Система государственной поддержки кредитования экспорта

Курсовая работа

Государственная поддержка экспорта осуществляется преимущественно по отношению к вывозу промышленной продукции и включает в себя как финансовые, так и иные меры содействия.

Среди мер государственной поддержки экспорта промышленной продукции особое значение имеет финансовая поддержка.

В соответствии с Концепцией развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в РФ, одобренной распоряжением Правительства РФ от 14.10.2003 №1493-р, к финансовой государственной поддержке относят:

  • кредитование экспорта;
  • гарантирование экспортных операций;
  • возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам.

Меры по осуществлению долгосрочного и среднесрочного экспортного кредитования за счет средств федерального бюджета являются проверенным способом наращивания объемов экспорта.

Вопрос о предоставлении Российской Федерацией государственного кредитования инициируется Минфином России на основе обращения иностранного государства-заемщика и оказывается в соответствии с межправительственными соглашениями в рамках объемов, предусмотренных Программой предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на соответствующий год.

По данным таможенной статистики в 2011 году внешнеторговый оборот России составил 821,3 млрд.долларов США и по сравнению с 2010 годом возрос на 31,2%, в том числе, со странами дальнего зарубежья – 698,8 млрд.долларов США (рост на 30,7%), со странами СНГ – 122,5 млрд.долларов США (рост на 34,2%).

Экспорт России в 2011 году составил 516,0 млрд.долларов США и по сравнению с 2010 годом увеличился на 30,0%, в том числе в страны дальнего зарубежья – 437,8 млрд.долларов США (рост на 29,7%), в страны СНГ – 78,2 млрд.долларов США (рост на 31,3%).

Увеличение стоимостного объема экспорта 2011 году по сравнению с 2010 годом было полностью обусловлено ростом средних цен экспортируемых Россией товаров. Индекс средних цен экспорта за этот период составил 132,9%, тогда как индекс его физического объема – 97,8%.

Основу российского экспорта в 2011 году в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 72,6% (в 2010 году – 70,8%).

10 стр., 4801 слов

Внешняя задолженность развивающихся стран: причины возникновения ...

... решения проблем задолженности. Угроза международной дестабилизации в будущем, которая может затронуть как развитые, так и развивающиеся страны, существует постоянно. Непосредственно после глобального финансового кризиса 2008-2009 гг. показатель внешнего государственного долга развивающихся стран ...

По сравнению с 2010 годом стоимостной объем этих товаров увеличился на 33,0%.

Действующая в настоящее время в России государственная система поддержки экспорта мозаична и некомплексна. Многие механизмы поддержки, необходимые для развития экспорта, в ней отсутствуют, имеющиеся же зачастую неэффективны, а доступ к ним затруднен. Меры финансовой, промоуционной и информационной поддержки слабо взаимосвязаны, что также понижает эффективность системы. Поддержка распространяется лишь на незначительную часть российских экспортеров. Особенно прискорбно, что недостаточная помощь оказывается тем, кто больше всего в ней нуждается, — начинающим экспортерам, субъектам малого предпринимательства.

Одна из причин низкой эффективности действующей системы поддержки экспорта — слабость ее институциональных основ, проявляющаяся в отсутствие специального органа, координирующего всю деятельность по оказанию содействия экспорту (в форме самостоятельного федерального агентства либо отдельного департамента министерского уровня).

В отсутствие единого координирующего органа управление деятельностью по содействию экспорту различных государственных структур (федеральных министерств и ведомств, региональных администраций, общественных организаций и союзов деловых кругов) заметно усложняется, возникают трения и противоречия, в результате чего исчезает синергетический эффект совместных действий. Из-за отсутствия координирующего центра с профессиональным, хорошо организованным и опытным аппаратом, способным оперативно реализовывать принятые решения, «пробуксовывают» многие инициативы по усилению поддержки экспорта.

Отличительной чертой действующей системы поддержки экспорта в России является узость набора инструментов. Так, ее главное звено – финансовая поддержка экспорта вплоть до самого последнего времени была представлена всего двумя инструментами: государственным гарантированием экспортных операций и возмещением части процентных ставок по экспортным кредитам.

Проведенный анализ действующей в России системы государственной поддержки экспорта позволяет охарактеризовать ее как исключительно слабую и неэффективную. При этом основа системы – финансовая поддержка вплоть до самого последнего времени была представлена всего двумя инструментами: гарантированием кредитов и субсидированием процентной ставки по экспортным кредитам. В условиях отсутствия третьего инструмента финансовой поддержки – кредитования экспорта за счет средств федерального бюджета, первые два инструмента были востребованы лишь небольшим числом экспортеров, что резко понижало эффективность всей системы финансовой поддержки. Поскольку Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций создано лишь в конце 2011 г., его эффективность еще предстоит оценить.

Совершенствование действующей системы поддержки экспорта в России должно, очевидно, включать в себя несколько направлений: устранение недостатков действующих механизмов; достраивание системы; создание координирующего центра поддержки экспорта (федерального агентства).

12 стр., 5783 слов

Банковская система и кредитно-денежная политика ЦБ России

... российской банковской системы союзы и ассоциации кредитных организаций. Таким образом, банковская система - это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, действующих в ... системе расчетов, денежного голода в экономике. Произошедшие события и важная роль, которую играет банковская система для страны, обуславливают интерес к проблеме банковской системы России и кредитно-денежной политике ...

Важным элементом перестройки системы поддержки экспорта должно стать создание специального органа, координирующего всю деятельность по оказанию этого содействия. Отсутствие подобного органа резко понижает эффективность всей системы поддержки. Существуют разные мнения относительно того, каким должен быть этот координирующий орган (независимое федеральное агентство с хорошо укомплектованным аппаратом и собственным бюджетом, что предпочтительнее, либо соответствующий департамент министерского уровня).

Указанный орган будет подготавливать и выносить на рассмотрение правительства (либо специального межведомственного правительственного комитета) предложения по развитию экспортной деятельности. Другой его важной задачей могла бы стать ежегодная разработка Национальной экспортной стратегии для ее обсуждения и утверждения правительством. По опыту США и некоторых других стран, подобный документ исключительно важен.

Таким образом, перестроенная на выше указанных принципах государственная поддержка экспорта станет намного эффективнее, что позволит российским производителям более активно продвигать отечественную промышленную продукцию на внешние рынки.