отсутствие нарушений дисциплины погашения по ранее полученным кредитам в банках Республики Беларусь, отсутствие случаев выноса на счета по учету просроченной задолженности в течение последних 12 месяцев пользования кредитом, отсутствие просроченной задолженности по кредитам длительностью свыше 30 дней при овердрафтном кредитовании в банках Республики Беларусь.

Оценивается наличие задолженности по кредитам в других банках, количество заключенных договоров поручительства по ранее предоставленным кредитам. Изучаются взаимоотношения заявителя с банком (наличие вкладного (депозитного), текущего счета), возраст, семейное положение и состав семьи, стаж работы, в том числе по последнему месту работы, и другие обстоятельства, способные повлиять на своевременное исполнение обязательств по кредитным договорам.

Изучается кредитная история заявителя и супруги(а) заявителя. Информация о составе семьи заявителя и кредитах, предоставленных другими банками членам его семьи, не выступающим в качестве поручителей по кредиту, может быть получена из заявления — анкеты кредитополучателя либо других источников. Результаты данного изучения отражаются в заключении кредитного работника о возможности выдачи кредита.

Все виды доходов и расходов должны быть документально подтверждены. Для этого представляются справки о среднемесячном доходе за последние три месяца с места работы, квитанции об оплате коммунальных платежей, и т.п.

Кредиты не выдаются физическим лицам, у которых выплаты по исполнительным документам в сумме составляют 50 и более процентов чистого дохода. Также в обеспечение кредитов не принимаются поручительства физических лиц, у которых размер удержаний из заработной платы равен или превышает 50 процентов чистого дохода [12].

Размер кредита определяется исходя из платежеспособности кредитополучателя, при этом рассчитывается коэффициент платежеспособности (Кд), значение которого и является основой определения максимально возможной суммы кредита.

Коэффициент Кд показывает, какой удельный вес ежемесячные платежи по кредиту (основной долг и проценты) составляют в общем объеме чистого дохода кредитополучателя. Кредит предоставляется, если коэффициент Кд не превышает 0,5, т.е. клиент может получить кредит, если ежемесячные платежи по кредиту не превышают половину его среднемесячного чистого дохода.

Коэффициент Кд определяется по формуле:

, (1)

Кд — не более 0,5 ,

где П — платежи в погашение кредита и процентов за пользование кредитом, включая платежи по ранее полученным кредитам (открытым кредитным линиям), сроки исполнения обязательств по которым наступают в период пользования данным кредитом, р.;

  • Д — среднемесячный доход заявителя, р.;
  • Р — среднемесячные расходы, р.

При расчете Кд Кредитополучателей (поручителей), являющихся поручителями по ранее предоставленным кредитам, в том числе в других банках (независимо от факта включения в совокупный доход кредитополучателя), размер чистого дохода уменьшается:

1. при наличии обязательств по трем-пяти (включительно) договорам поручительства — на 10%;

2. при наличии обязательств по шести и более договорам поручительства — на 20%;

В данном случае Кд рассчитывается по формуле:

, (2)

Где ЧД=(Д-Р) — чистый доход кредитополучателя (поручителя).

Размер чистого дохода кредитополучателя (поручителя) не уменьшается, если кредитополучатель (поручитель) выступает в качестве поручителя не более двух раз.

При выдаче кредитов на строительство (реконструкцию) и приобретение жилых помещений, при недостаточной платежеспособности заявителя, по решению кредитного комитета, в его совокупный доход могут включаться доходы его поручителей (с их согласия) — близких родственников (членов семьи) заявителя (супруг (а), трудоспособные родители (дети), родные братья (сестры) обоих супругов, с тем, чтобы общий размер ежемесячных платежей по кредитам не превышал 50% чистого дохода кредитополучателя и поручителей.

При отсутствии у заявителя близких родственников (членов семьи) или недостаточной кредитоспособности членов семьи и близких родственников, выступающих поручителями по кредитному договору, а также в случаях, когда родственники (члены семьи) достигли общеустановленного пенсионного возраста или являются неработающими инвалидами 1,2,3 групп, по решению кредитного комитета в его совокупный доход могут включаться доходы иных родственников либо поручителей, не являющихся близкими родственниками (членами семьи) заявителя.

В соответствии с условиями договора, возможна уплата процентов путем внесения равномерных взносов в течение всего периода погашения кредита, для расчета ежемесячной суммы процентов применяется формула:

, (3)

где П — ежемесячный платеж по процентам за пользование кредитом, р.;

  • С — сумма кредита, р.;
  • ПС — процентная ставка по кредитному договору, %;
  • ПП — количество месяцев пользования кредитом;
  • ПМ — количество платежных месяцев.

Для определения ежемесячного платежа по кредиту полученную за весь период пользования кредитом сумму процентов необходимо разделить на количество платежных месяцев.

При последнем платеже по кредиту производится обязательный перерасчет процентов за пользование кредитом, исходя, из фактического времени пользования кредитом, и уплачивается разница в процентах, начисленных за фактическое время пользования кредитом, на сумму выданного кредита со дня его выдачи включительно по день, предшествующий дню погашения последнего платежа, и уплаченных кредитополучателем за время пользования кредитом.

Конечной целью определения коэффициента кредитоспособности физических лиц является обеспечение последними стабильных и своевременных платежей по кредиту и процентам за него.

Коэффициент платежеспособности кредитополучателя зависит не только от процентной ставки по кредиту, срока кредита, а также и от способа уплаты процентов по кредиту. Сумма платежа по процентам выше, когда они исчисляются за фактическое время пользования кредитом и ниже, когда они уплачиваются равными долями. При использовании способа погашения процентов по кредиту равными долями, увеличивается коэффициент платежеспособности кредитополучателя, соответственно кредитополучатель может получить кредит в больших размерах.

Оценка кредитоспособности кредитополучателя является самым главным процессом при выдаче кредита. В целях совершенствования данного процесса в современных условиях, при выдаче кредитов физическим лицам, в целях недопущения роста просроченной задолженности, на стадии рассмотрения пакета документов необходимо тщательно анализировать все факторы, характеризующие платежеспособность кредитополучателей, проводить дополнительную проверку сведений о наличии неисполненных кредитных договоров у членов семьи кредитополучателя, совокупности дополнительных факторов кредитоспособности кредитополучателей (наличие карт — счета, вкладного счета и т.д.), анализировать кредитную историю, семейное положение, состав семьи, место и стаж работы, продолжительность работы на последнем месте и другие обстоятельства, способные повлиять на своевременное исполнение обязательств. Применяемая в настоящее время методика расчета коэффициента платежеспособности, с учетом наличия у кредитополучателя поручительств позволяет проанализировать только доходы кредитополучателя и, как правило, только часть расходов, т.к. очень часто кредитополучатели, желая получить кредит в большем размере, занижают свои расходы, а именно искажают информацию о сумме уплачиваемых коммунальных платежей, платежей по полученным ранее кредитам, что не дает полной информации о клиенте, поэтому в современных условиях, ОАО «АСБ Беларусбанк» необходимо перейти на использование бальной системы оценки, как наиболее объективный и экономически обоснованный метод, либо разработать и внедрить свою новую совершенную и прогрессивную программу определения платежеспособности, позволяющую всесторонне изучить и оценить способность кредитополучателей своевременно и в полном объеме осуществлять платежи по полученным кредитам [13].

физический льготный кредитование беларусь

3. Перспективы развития льготного кредитования физических лиц в Республике

Председатель правления Национального банка Надежда Ермакова 18 сентября 2013 года в ходе конференции заявила, что наращивать льготное кредитование в 2014 году в Беларуси не планируется. «Нужно все-таки за кредиты платить, потому что кто-то бесплатно получает, а кто-то потом должен их отрабатывать. Поэтому каких-то льгот больше тех, которые установлены сейчас, не будет», — сказал она. Такие кредиты должны получать только граждане, которые действительно в них нуждаются и никаким другим способом не могут приобрести для себя жилье. Прежде всего, это инвалиды и многодетные семьи [2].

В ОАО «АСБ «Беларусбанк» заявили, что отныне будут придерживаться индивидуального подхода в кредитной политике относительно физических лиц. Подобное нововведение связано с рекомендациями Национального банка Республики Беларусь снизить кредитную нагрузку на граждан. В последние годы ОАО «АСБ «Беларусбанк» уже придерживался индивидуального подхода к каждому потенциальному кредитополучателю.

Существует серьезная необходимость совершенствования механизма финансирования жилищного строительства. В первую очередь предлагается развивать систему строительных сбережений. В настоящее время уже есть проекты определенных законодательных актов по льготному кредитованию жилищного строительства. Но в то же время стоит задача увеличить долю социального жилья. В ближайшей перспективе система жилищного финансирования, как и в настоящее время, будет находиться между плановой и рыночной.

По данным на 1 июля 2013 года банк выдал с начала 2013 года льготных жилищных кредитов на сумму 4 трлн. 364 млрд. рублей, что составляет 48% от утвержденного на год объема. В 2013 году планировалось выделить 9 трлн 94 млрд рублей льготных кредитных ресурсов. По состоянию на 16 июля 2013 года сумма выданных гражданам нельготных кредитов на строительство (реконструкцию) и приобретение жилья на условиях, определяемых банком, превысила утвержденный Советом министров годовой объем финансирования, составляющий 440 млрд. рублей.

Количество очередников на получение льготных кредитов на строительство жилья в Минской области сократилось примерно на 30%.

Для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, введено в эксплуатацию 2 461,6 тыс. квадратных метров общей площади, или 54% от общего объема введенного жилья. По сравнению с январем-ноябрем 2012 г. ввод в эксплуатацию жилья для этой категории граждан увеличился на 256,1 тыс. квадратных метров.

Из общего объема введенного жилья для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, построено: с использованием государственной поддержки — 2 175,5 тыс. квадратных метров, в многоквартирных жилых домах в городах — 1 658,3 тыс. квадратных метров.

В сельских населенных пунктах введено в эксплуатацию 1 211,7 тыс. квадратных метров общей площади жилья, или 26,6% от общего ввода по республике.

В соответствии с указом Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 г. №13 в регионе подлежали пересмотру списки на получение льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретении жилых помещений из свыше 18,4 тыс. граждан. Заключили кредитные договоры 14 тыс. 830 жителей, из них право на господдержку сохранилось у 10 тыс. 363 жителей. Из тех, кто не успел заключить кредитные договоры, но вступил в жилищно-строительный кооператив (таких 3 тыс. 595 человек), на льготное кредитование могут рассчитывать 1 тыс. 246 очередников [12].

По малым городам списки не претерпели сильных изменений. В соответствии с новыми нормами законодательства Республики Беларусь очередники, проживающие в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс., могут получить кредиты на строительство жилья под процентную ставку в размере 10% ставки рефинансирования. Что касается районных центров, крупных городов, то здесь ситуация хуже, поскольку многие ставшие на учет нуждающихся не подпадают под действие указа Президента Республики Беларусь №13. Тех очередников, которые подпадают под действие указа №13 и которые уже открыли кредитную линию, банки будут докредитовывать. Те же, кто не вписывается в документ, но уже успел открыть кредитную линию, будет строить жилье в пределах открытых кредитных линий [16].