Особенности налогообложения банков

Курсовая работа

Правовое регулирование налогообложения банков выделяется в самостоятельный институт налогового и банковского права. Банки, превратившись в новых экономических условиях в основные структурные звенья финансово — промышленных групп, транснациональных корпораций, государственных и негосударственных финансово — инвестиционных консорциумов, ассоциаций экономического взаимодействия, банковских холдингов и других финансово — промышленных конгломератов, стали владельцами, пользователями и распорядителями крупных доходов и соответственно крупнейшими налогоплательщиками.

Однако налогообложение банков имеет свои отличительные черты, которые связаны со спецификой банковской работы. Эти особенности отражаются на таких элементах процесса налогообложения, как исчисление налогооблагаемой базы по ряду налогов, освобождение от косвенного налогообложения значительного перечня операций и услуг, предоставление льгот, формирование доходов и расходов.

В современных условиях хозяйствования вопрос о совершенствовании налогообложения российских банков приобретает особое значение. Их кризисное положение, с одной стороны, и необходимость расширения инвестиций в экономику, с другой стороны, превращают ее в один из наиболее актуальных теоретических и практических вопросов национальной экономики. При этом особую актуальность приобретает вопрос надежности банков и это не только атрибут современной политики их выживания, но и стратегия развития организаций.

Постоянные изменения налогового законодательства, а также формирование нового финансового, гражданского, административного, уголовного, процессуального законодательств внесли существенные коррективы в систему налоговых правоотношений, возникающих в связи с налогообложением банков.

Актуальность темы курсовой работы. Эта тема логично вписывается в общероссийскую дискуссию о проблемах совершенствования налоговой политики в России, формирования национальной налоговой системы. Не случайно в специальной литературе последних лет прослеживается четкая идея: налоговая реформа в России без опоры на банки не возможна, как и интеграция страны в мировое хозяйство. Вместе с тем налогообложение банков представляет собой одну из наиболее интересных тем в контексте развития интеграционных процессов в банковском бизнесе.

Недостаточная теоретическая и практическая разработка данного вопроса и непрерывные изменения в области законодательства так же подчеркивают актуальность выбранной темы курсовой работы.

9 стр., 4142 слов

Курсовая работа кредитование в россии

... свою деятельность на предоставлении долгосрочных кредитов и финансировании капиталовложений в различных отраслях хозяйства, кроем сельского хозяйства. Банк для внешней торговли занимался кредитованием внешней ... данной работы является исследование кредитной системы Российской Федерации. Задачи: дать понятие кредитной системы, рассмотреть этапы исторического развития кредитной системы в России, ...

Цель курсовой работы заключается в подробном рассмотрении теоретических и практических вопросов регулирования налогообложения банков, а так же разработка основных направлений совершенствований налогообложения в банковской сфере.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить нормативно- правовое регулирование налогообложения банков;
  • рассмотреть элементы, принципы и процесс налогообложения банков;
  • определить систему налогов уплачиваемых банками;
  • провести анализ основных налогов, уплачиваемых банками;
  • исследовать оптимизацию системы налогообложения;
  • Объектом исследования является совокупность экономических и правовых отношений, складывающихся в процессе налогообложения банков.

Предметом изучения является совокупность законодательных норм регулирующих процесс налогообложения в банках.

Практическая значимость заключается в том, что рассмотрение данной темы дает возможность использования полученных теоретических знаний и предложенных путей совершенствования налогообложения банков на практике.

Методологическую основу данного исследования составляет диалектический метод научного познания объективной действительности. При проведении исследования применялись такие частные и специальные методы, как методы статистического, логического, формально-юридического, функционального, сравнительно-правового и системно-структурного анализа.

Теоретическая основа. При написании данной курсовой работы были использованы такие источники как: нормативно-законодательная база, специализированные учебники, практическая и научная литература, периодические издания, а так же информация предоставленная Интернет-сайтами.

Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Теоретические основы налогообложения в банковской сфере

1.1 Нормативно-правовое регулирование и процесс налогообложения банков

В соответствии с законодательством банки являются юридическими лицами. Поэтому при налогообложении к ним применяются установленные законодательством РФ о налогах и сборах общие правила налогообложения юридических лиц.

В отдельных случаях налоговым законодательством для банков учтены особенности, осуществляемой ими предпринимательской деятельности по оказанию клиентам банковских услуг.

Правовой основой налогообложения банков являются нормы налогового законодательства России, определяемые:

  • Конституцией РФ;
  • нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;
  • специальным налоговым законодательством РФ, которое, в свою очередь, включает следующие элементы;

1. Федеральное законодательство о налогах и сборах, включающее: Налоговый кодекс РФ; иные федеральные законы о налогах и сборах.

2. Региональное законодательство о налогах и сборах, в том числе: законы субъектов РФ; иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами субъектов РФ.

31 стр., 15067 слов

Налоги и дотации и их роль в регулировании рыночной экономики

... налогообложения и дотаций, а также разработка предложений по совершенствованию налоговой политики и налогового механизма. 1 Налоговая система как элемент государственного регулирования 1.1 Виды налогов и их функции Экономическая сущность налогов проявляется через их ... но и регулирующей роли налогов. По мере развития системы налогообложения изменялся принцип классификации налогов, появлялись ...

3. Нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления.

4. Общее налоговое законодательство (иные федеральные законы, содержащие нормы налогового права).

5. Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам.

6. Акты органов общей компетенции, в том числе: указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; подзаконные нормативные акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ; подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам, принятые исполнительными органами местного самоуправления.

7. Акты органов специальной компетенции, в том числе ведомственные подзаконные нормативные акты по вопросам, связанные с налогообложением и сборам органов специальной компетенции, издание которых прямо предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

8. Решения Конституционного Суда РФ [17].

Банки как субъекты налогового права являются плательщиками налогов и несут ответственность за выполнение налоговых обязательств в соответствии с единым для всех сфер деятельности налоговым законодательством.

С 2009 года были внесены некоторые изменения в налоговое законодательство, в частности, повышены меры ответственности банков за нарушение их обязанностей. Увеличены размеры штрафов:

  • с 10 до 20 тысяч руб. повышен штраф за открытие банком счета лицу, не предъявившему свидетельство (уведомление) о постановке на учет в налоговом органе, а также за открытие счета при наличии у банка решения инспекции о приостановлении операций по счетам этого лица [1, п.1 ст.132];
  • с 20 до 40 тысяч руб.

повышается штраф за несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета, изменении реквизитов счета налогоплательщика [1,п.2 ст. 132].

Ответственность, установленная Налоговым Кодексом РФ за нарушение банком срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) о перечислении налога (сбора) [1,ст.133], а также за не перечисленные в установленный срок налоги (сборы) по поручению инспекции, с 1 января 2009 г. применяется также в случае просрочки перечисления авансового платежа, пеней и штрафов [1, п.1 ст.135].

В соответствии с Законом РФ «О налогообложении доходов банков» плательщиками налога на доход являются:

  • коммерческие банки;
  • кредитные учреждения, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществление отдельных банковских операций;
  • Банк внешней торговли Российской Федерации;
  • Сберегательный банк Российской Федерации;
  • специальные банки (банки развития), созданные в порядке и на условиях, предусмотренных соответствующими законодательными актами Российской Федерации для финансирования отдельных целевых республиканских (Российской Федерации), региональных и иных программ;
  • банки с участием иностранного капитала, иностранные банки и филиалы банков-нерезидентов, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации;
  • Центральный банк Российской Федерации и его учреждения не являются плательщиками налога [8, ст. 1].

В отличие от других действующих организаций, во взаимоотношениях с налоговыми органами банк выступает в трех лицах:

14 стр., 6791 слов

Роль специализированных кредитных организаций небанковского типа ...

... Теоретические аспекты специализированных кредитных организации небанковского типа. .1 Роль небанковских кредитных организаций в банковской системе В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» отмечается, что банковская система включает Центральный банк, кредитные организации и их ассоциации. ...

  • непосредственно как самостоятельный налогоплательщик;
  • как посредник между государством и налогоплательщиками, через которого осуществляют финансово-хозяйственные операции другие налогоплательщики (предприятия, организации, граждане) и который в силу указанного может предоставить налоговым органам специфические услуги, в том числе необходимую информацию для проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов в бюджет;
  • как налоговый агент (в части исчисления, удержания налогов из средств, выплачиваемых налогоплательщиками, и перечисления их в бюджет).

Рассматривая банки как самостоятельных налогоплательщиков, необходимо обозначить некоторые основные элементы налогообложения, т.е. отдельные нормы законодательства, правила, процедуры, понятия, которые в совокупности определяют условия обложения налогом [15].

  • Объект налогообложения — это те юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог.
  • Налоговая база – это доход налогоплательщика в российской валюте по видам, подлежащим налогообложению.
  • Налоговый период — срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется размер налогового обязательства.
  • Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
  • Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные законодательством преимущества, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.
  • Порядок исчисления налога — НК устанавливает общее правило, в соответствие с которым плательщик сам должен исчислять сумму налога, подлежащей к уплате, исходя из налоговой базы и ставки налога.
  • Сроки уплаты налогов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно произойти (уплата налога).

  • Уплата налога производится разовой выплатой всей суммы долга, либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ, в наличной или безналичной форме в установленные применительно к каждому налогу сроки.

Налоговая система России формируется на следующих основных экономических началах:

  1. Принцип всеобщности налогообложения;
  2. Принцип равенства налогообложения (принцип не дискриминации);
  3. Принцип платежеспособности;
  4. Принцип защиты экономических интересов РФ во внешней торговле;
  5. Принцип наличия экономического основания для взимания налогов;
  6. Принцип единства экономического пространства России;
  7. Принцип федерализма и законности в установлении и изменении налогов;
  8. Принцип презумпции правоты налогоплательщика.