Проблемы внешней задолженности России и пути ее преодоления

Курсовая работа

В романе Толстого «Анна Каренина» Алексей Вронский, предвидя скорый разрыв Анны с мужем, проводит ревизию своих финансов и решает, какие долги необходимо заплатить, а какими можно и пренебречь. Шулеру заплатить нужно во что бы то ни стало, за скаковых лошадей тоже. А о счетах портного думать не стоит.

Как знает каждый кредитор, сполна получить все им одолженное чаще всего трудно. Один экономист подсчитал, что если бы долги всегда выплачивались, то потомки того умника, который на заре цивилизации догадался дать ближнему под проценты горсть монет, владели бы сегодня всей недвижимостью и финансовыми ресурсами земного шара. Но в том и загвоздка, что кредиторов очень часто надувают. Когда приходит время расплачиваться, все дебиторы, подобно Вронскому, начинают взвешивать, что будет меньше из двух зол платить или не платить.

Для Вронского долг чести превыше всего. Для корпорации невыплата долгов чревата банкротством и продажей с молотка ее собственности. Однако Россию эти проблемы не касаются. Будучи суверенной атомной державой, она не сильно опасается. Что кто то опишет ее имущество. Так зачем же вообще платить?

А затем, чтобы вернуться на рынки капитала и продолжать одалживать. Поэтому только беднейшие из государств, которые и впрямь некредитоспособны, долги не платят. Все остальные страны, в том числе и на время выпавшие из мировой финансовой системы вроде Ирана или Ливии, в конце концов, приходят к более или менее разумному соглашению с кредиторами. Как известно, даже держатели облигаций российского царского правительства умудрились что то по ним выхлопотать три четверти столетия спустя.

Россия, подобно Вронскому, провела анализ своих долгов и выявила приоритеты. Рублевые облигации ГКО (по докризисному валютному курсу это 40 млрд. долл.), как счета портного, она отбросила в первую очередь. С долгами советского времени, которые были реструктурированы меньше четырех лет назад, несколько больше мороки, но и они, по мнению российских властей, не столь важны. Во всяком случае, Парижский клуб государственных кредиторов, где тон задает Германия, так или иначе снизит, реструктурирует и частично простит задолженность.

С чего все началось…

Подавляющее число стран испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Одни являются одновременно и кредитором, и заемщиком, другие чистым должником. Но практически во всех странах сложилась долговая экономическая система. Причем зависимость национальных хозяйств от внешних «подпиток» будет усиливаться по мере либерализации и глобализации финансовых рынков несмотря на еще ощутимую их изолированность.

26 стр., 12939 слов

Правовое регулирование ответственности наследников по долгам наследодателя

... ответственности наследников по долгам наследодателя. Проведено исследование ответственности наследников по долгам наследодателя в российском дореволюционном, советском и зарубежном гражданском праве, дана оценка исследуемого явления как правовой защиты кредиторов наследодателя, а также выявлены особенности применения ответственности наследников по долгам наследодателя при наследовании по ...

Россия должник и кредитор.

Россия является крупным должником и кредитором. Как кредитор, она сталкивается с неспособностью, а иногда нежеланием должников из числа развивающихся стран погашать свои обязательства. В качестве заемщика она переживает жесточайший долговой кризис.

Россия должник.

Значительную часть долга Россия унаследовала от Советского Союза. Долг СССР в основном сформировался в 1985 1991 гг., увеличившись с 22,5 в 1985 г. до 96, 6 млрд. долл. в начале 1992 г. Быстрый рост внешнего долга был обусловлен, во первых, экономическими условиями, и прежде всего падением цены на нефть на мировом рынке. Советская экономика, базировавшаяся на нефтедолларовой «подпитке», не смогла перестроиться, и для оплаты импорта потребовались крупные внешние займы. Во вторых, непродуманной либерализацией внешнеэкономической деятельности. В рамках ее в апреле 1989 г. союзные министерства получили право от имени государства выдавать предприятиям гарантии по кредитам. Поскольку до 1990 г. Советский Союз тщательно соблюдал график платежей по обслуживанию долга, то международные банки и другие западные кредиторы охотно предоставили ему новые ссуды.

После распада СССР возникла проблема распределения долга между союзными республиками. В качестве критерия раздела был принят показатель, в котором учитывались численность населения, национальный доход, экспорт и импорт в среднем за 1986 1990 гг. Доля России составила 61,3 %. На втором месте с большим отрывом (16,3%) шла Украина. Этот показатель был распространен и на внешние активы, включая собственность за рубежом и долг иностранных государств Советскому Союзу.

Однако вскоре выявилось, что только Россия выполняет в той или иной мере свои долговые обязательства. Но в силу заложенного в соглашение принципа солидарной ответственности к России могли быть предъявлены претензии. В связи с этим Россия предложила взять на себя ответственность за весь долг СССР при условии перехода к ней прав на внешние активы. На основе этого принципа был достигнут компромисс, который устроил заинтересованные стороны. В апреле 1993 г. Запад официально признал Россию в качестве единого государства ответственного по долгам СССР.

Российский государственный долг делится на внешнего государственного долга">внутренний и внешний в соответствии с валютой обязательств. Рублевой долг считается внутренним, долг в иностранной валюте внешним (табл.1).

Объем и структура государственного внешнего долга (млрд. долл.)

Таблица 1

01.01.9601.01.9701.01.98Принятый РФ долг СССР в том числе:103,0102,3103,2официальным кредиторам62,662,262,3Частным кредиторам40,440,140,9Долг РФ в том числе по кредитам:17,425,133,0международных финансовых организаций11,415,820,5правительств6,09,010,9банков и фирм00,31,6Итого120,4127,4136,2

4 стр., 1920 слов

Проблема международного долга

... аспекты внешней задолженности России. Внешний долг России включает в себя как собственно долг России, так и долг бывшего СССР, правопреемником которого стала Россия. Сумма внешнего долга СССР, принятого Россией, составила на ... проблемы. Но должного результата это не принесло. В 1988г. были объявлены предложения, получившее название план Брейди. План Брейди, признал, что крупные международные долги ...

Однако если на внутренний финансовый рынок допущены нерезиденты, то долг можно классифицировать и по иному признаку: внутренний долг это долг резидентам, внешний нерезидентам. С точки зрения платежного баланса, состояния валютного рынка вторая классификация предпочтительнее.

С учетом ГКО ОФЗ, принадлежащих нерезидентам, а также внешнего долга российских частных юридических лиц соотношение между «старым» советским долгом и «новым» российским составит примерно 50:50. По структуре и условиям российский долг отличается от советского в худшую сторону, он в подавляющей массе не поддается реструктуризации. Поэтому доставшийся в наследство «старый» долг нельзя рассматривать в качестве основной причины переживаемого Россией долгового кризиса.

Россия входит в число трех наиболее крупных должников среди стран с развивающимися рынками (Мексика, Бразилия, Россия).

Однако абсолютные размеры долга мало что говорят о платежеспособности страны. Для анализа платежеспособности используются соответствующие показатели (табл. 2)

Показатели платежеспособности (%)

Таблица 2

19961997Платежи по долгу/экспорт7,57,4Платежи по долгу/ВВП1,81,6Платежи по долгу/доходы консолидированного бюджета7,26,4

По приведенным показателям платежеспособность России формально выглядит устойчивой. Пороговым критерием показателя платежи по долгу/экспорт (норма обслуживания долга, НОД) считается 20 25%, а у России он не превышает 7%. Даже если бы платежи осуществлялись по графику, то и тогда НОД не превысила бы в 1996 1997 гг. 13 18%. Однако это обусловлено регулярным переносом сроков долговых платежей в рамках реструктуризации долга. Поскольку внешний долг России в основной своей массе является государственным, то решающее значение для оценки платежеспособности приобретает соотношение платежей по обслуживанию долга и бюджетных доходов. Но и по этим показателям платежеспособность России в 1996 1997 гг. выглядела неплохо. В эти годы платежи по обслуживанию государственного долга, включаемые в бюджет, составляли соответственно 7,7 и 7,5 млрд. долл., а бюджетные доходы 106 и 118 млрд. долл. Однако в основе этого благополучия лежал заниженны