Современная система кредитования и ее формы

В основу работы положены, во-первых, опубликованная экономическая практика в официальных изданиях; во-вторых, специальная экономическая литература. При разрешении поставленных задач для достижения цели исследования использовались следующие методы: метод системного анализа, комплексного исследования.

Структура курсовой работы включает: титульный лист, содержание, введение, два раздела с подразделами, заключение, список использованных источников.

банковский кредитный беларусь

Глава 1. Кредитная система государства и ее структура

1.1 Сущность и структура кредитной системы

Современная кредитная система характеризуется двумя основными понятиями: во-первых, как совокупность кредитно-расчетных и платежных отношений, которые базируются на определенных формах и видах кредитования; во-вторых, как сочетание различных кредитно-финансовых институтов (банков, страховых компаний, кредитных союзов и др.), действующих на кредитном рынке и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежных ресурсов. Первое понятие связано с движением ссудного капитала в стоимостной и товарной формах в виде банковского, коммерческого, государственного и других разновидностей кредита. Второе — означает, что кредитная система, используя свои кредитные институты, накапливает свободные денежные средства и направляет их как ссудный капитал предприятиям, правительству и другим заемщикам [8, c. 68].

Кредитная система функционирует посредством кредитного рынка. Он представляет собой:

  • во-первых, систему связей по аккумуляции денежных средств и мобилизации ссудного капитала между кредитными институтами и различными секторами экономики;
  • во-вторых, отношения, связанные с перераспределением ссудного капитала между кредитными институтами в рамках действующих финансовых рынков;
  • в-третьих, взаимоотношения между национальными кредитными институтами и международными валютно-кредитными организациями.

Кредитный рынок включает также все аспекты ссудной, инвестиционной, аккумуляционной, учредительской, посреднической, перераспределительной деятельности кредитных институтов. С помощью кредитного рынка реализуется сущность и функции ссудного капитала, который ссужается на условиях возвратности за определенный процент. Ссудный капитал призван осуществлять [7, c. 90]:

4 стр., 1608 слов

Финансово-кредитные институты

... и финансовые компании, благотворительные фонды, кредитные союзы. Эти институты существенно потеснили банки в аккумуляции сбережений населения и стали важными поставщиками ссудного капитала. ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ ИНСТИТУТЫ - ... с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем[2,с.1]. Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда ...

1) аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала;

2) перераспределение денежного капитала;

3) ускорение концентрации и централизации капитала;

4) регулирование экономики;

5) экономию издержек обращения и др.

На рынке ссудного капитала реализуется два основных вида кредита: коммерческий и банковский.

Кредитная система нашего государства складывается из банковской системы и совокупности так называемых небанковских кредитно-финансовых институтов, способных аккумулировать временно свободные средства и размещать их с помощью кредита. В мировой практике небанковские кредитно-финансовые институты представлены инвестиционными, финансовыми и страховыми компаниями, пенсионными фондами, сберегательными кассами, ломбардами и кредитной кооперацией. Эти учреждения, формально не являясь банками, выполняют многие банковские операции и конкурируют с банками. Однако, несмотря на постепенное стирание различий между банками и небанковскими кредитно-финансовыми институтами, ядром кредитной инфраструктуры остается банковская система.

Современная кредитная система, которая является основным элементом рынка ссудных капиталов, состоит из ряда институциональных звеньев или ярусов. Рассмотрим основные из них.

I. Центральный банк, государственные и полугосударственные банки.

II. Банковский сектор:

  • коммерческие банки,
  • сберегательные банки,
  • инвестиционные банки,
  • ипотечные банки,
  • специализированные торговые банки, банкирские дома.

III. Страховой сектор:

  • страховые компании,
  • пенсионные фонды.

IV. Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты:

  • инвестиционные компании,
  • финансовые компании,
  • благотворительные фонды,
  • трастовые отделы коммерческих банков,
  • ссудо-сберегательные ассоциации,
  • кредитные союзы,
  • брокерские фирмы.

Такая схема является типичной для большинства промышленно развитых стран. Ее обычно называют четырехъярусной или трехъярусной (в ряде случаев страховой сектор объединяют с четвертым ярусом под общим названием «Специализированные небанковские кредитно-финансовые учреждения»).

По степени развитости тех или иных звеньев отдельные страны существенно отличаются друг от друга. Наиболее развитой является кредитная система США. Поэтому на нее ориентировались все промышленно развитые страны при формировании кредитной системы в послевоенный период. Например, современная кредитная система Японии сформирована по американскому образцу и имеет трехъярусную систему: центральный банк, банковский сектор и специализированные небанковские кредитно-финансовые институты. Наиболее развит банковский сектор, базирующийся на коммерческих и сберегательных банках. В последние годы действуют также инвестиционные банки. В секторе специализированных кредитно-финансовых институтов широкое распространение получили страховые и инвестиционные компании.

Рынок кредитования по-прежнему один из самых быстрорастущих сегментов банковского бизнеса Республики Беларусь и эта динамика сохранится в ближайшие годы. Наиболее распространены сегодня: потребительское кредитование, автокредитование, ипотека, образовательный кредит, нецелевой кредит, кредит малому бизнесу.

9 стр., 4309 слов

Кредитно-банковская система в Украине

... капиталы, доходы и сбережения различных слоев населения и предоставляет их в ссуду фирмам, правительству и частным лицам. Основой кредитной системы исторически являются банки. Первые предшественники современных банков ... в процессе банковского контроля за соблюдением этого условия заемщиком. Нарушение данного обязательства может стать основанием для досрочного отзыва кредита или введения штрафного ...

Вполне вероятно, что в 2014 году общее количество кредитных операций на белорусском рынке финансовых услуг достигнет еще более высокого уровня, а виды кредитов пополняться новыми и весьма разнообразными направлениями. Последние несколько лет динамично формировались соответствующие институты инфраструктуры кредитного рынка — кредитные бюро, кредитные брокеры, коллекторские агентства.

1.2 Понятие, виды и функции кредита

Кредитом называется система экономических отношений, возникающая в процессе предоставления денежных или материальных средств во временное пользование на условиях возвратности и платности. Кредит имеет огромное значение, потому что он помогает решить проблемы, стоящие перед всей экономической системой. Кредит аккумулирует капитал, обслуживает прилив капитала, что обеспечивает нормальный воспроизводственный процесс. Он ускоряет процесс денежного обращения, обеспечивает выполнение целого ряда отношений: страховых, инвестиционных [1, c. 25].

Он не только содействует слиянию фирм, расширению производства, но и является мерой стабилизации денежного обращения, эффективно способствует покрытию дефицита государственного бюджета. Следует отметить, что в нашей республике многоуровневая кредитная система, получившая развитие в большинстве индустриально развитых зарубежных стран, только начинает развиваться.

Любой человек не раз сталкивался с понятием «кредит». Обычно представления о кредите связываются с займом средств на строительство и ремонт домов и квартир, покупку потребительских товаров. И, если рассматривать этот вопрос с обывательской точки зрения, то такие представления можно признать правильными. Но если посмотреть на ту же проблему с экономической точки зрения, задумавшись над тем, какую роль кредит играет в государстве, а не в отдельной семье, можно убедиться в том, что кроме уже названной очевидной функции, кредит выполняет и другие.

Коммерческий кредит предоставляется хозяйствующими субъектами друг другу в товарной форме путем отсрочки платежа. Он обусловлен несовпадением сроков производства и сбыта товаров и дает возможность предпринимателям-заемщикам продолжать процесс производства до реализации произведенных товаров. Но существует ряд причин, которые препятствуют широкому использованию коммерческого кредита. Это:

1) тот факт, что движение коммерческого кредита осуществляется от отраслей, производящих средства производства, в отрасли, их потребляющие;

2) ограниченность резервного фонда предприятия-кредитора;

3) коммерческий кредит не может быть использован, например, для выплаты заработной платы, потому что предоставляется в товарной форме. Ограниченность коммерческого кредита снимается путем развития банковского кредита, предоставляемого кредитно-финансовыми учреждениями любым хозяйствующим субъектам в виде денежных ссуд. [3, c. 56]

Назовем и другие формы кредита. В зависимости от субъектов, между которыми возникают кредитные отношения, различают:

1) межхозяйственный денежный кредит, который предоставляется хозяйствующими субъектами друг другу путем выпуска акций, облигаций, кредитных билетов участия и других ценных бумаг,

2) потребительский кредит, который предоставляется частным лицам при реализации товаров личного пользования с отсрочкой платежа или в форме предоставления банковской ссуды на потребительские цели. Разновидностью потребительского кредита являются ссуды, выдаваемые кассами взаимопомощи и ломбардами. В зависимости от целевого назначения потребительские кредиты подразделяются на [1, c. 56]:

5 стр., 2347 слов

Кредитная система

... капиталов. Через кредитную систему реализуется сущность и функции кредита. Сущность кредита проявляется в его функциях. Кредит выполняет три основных функции: распределительную; эмиссионную; контрольную. Распределительная функция – распределение денежных средств на возвратной ...

2.1 инвестиционные (ссуды на кооперативное и индивидуальное жилищное строительство, приобретение жилых домов, садовых домиков; благоустройство садовых участков; реконструкцию, капитальный ремонт индивидуальных жилых домов, дач и т.п.);

2.2 для покупки товаров или оплаты услуг (рассрочка платежей за товары длительного пользования, прокат некоторых предметов потребления);

2.3 на развитие личных хозяйств (ссуды на покупку сельскохозяйственной техники, транспортных средств; покупку посадочного материала, удобрений, деревьев; приобретение скота, кормов);

2.4 целевые кредиты отдельным социальным группам (молодым семьям, студентам);

2.5 нецелевые потребительские наличные ссуды (кредит предоставляется без обязательного указания целей использования кредита. Это может быть кредит на туризм, получение образования, лечение, несчастные случай и т.д.);

2.6 чековый кредит и банковские кредитные карточки. Этот кредит предоставляется частным лицам по их запросу преимущественно на основе рассрочки платежа.

3) государственный кредит, представляющий собой систему кредитных отношений, в которой государство выступает заемщиком, а население и частные предприятия и фирмы — кредиторами. Источниками средств в данном случае являются облигации государственных займов. Особой формой кредита является покупка акций при приватизации государственного имущества.

Тут должником становится коллектив предприятия или члены акционерного общества. В зависимости от заемщика государственный кредит бывает централизованный и децентрализованный. В первом случае в качестве заемщика выступает Центральный финансовый орган государства, во втором — местные органы власти. В зависимости от формы и порядка оформления кредитных отношений различают: государственные облигационные и безоблигационные займы. К последним относятся различные казначейские обязательства, векселя, кредитование Центральным банком государственного бюджета.

4) Кредит по овердрафту и контокорренту

Разновидностью многоцелевого кредита является овердрафт. При данной форме расчетный счет клиента не только сохраняется, но и на нем разрешается иметь дебетовое сальдо. Это означает, что, не открывая отдельного ссудного счета, клиент сверх своих остатков и поступлений средств на расчетный счет получает право на дополнительную оплату расчетных документов и денежных чеков за счет ресурсов банка.

Овердрафт вводится для первоклассных заемщиков и чаще всего при соблюдении по крайней мере двух условий:

  • Во-первых, в прогнозируемом (плановом) периоде необходимо, чтобы в итоге источники оборотных средств клиента превышали размер их размещения;
  • Во-вторых, нередко требуется согласие клиента положить на год минимально необходимую стабильную величину его денежных средств на срочный депозит в данном банке.

Депозитная гарантия является одной из форм обеспечения возвратности кредита.

При овердрафте важно, чтобы ссудная задолженность не превышала сумму первоклассных ликвидных средств.

3 стр., 1102 слов

Учет денежных средств, расчетных и кредитных операций

... денежных средств предприятия бывают вынуждены привлекать заемные средства. Основными кредиторами, безусловно, являются банки. Поэтому учет банковского кредита и контроль за его своевременным погашением в последние годы имеет особое значение. Цель данной курсовой работы:, ...

Контокоррентный кредит, так же как и кредит по овердрафту, носит многоцелевой краткосрочный характер. Он предоставляется на разрыв в платежном обороте клиента, когда его текущие финансовые потребности превышают имеющиеся у него собственные ресурсы. Потребность в средствах связана с созданием запасов товарно-материальных ценностей и осуществлением производственных затрат, отвлечением оборотных активов в товары отгруженные, дебиторскую задолженность, несовпадением срока оборачиваемости фондов на отдельных стадиях их движения. По существу, кредит предоставляется под совокупный (укрупненный) объект, связанный преимущественно с движением оборотных средств заемщика.

Кредитование осуществляется в пределах кредитной линии. Ее размер устанавливается на основании балансовых данных заемщика о размещении оборотных средств и имеющихся в его распоряжении иcточников формирования. Размер кредитной линии рассчитывается как разница между суммой различных элементов оборотных средств (производственных запасов, в том числе сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, тара; незавершенное производство).

Исключением является выдача за счет контокоррентного кредита авансов на краткосрочное предварительное финансирование долгосрочных проектов.

Кредитование по контокорренту является достаточно рискованной формой кредитования. В условиях экономического кризиса его объемы резко сокращаются, большинство банков отказывается от этой формы, предпочитая разовые выдачи кредитов. В условиях экономической нестабильности контокоррент используется только первоклассными клиентами, имеющими высокую степень доверия. Плата за пользование кредитом по контокорренту в силу более высокого долгового риска несколько выше, чем по другим краткосрочным кредитам. Ссудный процент устанавливается индивидуально для каждого заемщика и является договорным. Кредитование по контокорренту является высокорискованным, поэтому оно редко применяется на практике.

5) международный кредит, который представляет собой движение капитала в сфере международных отношений.

В зависимости от характера погашения кредита различают:

1) погашаемые единовременным взносом,

2) погашаемые в рассрочку.

По категориям заемщиков:

1) коммерческие ссуды, предоставляемые предприятиям для вложений в основные и оборотные фонды,

2) сельскохозяйственные ссуды, к которым относятся долгосрочные ипотечные ссуды (под залог недвижимости) на крупные затраты и краткосрочные на временные нужды,

3) ссуды на покупку потребительских товаров,

4) ссуды для посредников фондовой биржи.

По срокам погашения:

1) срочные — ссуды, срок погашения которых наступил или наступает в ближайшее время;

2) отсроченные (пролонгированные) — срок погашения которых перенесен банком на более поздний период по просьбе клиента;

3) просроченные — не возвращенные в установленный срок.

В процессе кругооборота факторов производства у одних предприятий возникают свободные денежные средства, а у других — временная в них потребность. Именно этим и обусловлена необходимость кредита. В рыночной экономике кредит выполняет следующие функции [3, c. 65]:

1) перераспределительную. С помощью кредита частные сбережения, прибыли предприятий и доходы государства превращаются в ссудный капитал и направляются в прибыльные сферы хозяйства;

9 стр., 4232 слов

Сущность и роль кредита в современных условиях

... работы, используются следующие, Теоретической и методологической основой работы являются труды следующих учёных: 1 С ущность и функции кредита 1.1 Сущность кредита его структура и элементы Слово «кредит» ... средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, ... кредита банк должен оценить платежеспособность, кредитоспособность, и финансовую устойчивость клиента. Платежеспособность предприятия ...

2) служит фактором экономии издержек обращения. Это достигается вследствие расширения сферы безналичных расчетов и увеличения скорости обращения денежных потоков. Экономия денег и уменьшение издержек обращения приводит к снижению удельного веса непроизводительных затрат, что способствует расширению производства;

3) ускоряет концентрацию и централизацию капитала. Кредитные учреждения предоставляют аккумулированные у них свободные капиталы хозяйствующим субъектам, расширяя процесс воспроизводства и получения прибыли. А так как крупные фирмы добиваются предоставления им кредитов на льготных условиях, то кредит таким образом еще больше усиливает их конкурентные позиции, содействует поглощению и слиянию фирм;

4) позволил существенно раздвинуть рамки общественного производства по сравнению с теми, которые устанавливались наличным количеством имеющегося в стране денежного золота.

1.3 Роль кредита в экономике Республики Беларусь

Кредит является одним из основных регуляторов совокупного денежного оборота, а посредством последнего — внутрихозяйственного оборота каждого субъекта экономической деятельности и оборота денежных доходов населения. Он способствует расширению емкости рынка с позиций спроса. Этот аспект кредита в рыночных условиях чрезвычайно важен: денежные знаки и платежные средства, обращающиеся в современных денежных системах, имеют кредитный характер. Поэтому движение кредита оказывает непосредственное воздействие на денежную массу, находящуюся в обращении [3, c. 102].

В результате банковский кредит реально содействует структурной перестройке экономики. Более того, банковский кредит в настоящее время выступает как фактор децентрализации управления экономикой. Основным инструментом регулирующего воздействия банка на деятельность хозяйствующего субъекта является его капитал. Прежде всего, банк устанавливает объемы и условия предоставления и погашения ссуд, применяя в случае нарушения кредитного договора различные экономические санкции или отказывая в дальнейшем предоставлении кредита.

Центральный Банк в развитом рыночном хозяйстве оказывает воздействие на ресурсные возможности коммерческих банков, регулируя тем самым объем кредитных вложений. Таким образом, регулирующая роль кредита велика и многогранна. Реализуя ее, кредит выступает как экономический метод управления общественным хозяйством. Децентрализация экономики и переход к рынку значительно повышают роль кредита в этом качестве: кредит начинает выступать одним из важнейших средств регулирования совокупного денежного оборота. Наряду с этим кредит является особой формой регулирования кругооборота и оборота фондов хозяйствующих субъектов. Как экономический метод управления, кредит реализуется через порядок кредитования, т.е.условия предоставления и погашения ссуд. Поэтому экономические институты, организующие кредитные отношения, в силу объективности своей деятельности могут оказывать как положительное, так и отрицательное регулирующее воздействие.

Для реализации роли кредита в денежной сфере необходимо осуществлять приоритетное кредитование наукоемких отраслей, конверсионных программ; целенаправленное кредитование технического совершенствования производства, внедрение в производство новых видов изделий, товаров, пользующихся спросом населения или имеющих важное народнохозяйственное значение; развитие инновационных банков, специализирующихся на кредитовании новых технических и технологических проектов и т.д. В условиях высокой инфляции возможности кредита по стимулированию научно-технического прогресса резко уменьшаются, так как сужаются границы внедрения новой техники вследствие ее постоянного значительного удорожания, а возможные сроки предоставления кредита гораздо меньше периода окупаемости затрат.

3 стр., 1279 слов

Потребительский кредит в Республике Беларусь

... РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 3.1. Проблемы и перспективы кредитования физических лиц в Республике Беларусь В 2003—2006 гг. в Беларуси сложился высокий уровень конкуренции в сфере потребительского ... приходится сталкиваться с недобросовестными кредитополучателями. Чтобы свести потери денежных средств к минимуму, здесь по примеру США и стран Западной ...

Как известно, в условиях свободной конкуренции роль кредитных отношений проявляется в содействии концентрации и централизации капитала. Кредит служит основой данных процессов, способствуя превращению частных предприятий в акционерные общества, а также образованию монополий. Тем самым кредит содействует качественному развитию рыночных отношений, переходу их на новый организационный уровень. На современном этапе процесс концентрации и централизации капитала, в том числе банковского, в развитых странах продолжается. В то же время в пост социалистических государствах в переходный период кредит способствует децентрализации экономики и развитию рыночных отношений через процесс акционирования государственных предприятий и кредитных учреждений. Кроме того, участие кредита в становлении рынка в определенной мере реализуется через программы приоритетного кредитования негосударственных форм хозяйствования.

На хозяйственную деятельность производственных единиц кредит воздействует главным образом через систему отношений коммерческого расчета, влияя на воспроизводственный процесс через кругооборот и оборот фондов предприятий. Необходимо учитывать, что кредит и коммерческий расчет не только взаимосвязаны, но и взаимообусловлены. Так, коммерческий расчет создает условия для функционирования кредитных отношений, т.е. обособления кругооборота средств предприятий, необходимости возмещения затрат и, следовательно, особого перераспределения денежных фондов на основе возвратности и платности (на кредитной основе).

Механизм коммерческого расчета создает условия для возврата ссуд [1, c. 79].

В то же время нельзя переоценивать стимулирующую роль кредита. Хотя кредитные отношения объективно создают предпосылки для повышения эффективности хозяйственной деятельности заемщика, реализация этих предпосылок конкретной сделке зависит от множества факторов не только экономического характера, причем как зависящих от заемщика, так и обусловленных общими экономическими условиями. В настоящее время, например, нередко причиной невозврата ссуд являются трудности реализации товаров вследствие снижения спроса в условиях значительной инфляции, роста взаимной задолженности субъектов хозяйствования и т.д. Функционирование хозяйствующих субъектов на принципах коммерческого расчета и самофинансирования означает, что расширение воспроизводства должно осуществляться в основном за счет внутренних источников предприятий — прибыли и амортизационных отчислений.

Таким образом, кредит выступает важнейшим источником формирования основных и оборотных средств субъектов хозяйствования. В последние годы эта его роль возрастает, так как сокращается удельный вес бюджетных ассигнований на цели развития воспроизводства, занимающих неадекватное требованиям рынка место в структуре расходов государственного бюджета. Однако в условиях высокой инфляции реализация данной роли кредита существенно затруднена из-за ухудшения структуры кредитных сложений, т.е. перелива кредитных ресурсов в сферу обращения и значительного снижения сроков предоставления кредитов.

В свою очередь кредит содействует укреплению коммерческого расчета посредством обеспечения непрерывности и ускорения кругооборота фондов субъектов хозяйствования, является основой их взаимосвязи и включения в кругооборот и оборот стоимостных фондов общественного хозяйства. Действительно, в условиях хозяйственного обособления оборотов производственных фондов государственных предприятий и экономического обособления рамками собственности предприятий других сфер экономики включение обособленных кругооборотов в общественный кругооборот и их взаимосвязь не могут осуществляться вне кредитных отношений, то есть иначе, чем на условиях платности и возвратности.

Однако самофинансирование имеет объективные границы, которые, с одной стороны, обусловлены ограниченностью внутренних источников финансирования. Потребность в денежных ресурсах у предприятий возрастает, и они не в состоянии удовлетворять ее только за счет собственных средств. Без кредита рост инвестиций ограничивался бы возможностями индивидуальных кругооборотов, а также сложившейся системой бюджетного финансирования. С другой стороны, принцип самофинансирования не всегда согласуется с требованиями эффективности, экономичности производства. В рыночном хозяйстве в условиях конкуренции кредитных учреждений и широкого спектра услуг по кредитованию кредит является относительно легкодоступным и падежным источником свободных ресурсов, и получение денежных средств в ссуду нередко выгоднее накопления или расходования собственных ресурсов.

С развитием фондового рынка расширяется роль кредита как источника увеличения собственных средств субъектов хозяйствования: формирование доходов предприятий осуществляется в числе прочих источников за счет процентов по депозитам, доходов по акциям, облигациям и другим ценным бумагам. При акционировании предприятий кредит выступает также источником капитальных вложений, Значительна роль кредита в социальной сфере. Социальный потенциал кредита раскрывается во многих аспектах его функционирования. По сути дела все кредиты имеют социальную направленность, так как на их основе повышается эффективность общественного воспроизводства и, соответственно, более полно удовлетворяются потребности общества.

Именно кредит представляет собой экономическую форму удовлетворения временной потребности в средствах, вне его вовлечение в оборот временно свободных средств невозможно. Будучи вовлеченными в хозяйственный оборот на основе кредита, временно свободные средства обеспечивают непрерывность смены форм производственных фондов, способствуют производству и реализации продукции. Таким образом, кредит дает возможность рационально организовать оборот средств субъектов хозяйствования, не отвлекая значительные ресурсы в денежные фонды, на создание запасов сырья и материалов. Кроме того, кредит содействует повышению эффективности производства посредством своих стимулирующих качеств, обусловленных возвратностью, срочностью и платностью кредита. Чтобы обеспечить выполнение кредитного договора, предприятию необходимо целесообразно и эффективно использовать взятые в кредит средства, предпринять усилия по ускорению их оборота.

Являясь одним из факторов внедрения прогрессивной техники и технологии, кредит способствует сокращению тяжелого и малоквалифицированного труда, росту производительности общественного труда и, в конечном счете, доходов населения. Кредит способствует улучшению состояния потребительского рынка в соответствии с приоритетами социальной политики. В этой области значительна роль кредитов, направляемых в отрасли производства товаров народного потребления, торговли, общественного питания и т.п., на льготное кредитование сельского хозяйства.

Очень большое социальное значение имеет потребительский кредит, способствующий более быстрому росту реального жизненного уровня населения. С развитием интеграции экономики Республики Беларусь с мировой экономической системой возрастает роль кредита во внешнеэкономическом обороте. Кредит создает благоприятные условия для расширения международных экономических связей, позволяет осуществлять импорт товаров при пассивном торговом балансе, способствует увеличению экспорта товаров, является фактором развития международного разделения труда.

Глава 2. Кредитная система Республики Беларусь и Особенности ее развития

2.1 Особенности организации кредитной системы в Республике Беларусь

Финансово-кредитная система Республики Беларусь включает бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан. На территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика.

Банковская система Республики Беларусь состоит из Национального банка Республики Беларусь и иных банков. Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег.

Банковский кредит в нашей республике предоставляется главным образом коммерческими банками для решения следующих задач [1, c. 160]:

  • увеличение основного и оборотного капиталов хозяйствующих субъектов;
  • индивидуального и кооперативного жилищного строительства;
  • накопления временных запасов товарно-материальных ценностей, незавершенного производства, готовой продукции и товаров;
  • учета векселей;
  • удовлетворения потребительских нужд граждан;
  • выкупа государственного имущества;
  • для других целей.

Использование кредита для выхода из финансовых затруднений, явившихся следствием бесхозяйственности и убытков, не допускается.

Но на практике часто кредит используется именно для этих целей. Выдача банковского кредита Нацбанком регламентируется Законом Республики Беларусь «О Национальном Банке Республики Беларусь», принятом 14 декабря 1990 г., Положением Национального Банка РБ от 7 апреля 1995 года № 519 о банковском кредите. Обычно, кроме как в случаях, предусмотренных законом, Нацбанк РБ и его учреждения не осуществляют кредитование хозяйствующих субъектов.

Кредиты могут выдаваться за счет собственных средств банков, мобилизованных средств юридических лиц и граждан за исключением зарезервированных в фонде обязательных резервов, а также приобретенных средств на рынке кредитных ресурсов. Если при кредитовании крупных целевых программ банк не может предоставить заемщику всю требующуюся сумму из-за ограничений, связанных с необходимостью поддержания установленных экономических нормативов, а отказ в кредите не выгоден ни клиенту, ни самому банку, может быть использован принцип консорциального кредитования путем концентрации ресурсов нескольких банков на условиях солидарной ответственности. Такие кредиты обычно предоставляются на долгосрочной основе в сумме не менее 5 млн. долларов в эквиваленте на реализацию инвестиционных программ и проектов. Кредиты юридическим и физическим лицам предоставляются в национальной валюте, а если коммерческий банк имеет лицензию на осуществление валютных операций, то в иностранной валюте.

Для уменьшения рисков банков и для защиты интересов его кредиторов и вкладчиков при размещении их средств и осуществлении других активных операций банки должны соблюдать установленные им экономические нормативы и создавать резервы в качестве компенсационных мер на случай будущих потерь от невозврата долгов. При непогашении кредита банк имеет право предпринять следующие меры:

1) предъявить сумму долга к взысканию в установленном порядке со счета гаранта;

2) реализовать ценные бумаги, принятые в залог;

3) разрезервировать счет по учету депозитов;

4) получить удовлетворение по погашению кредита из стоимости заложенного имущества в соответствии с Законом Республики Беларусь «О залоге»;

5) предъявить к оплате требования и счета заемщика к другому лицу, уступленные им в пользу банка. Выбор банком одной из вышеуказанных мер зависит от формы обеспечения обязательств по возврату кредитов.

Важным инструментом кредитной системы Республики Беларусь является государственный кредит.

Рассмотрим особенности государственного кредита в Республике Беларусь. Государство в лице его органов (Министерства финансов РБ, других республиканских и местных органов) занимает денежные средства у физических и юридических лиц для финансирования государственных расходов, что позволяет покрывать бюджетный дефицит без осуществления денежной эмиссии. И, как показывает опыт стран с рыночной экономикой, использование государственного кредита для покрытия дефицита бюджета является более эффективным и разумным средством по сравнению с монетарными приёмами.

Государственный кредит может быть использован в качестве одной из мер стабилизации денежного обращения. В условиях высокой инфляции государство может проводить политику «дорогих» денег: из обращения на заранее оговоренный срок изымается избыточная денежная масса. По месту получения кредиты подразделяются на внутренние и внешние займы. Для внутреннего государственного кредита Республики Беларусь характерным является кредитование Национальным банком государственного бюджета. Нацбанк может предоставлять правительству республики или местным органам власти кредиты, обеспеченные долговыми обязательствами на предъявителя.

Мощным источником средств для этого служат заёмные средства населения и предприятий, находящиеся во вкладах в системе сберегательных банков. В то же время, если в годовом балансе Национального банка стоимость его активов не соответствует сумме его обязательств, капитала и резервов, Министерство финансов РБ предоставляет Нацбанку РБ долговые обязательства в виде ценных бумаг на предъявителя, выпущенных правительством РБ в сумме, которая необходима для ликвидации дефицита. Эти долговые обязательства погашаются за счет прибыли Национального банка.

Государственный кредит формирует часть государственного внутреннего долга, состоящего большей частью из внешних займов, связанных с развитием международного кредита. В соответствии с Законом «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь» внутренний государственный кредит может выступать в формах государственных займов, кредитов Национального банка на покрытие дефицита и других краткосрочных и долгосрочных обязательств. Минфину Республики Беларусь принадлежит право привлекать заемные средства у юридических и физических лиц от лица совета министров. Обслуживание государственного долга поручено Национальному банку. А контроль за состоянием задолженности государства осуществляется Верховным Советом и Советом Министров в соответствии и законами «О бюджетной системе Республики Беларусь» и «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь», а также другими нормативными актами.

Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год.

Денежно-кредитная политика, являясь неотъемлемой частью общегосударственной социально-экономической политики, имеет многофункциональную природу и должна обеспечивать решение задач, вытекающих из общего контекста социально-экономического развития страны и макроэкономической ситуации, а также связанных с особенностями банковского сектора («кровеносной системы экономики»), который должен обеспечивать сохранность и эффективное размещение активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса [8, с.86-93]. Все эти задачи одинаково важны и взаимосвязаны. Эффективность денежно-кредитной политики определяется тем, насколько удается обеспечить баланс и учет всех стоящих перед ней задач, решение которых требует применения различных, порой «разнонаправленных» мероприятий.

В условиях экономики переходного периода проблемы определения направлений, выбора и реализации инструментов денежно-кредитной политики особенно сложны в связи с тем, что рыночные механизмы экономического регулирования, как правило, в недостаточной степени отработаны, а банковская система не обладает существенным финансовым и организационно-технологическим потенциалом. Кроме того, специфика социально-политической ситуации, деловая культура, сложившиеся стереотипы отношений между различными социальными группами также в значительной степени определяют спектр возможных альтернатив как социально-экономической политики в целом, так и денежно-кредитной в частности, эффективность (неэффективность) тех или иных форм организации и инструментов регулирования экономических процессов.

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь направлена на неуклонное углубление финансово-экономической стабильности, последовательное достижение нормальных, согласно международным стандартам, темпов инфляции и девальвации. При этом Национальный Банк Республики Беларусь исходит из того, что оптимальным является такой вариант денежно-кредитной политики, при котором не допускается резких скачков в уровнях процентных ставок, обменном курсе национальной валюты.

Сегодня можно говорить о том, что последовательное проведение данной политики позволило обеспечить ряд положительных результатов.

1. Беларуси одной из немногих стран бывшего СССР удалось избежать системного банковского кризиса. Конечно, случались и банкротства банков, и определенные сбои в работе. Но даже во время российского дефолта августа 1998 г., оказавшего весьма существенное негативное влияние на банковскую систему и всю экономику РБ, платежи осуществлялись стабильно, вкладчики при желании беспрепятственно могли получить свои деньги.

2. В последние годы в республике достигнуты определенные качественные сдвиги в уровне стабильности национальной валюты и инфляционной ситуации.

Таким образом, отмечу, что в Республике Беларусь продолжается дедолларизация экономики, что обусловлено стабильным обменным курсом национальной валюты, устойчивым снижением инфляции и действующей курсовой политики.

Одним из ключевых инструментов, способствующим обеспечению макроэкономической сбалансированности, является регулирование объемов кредитования. По сравнению с I кварталом 2013 г. отмечается определенное замедление темпов роста кредитов.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2014 г. № 264 в республике утвержден общий план финансирования государственных программ и мероприятий на текущий год. Предполагается, что предусмотренные планом объемы финансирования государственных программ и мероприятий будут кредитоваться банками с учетом имеющихся у них источников, не нарушая устойчивости работы банков и макроэкономической стабильности. Национальный банк совместно с Министерством экономики и банками намерен проводить рассмотрение и анализ кредитуемых банками инвестиционных проектов в рамках государственных программ и мероприятий, в том числе на стадии подготовки нормативных правовых актов о кредитовании таких инвестиционных проектов. Выработана согласованная позиция Национального банка и Правительства относительно того, что кредиты будут предоставляться, в первую очередь, на эффективные, наиболее значимые для экономики проекты, а также реализуемые инвестиционные проекты с высокой степенью готовности.

В течение I квартала 2014 г. ставка рефинансирования сохранялась на уровне 23,5 процента годовых. С 16 апреля 2014 г. она снижена на 1 процентный пункт до 22,5 процента годовых., а с 13 августа составила 20 процентов годовых.

Более интенсивное снижение с начала 2014 года происходило по ставкам предоставления ликвидности — с 35 процентов годовых на начало 2014 года до 28 процентов годовых с 16 апреля 2014 г., что позволило сузить коридор процентных ставок по операциям Национального банка с 15 до 8 процентных пунктов.

В результате снизилась ставка однодневного рублевого межбанковского кредита (с 33,6 процента годовых в декабре 2013 г. до 26,7 процента годовых в марте 2014 г.), а также постепенно снижались ставки на кредитно-депозитном рынке.

Средняя ставка по новым срочным депозитам физических лиц в рублях в марте 2014 г. сложилась на уровне 39,9 процента годовых, снизившись с начала 2014 года на 5,4 процентного пункта.

Средняя ставка по новым кредитам в белорусских рублях в марте 2014 г. составила 39,3 процента годовых, снизившись по сравнению с декабрем 2013 г. на 4 процентных пункта.

Такой уровень ставок значительно превышает фактическую и ожидаемую инфляцию, а также доходность депозитов в иностранной валюте. Поэтому основной принцип процентной политики по обеспечению сохранности вкладов выдерживается.

С учетом данных факторов срочные рублевые депозиты физических лиц за I квартал возросли на 21,9 процента (на 5 трлн. рублей).

С начала года курс белорусского рубля снизился по отношению к евро на 5,6 процента, к доллару США — на 4,9 процента и укрепился к российскому рублю на 4,1 процента. К корзине валют курс белорусского рубля снизился на 2,07 процента.

Реализуемая Национальным банком тактика поступательного движения за рынком позволяет обменному курсу, с одной стороны, реагировать на внешние шоки, с другой — сглаживать негативные эффекты для внешней торговли и экономического роста. В I квартале 2014 г. обеспечено эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы. Коэффициент доступности автоматизированной системы межбанковских расчетов для банков за I квартал 2014 г. составил 100 процентов фонда рабочего времени при нормативном уровне не ниже 99,5 процента.

Доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, в течение I квартала 2014 г. практически не изменилась и на 1 апреля 2014 г. составила 4,4 процента. Специальный резерв на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску, был сформирован в необходимом объеме всеми банками.

Продолжился рост капиталов банков, создавая необходимый резерв средств для покрытия принимаемых рисков. Объем нормативного капитала банковского сектора по состоянию на 1 апреля 2014 г. составлял 55,8 трлн. рублей, увеличившись с начала года на 2,2 трлн. рублей, или на 4 процента.

Вместе с тем в I квартале 2014 г. наблюдалось заметное снижение уровня прибыли банковского сектора как по сравнению с предыдущим кварталом (на 24,6 процента), так и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (на 11 процентов).

Несмотря на снижение прибыли, рентабельность активов и капитала банковского сектора на 1 апреля 2014 г. остается на достаточно высоком уровне — 1,7 процента и 12,9 процента соответственно.

Уровень задолженности и платежей по розничным кредитам относительно ВВП и доходов домашних хозяйств находится в относительно безопасной зоне.

В целях снижения кредитных рисков и более качественной оценки кредитоспособности физических лиц принято постановление Правления Национального банка от 18 апреля 2014 г. № 253 «О некоторых вопросах предоставления кредитов физическим лицам и финансирования под уступку денежного требования (факторинга)». Документом установлена необходимость оценивать кредитоспособность физического лица на основании справки или иного документа, подтверждающего источник дохода кредитополучателя. Такое же требование действует и при заключении банком договора финансирования под уступку денежного требования (факторинга).

Постановление вступило в силу 26 апреля 2014 г. и будет действовать до 1 мая 2017 г.

По данным банковской статистики, за первое полугодие 2014 г. объем кредитных ресурсов, поступивших в экономику, составил 172 трлн. рублей, что на 9,8 процента больше, чем в первом полугодии 2013 г. (в сопоставимых ценах 4 объем выданных кредитов снизился на 7,6 процента), таблица 2.1.1.

Снизились реальные объемы кредитов в жилищное строительство (в первую очередь за счет кредитов, выданных на условиях банков).

Долгосрочных кредитов было выдано на 10,9 процента в сопоставимых ценах меньше, чем в январе-июне 2013 г. В процентах к ВВП доля долгосрочных кредитов снизилась до 14,6 процента (при 16,7 процента в январе-июне 2013 г.).

Объем кредитов на строительство и приобретение жилья по сравнению с первым полугодием 2013 г. в сопоставимых ценах снизился на 17,6 процента 6 (в первом полугодии 2013 г. отмечался рост объемов кредитования жилищного строительства в реальном выражении на 24,7 процента).

На долю кредитных ресурсов, выданных по льготным процентным ставкам двумя банками ОАО «АСБ Беларусбанк» и ОАО «Белагропромбанк», приходилось 93,5 процента всех кредитов в жилищное строительство.

Таблица 2.1.1 Кредитно-инвестиционная деятельность банков

Показатели

Январь-июнь 2013г.

Январь-июнь 2014г.

Темп роста в сопоставимых ценах,%

2014 г. к 2013г.

1

2

3

4

Выдано кредитов, всего

в процентах к ВВП

156 660,3

55,3

172 014,9

50,5

92,4

Долгосрочные кредиты

в процентах к ВВП

47 334,8

16,7

49 911,2

14,6

89,1

Кредиты на строительство жилья, всего

в процентах к объему долгосрочных кредитов

в процентах к ВВП

из них:

льготные кредиты

в процентах к кредитам на строительство жилья

6 086,2

12,9

2,1

4792,7

78,7

5 811,0

11,6

1,7

5435,2

93,5

82,4

97,8

Без учета кредитов физическим лицам в экономику поступило 38,1 трлн. Рублей долгосрочных кредитов, что в реальном выражении на 10,1 процента меньше, чем в январе-июне 2013 г. (таблица 2.1.2).

По отношению к ВВП они составили 11 процентов.

Таблица 2.1.2 Кредитные вложения банков по видам экономической деятельности (без учета кредитов физическим лицам)

Показатели

Январь-июнь 2013г.

Январь-июнь 2014г

Темп роста в сопоставимых ценах,%

2014 г. к 2013г

1

2

3

4

Выдано долгосрочных кредитов из них по видам экономической деятельности:

35 877,2

38 144,4

89,9

сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство

в % к объему долгосрочных кредитов

5707,6

15,9

3142,4

8,2

46,5

обрабатывающая промышленность

в % к объему долгосрочных кредитов

13762,4

38,4

16485,1

43,2

101,3

в % к объему долгосрочных кредитов

1282,8

3,6

1561,9

4,1

102,9

торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий

в % к объему долгосрочных кредитов

8494,1

23,7

8763,7

23,0

87,2

Следует отметить значительное сокращение предоставления долгосрочных кредитов организациям сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства.

Хотелось бы отметить некоторые положения, из которых Национальный Банк Республики Беларусь исходит при разработке денежно-кредитной политики республики.

Во-первых, стратегической целью белорусского государства является обеспечение социально-экономической стабильности в республике, проведение взвешенных реформ, направленных на повышение уровня жизни народа. Это означает, что денежно-кредитная политика должна разрабатываться и реализовываться таким образом, чтобы не допускать или, по крайней мере, обеспечивать максимальное смягчение возможных «шоков».

Во-вторых, несмотря на то, что основу производственного комплекса экономики республики составляют высококонцентрированные предприятия, относящиеся к сложным, довольно наукоемким отраслям обрабатывающей промышленности (машиностроение, металлообработка, химия и нефтехимия и др.), в целом технологическая структура сложилась в условиях «дешевизны» сырьевых, энергетических, трудовых, а также финансовых ресурсов. Модернизация такой структуры, которая является весьма инерционной, требует времени и значительных инвестиций. С другой стороны, функционирование такой технологической структуры сопряжено с рядом других фундаментальных отношений в экономике и социальной сфере. Речь идет о системе перекрестного субсидирования, поддержании низких цен, не покрывающих издержек, на сельскохозяйственную продукцию, услуги жилищно-коммунального хозяйства и ряда других отраслей. И с этой точки зрения «завышенный» уровень официального валютного курса является «составным элементом» сложившейся, искаженной по отношению к мировому уровню, структуры цен ресурсоемкого типа технологического базиса производства. Денежно-кредитная политика должна осуществляться в комплексе с финансовой, фискальной и создавать условия для модернизации производства, достижения нормальных, по мировым меркам, ценовых соотношений на предметы конечного спроса, ресурсы и факторы производства.

Третья установка — общего характера, которая, тем не менее, непосредственно определяет возможные параметры, направления денежно-кредитной политики, результаты реализации ее мероприятий и заключается в том, что экономика Беларуси в целом отвечает критериям «малой открытой экономики». Малая открытая экономика тесно связана с внешним миром, но сама не в состоянии оказать ощутимого влияния на конъюнктуру мирового финансового рынка.

2.2 Основные направления реформирования кредитной системы Республики Беларусь

В республике постепенно развиваются кредитная система, адекватная рыночным отношениям, и рынок ссудных капиталов. Вместе с тем в трансформационной экономике действуют факторы, тормозящие данные процессы, связанные с недостаточной разработанностью общей макроэкономической стратегии трансформации национальной экономики, незрелостью рыночных отношений, кризисом производства, инфляцией, отсутствием четких правовых основ рыночного механизма кредитования и низким уровнем развития кредитной системы. В таких условиях перераспределение кредитных ресурсов приводит к переливу ссудных капиталов из сферы производства в сферу обращения, способствуя нарушению макроэкономической сбалансированности. В определенной мере это объясняется тем, что в период трансформации экономики происходит ломка государственно-административной кредитной системы, восстанавливаются принципы, функции, инструменты рыночной кредитной системы и формируется кредитная инфраструктура.

В связи с этим возникает объективная потребность в разработке практических рекомендаций по реформированию кредитных отношений в Беларуси.

В развитых государствах качество кредитных отношений предопределяется переходом к рыночно-ориентированной модели кредитной системы, в то время как в странах с трансформационной экономикой — становлением банкориентированной модели, что подтверждают закономерности и тенденции развития кредитных отношений в этих странах.

Кредитная система представляет собой упорядоченную совокупность кредитных отношений, которые реализуются через систему кредитных институтов и кредитный механизм (взаимодействующих с кредитным потенциалом), способную к институциональному и функциональному саморазвитию. Она представляет собой исторически сложившийся сектор экономической национальной системы, в настоящее время приобретающий глобальный характер. Ей присущ определенный кредитный механизм, с помощью которого реализуются экономические связи: