Деятельность Банка России по финансовому оздоровлению кредитных организаций

Курсовая работа

Сложившаяся напряженная ситуация в экономике России постепенно охватила и банковскую систему, привела к увеличению числа кредитных институтов, допускающих нарушения в своей деятельности и имеющих неудовлетворительные экономические показатели.

Важное место в работе Банка России занимает деятельность, связанная с финансовым оздоровлением кредитных организаций.

Проблема финансового оздоровления кредитных организаций носит макроэкономический характер и связана прежде всего с проблемой создания оптимальной структуры банковской системы России, а именно: оптимальной структуры активов и пассивов кредитной организации, оптимального соотношения крупных, средних и мелких банков и т. д. Планы санации проблемных кредитных организаций имеют смысл только в том случае, когда собственники и кредиторы этих кредитных организаций готовы предоставить им реальную финансовую помощь. Именно для эффективного осуществления этих функций в Банке России был создан департамент по организации банковского санирования. Актуальность данной работы обусловлена: во-первых, значимостью для современной российской банковской системы вопросов финансового оздоровления кредитных организаций для восстановления их устойчивости; во-вторых, отсутствием комплексного исследования теоретических основ организации финансового оздоровления коммерческого банка как одной из стадий жизненного цикла кредитной организации и как подсистемы антикризисного управления, включающей в себя цели, функции и принципы, методы и средства управления; в-третьих, неразработанностью практических вопросов функционирования механизма финансового оздоровления коммерческого банка.

Целью данной работы является выработка конкретных рекомендаций по совершенствованию санации. В данной работе постараемся проанализировать аспекты деятельности Банка России в целях финансового оздоровления кредитных организаций.

В ходе написания курсовой работы практической основой послужили нормативные и публикуемые статистические документы БР, материалы периодической печати и опубликованные научные работы, перечень которых приводится в списке литературы.

Глава 1. Теоретические основы финансового оздоровления кредитных организаций

Впервые в официальном правовом поле термин «финансовое оздоровление» был применен в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Без определения понятия данного термина в статье закона финансовое оздоровление кредитной организации сразу разложено на меры.

14 стр., 6807 слов

Анализ деятельности кредитных организаций

... интеллектуального анализа данных для исследования заданной структуры данных для разработки принятия решений. В данной работе основной задачей является выявление различий между регионами России на основе показателей деятельности кредитных организаций приведенным ...

Несколько позднее совместным приказом Министерства экономики РФ и Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству РФ была утверждена Типовая структура программы финансового оздоровления неплатежеспособной организации.

Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», в частности, введена новая реабилитационная процедура – финансовое оздоровление.

Согласно ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» термин «финансовое оздоровление» рассматривается как процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Финансовое оздоровление (санация) является одной из важнейших мер по предупреждению банкротства кредитной организации.

Финансовое оздоровление представляет собой комплекс форм, моделей и методов приведения финансовых обязательств юридического лица в состояние, которое позволяет своевременно и в полном объеме исполнять денежные обязательства и платежи, обеспечивать надлежащий оборот потоков финансовых ресурсов, исключающий их дисбаланс и проявление признаков неплатежеспособности.

Финансовое оздоровление кредитной организации направлено на восстановление собственного капитала кредитной организации до величины, при которой будут выполняться обязательные экономические нормативы, и возврат кредитной организации к нормальной устойчивой работе. Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» указывает на 3 как бы равноправные меры, которые должны предупреждать банкротство банка: финансовое оздоровление банка; назначение в банк временной администрации; реорганизацию банка (в отличие от ст. 26 Закона «О несостоятельности (банкротстве)», которая в качестве меры предупреждения банкротства организации рассматривает только ее финансовое оздоровление).

Соответственно данному недифференцированному подходу критерии (основания), при наличии которых банк будет считаться нуждающимся в финансовом оздоровлении (санации), в принципе те же, что и в случаях, когда в него может быть направлена временная администрация или когда ему может быть предъявлено требование о реорганизации, и также противоречивы. Практически это означает, что при наличии одних и тех же оснований Банк России по собственному усмотрению будет решать, какую из трех указанных мер применить к банку, нуждающемуся, с его точки зрения, в повышенном внимании.

Содержание финансового оздоровления.

  • оказание финансовой помощи банку его учредителями (участниками) и иными лицами;
  • изменение структуры активов и пассивов банка;
  • изменение организационной структуры банка;
  • иные меры, осуществляемые в соответствии с законами.

Финансовая помощь

-размещения денег на депозите в банке на срок не менее 6 месяцев и под умеренные проценты (по ставке, не превышающей процентной ставки рефинансирования Банка России);

  • предоставления банку поручительств (гарантий) по кредитам, которые он берет;
  • предоставления банку отсрочки и/или рассрочки платежа;
  • перевода долга банка (с согласия его кредиторов);

-отказа от распределения прибыли банка в качестве дивидендов и направления ее на финансовое оздоровление банка;

25 стр., 12106 слов

Анализ динамики структуры активов и пассивов коммерческого банка

... правила предоставления финансовой отчетности, описываются осуществляемые банком операции, а также функциональные особенности различных отделов банка. Вторая глава содержит анализ динамики структуры активов и пассивов коммерческого банка, а также изменения величины и структуры доходов, расходов и прибыли. ...

  • дополнительного взноса в уставный капитал банка;
  • прощения банку его долга;

-новации, а также в иных формах, способствующих устранению причин, вызвавших необходимость финансового оздоровления банка.

Изменение структуры активов

  • улучшение качества его кредитного портфеля, включая замену неликвидных активов ликвидными;

-приведение структуры активов по срочности в соответствие со сроками обязательств, обеспечивающее их исполнение;

  • сокращение расходов, в том числе на обслуживание долга банка, и расходов на его управление;

-продажу активов, не приносящих дохода, а также активов, продажа которых не будет препятствовать выполнению банковских операций;

  • иные меры, направленные на изменение структуры активов.

Изменение структуры пассивов

  • увеличение собственного капитала;

-снижение размера и/или удельного веса текущих и краткосрочных обязательств в общей структуре пассивов;

  • увеличение удельного веса средне- и долгосрочных обязательств в общей структуре пассивов;
  • иные меры.

В соответствии с Законом банк обязан уменьшить свой уставный капитал до размера собственного капитала, если последний оказался меньше уставного капитала.

Изменение организационной структуры банка может проводиться:

  • путем изменения состава и численности сотрудников;
  • путем изменения структуры, сокращения и ликвидации обособленных и иных структурных подразделений;
  • иными способами.

Требование о санировании банка и его предъявление.

Соответствующие процедуры подробно прописаны в Инструкции Банка России № 126-И «О порядке регулирования отношений, связанных с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций». Выделим их основные моменты.

Исходные положения.

1. Банк, его учредители (участники) обязаны по собственной инициативе принять необходимые и своевременные меры для его финансового оздоровления при возникновении хотя бы одного из оснований для подобных действий, предусмотренных в Законе «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». В случае возникновения указанных оснований территориальное учреждение Банка России со своей стороны вправе потребовать от банка приступить к проведению мер, направленных на его оздоровление; оно будет и контролировать реализацию таких мер.

2. Указанная инициатива банка в соответствии со Законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» должна выразиться в первую очередь в том, что руководитель исполнительного органа банка в течение 10 дней с момента возникновения оснований для этого должен обратиться в высшие органы управления банка с ходатайством об осуществлении мер, необходимых для санации банка, одновременно рекомендовав соответствующие меры, способы и сроки их проведения, в течение 3 дней проинформировать о направлении ходатайства территориальное учреждение Банка России, а указанные органы управления банка должны в течение 10 дней принять соответствующее решение и в течение 3 дней проинформировать о нем территориальное учреждение Банка России по установленной форме. Если учредители (участники) отказались принять участие в финансовом оздоровлении банка либо не приняли соответствующего решения в установленный срок, то руководитель исполнительного органа банка обязан обратиться со своим ходатайством в территориальное учреждение Банка России. (Форма ходатайства Приложение 1)

3 стр., 1313 слов

Современная кредитная система России, ее структура и перспективы развития

... — С.10-12. 36.Волчкова М.Н. Система рефинансирования Банка России: Формирование, структура и направления развития. // Банковские услуги. — 2008, №5. — С.4-18. 37.Гамза В.А. О системе обеспечения ликвидности и рефинансирование кредитных организаций России. // Банковское дело. — 2008, ...

3. Не позднее 20 дней с момента принятия органами управления банка решения о финансовом оздоровлении банк в соответствии со ст. 13 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» обязан разработать план санации и представить его в территориальное учреждение Банка России. Последнее должно установить контроль за самостоятельным проведением банком санационных мероприятий.

Требование Банка России о принудительном финансовом оздоровлении банка.

1. При наличии хотя бы одного из ранее указанных достаточных оснований территориальное учреждение Банка России вправе направить в банк требование об осуществлении оздоровительных мер, если:

-извещение о самостоятельном принятии банком мер, направленных на финансовое оздоровление, которое ему необходимо, не направлено в Банк России в установленные сроки;

  • в Банк России пришло указанное выше ходатайство руководителя банка;

-в Банк России поступили заявления лиц, указанных в подпунктах 2, 4, 5 п.1 ст. 35 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (т.е. заявления об отзыве у банка лицензии и признании его банкротом), если банк действительно нуждается в санировании.

2. Требование к банку о необходимости его финансового оздоровления составляет территориальное учреждение Банка России по примерной форме (Приложение 2).

3. В случае получения такого требования руководитель исполнительного органа банка должен в срок не позднее 5 дней обратиться к высшим органам управления банка с соответствующим ходатайством, одновременно рекомендовав конкретные меры финансового оздоровления банка, способы и сроки их выполнения, а также в течение 3 дней с момента представления ходатайства направить в территориальное учреждение Банка России извещение об этом.

Названные органы управления банка, получив указанное ходатайство, должны в срок не позднее 10 дней принять по нему решение и в течение еще не более 3 дней направить в территориальное учреждение Банка России извещение по установленной форме.

4. В срок не позднее 30 дней с момента получения указанного требования Банка России банк обязан разработать план своего финансового оздоровления и представить его в территориальное учреждение Банка России, а последнее — установить контроль за исполнением банком предъявленного ему требования.

7 стр., 3104 слов

Центральный банк Российской Федерации и его функции

... задачами Банка России являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно-кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, ... всех налогов, пошлин, сборов и других платежей на территории РФ. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства, ...